как пережить сознание сделанной ошибки?
Здравствуйте, уважаемые психологи! В моем вопросе два вопроса: как надо было поступить по-совести (или морали христианина..), и как теперь простить себе и жить, осознавая что сделали неправильно. У наших 80-летних родителей случился в квартире пожар. После этого мы с братом пытались "раскрутить проблемы". Пережить пришлось многое и нам и родителям, переводя их из одной больницы в другую (у них уже были гериатрические проблемы, инсульт у папы и склероз у мамы, и им нужен постоянный присмотр).Взять к себе мы не могли (я живу в другом городе, а брат один - и на ответственной работе). В конце концов устроили в хорошее место по типу "дома ветеранов", за городом, комфортальное, регулярное питание и постоянный уход,ехать правда далеко.Брат их навещал раз в неделю,а я каждую третью.Переживала,жалко их так было,и до сих пор, что брошены они там, что неправильно делаем, ведь старики должны жить в семье! (Но как же тогда нам, бросить работу?). Через 5 месяцев умерла мама, во сне. Папа ее "обнаружил" (они жили в одной комнате). Персонал ничего говорить ему не стал о смерти жены, т.к."он вряд ли понял, как в своем мире после инсульта".Я когда приехала, то сразу поняла, что папа все понял...(они прожили 51 год вместе!),он конечно был убит горем, но умолял взять его на похороны.Брат решил не рисковать и не брать отца:его там еще "удар схватит, или сердце не выдержит, и тогда и у брата тоже". Я боялась настаивать на своем желании и отца (папа очень хотел проводить маму в последний путь!), т.к. брат говорил "ты приедешь и уедешь, а мне здесь расхлебывать, если что случиться"... С большим усилием мы "уговорили" папу не ездить.. И мы оставили его одного там с этим горем.. Самим надо было похороны организовывать.. Нам наверное было все же легче, т.к.мы не были одни и "заняты заботами похорон", а папа наедине с горем... Я не могу себе этого простить... Как мне теперь жить с таким чувством большой ошибки.. Конечно, я думаю, риск был бы брать его, но по христианской морали надо было дать ему проститься с мамой. Когда я прокручиваю в голову как надо было поступить, то взяла бы отпуск и рядом с отцом (ночевать там нельзя, но хоть каждый день туда бы приезжалы..Мы еще боялись, что обратно его не возьмут, если с ним что-то случиться, а туда в этот Дом было очень сложно достать место. Скажите, правильно ли мы сделали, не взяв отца на похороны мамы из-за его здоровья и как мне теперь жить с этим чувством вины... Надо ли бросить все и забрать отца "к себе". А кто будет сидеть с ним?
Вопрос от: ; Возраст: 46

психолог онлайн
Здравствуйте, Natalia.
Примите мои соболезнования в связи со смертью матери.
К сожалению, я Вас очень хорошо понимаю, самой пришлось год назад пережить ситуацию принятия решения и взятия ответственности на себя. А когда всё произошло, пришло протрезвление и стало казаться, что могло всё быть по другому. Может и могло быть, а может и нет. Этого никто утвердительно сказать не может. В критической ситуации человек поступает максимально трезво, насколько это возможно, учитывая массу факторов.
Не взяв отца на похороны Вы защищали себя и его от возможного удара.
Произошло так как произошло. Подумайте,на сегодняшний момент каким образом Вы можете уделить внимание отцу. Ведь на данный момент и его и Ваша жизнь продолжаются.
Рассмотрите различные варианты. Обсудите это с братом. Если почувствуете необходимость в очной встрече с психологом, обращайтесь.
С уважением.
психолог онлайн
Здравствуйте Наталия. Понять и осознать боль Вашей утраты не сложно, у всех нас приходит такой момент, когда мы вынуждены расстаться… Но всё же ответственность за принятие или не принятие конкретного поступка лежит на нас самих. Вы задаёте конкретные вопросы и хотели бы получить на них ответ и в случае провала, переложить ответственность на другого, к сожалению в данной ситуации дать вам конкретные указания к действию – это привести к непрогнозируемым последствиям (этого нельзя делать заочно). Есть предположение, что выбор, как поступать Вы уже сделали, только боитесь – это признать и озвучить. По поводу ситуации не взятия отца на похороны матери: дело в том, что мы с вами живём не вчера и не завтра, а сейчас, а Вы пытаетесь пересмотреть ситуацию прошлого с позиции настоящего и ставите негативные установки в будущее. Если сейчас посмотреть на нашу прошлую жизнь, то очень многие люди захотели бы внести в неё изменения. В тот момент, когда Вы принимали решение, оно было максимально правильным из имеющихся у Вас и так будет всегда. Ваше решение основывалось на позитивных намерениях и будьте уверены, в тот момент было правильным, а как бы было по-другому, мы можем только гадать и не факт, что второй вариант, был бы лучше. Жизнь прекрасна тем, что у нас всегда есть выбор и делая его мы движемся вперёд и как было бы по другому – это всего лишь фантазии. Я не вижу оснований для прописания себе сценария «виновного человека». В экстремальных случаях очень часто наш организм включая психику, находится в изменённом состоянии и работает, как бы на «автопилоте», так вот находясь в данном состоянии мы руководствуемся первичными инстинктами и Вы с братом поступили в гармонии с природой – уберегли и сохранили отца. Жёстко, но выбор сделанный Вами оставил в живых вашего отца и это есть подтверждение верного поступка.
консультация психолога
Здравствуйте,Natalia!
Я согласна с Вами, для Вашего отца действительно было бы лучше проводить жену в последний путь, проститься с ней в кругу близких, поплакать вместе с Вами.
Но нет людей, которые не ошибаются, все мы делаем ошибки, Вы были в стрессовой ситуации, и не знали как поступить.
Думаю, очень важно осознание ошибки, Вы можете ее поправить, взяв отца на поминки. Для всех людей важна возможнось оплакать родного человека в кругу близких. А для пожилых людей, это особенно важно. После таких чувствиельных моментов им легче переносить одиночество, и легче принимать неизбежность собственной смерти.
консультация психолога
Natalia, вы поступили так, чтобы продлить отцу жизнь, чтобы можно было и дальше вам общаться. Если вы бросите работу и возьмёте отца к себе, то будите вместе нищенствовать. Ведь ему нужен уход и лекарства, наверное. Мне кажеться, вы больше можете для него сделать, если будите работать.
консультация психолога
Здравствуйте, Наталия. Часто в жизни дети подменяют чувство любви к родителям чувством вины и "долгом" перед ними. Мы живем в реальном мире, где нужно зарабатывать, да и не только в этом дело...Дело не в том, сколько времени вы проведете с отцом и где - дома или в интернате. Важно сказать ему, что вы любите его, дорожите им,благодарны ему, что он нужен Вам и много значит для вас в этой жизни. Эти слова заменят многие материальные блага и возможности(или невозможности).
Дополнение от автора
Огромное вам спасибо. Я боялась вначале читать ваши ответы. А потом, прочитав, почувствовала реальную поддержку, как будто вы все "подставили мне свои плечи" или протянули руку помощи. Спасибо вам!