Как помочь подруге, потерявшей маму?
Здравствуйте.
У моей подруги умерла мама. Мама последние несколько лет болела, потом случился тот ковид, и она умерла в больнице от пневмонии. Подруга одинокая, родственники все далеко, на похоронах её мамы были только мы с ней вдвоём. Сейчас она погрузилась в горе. Нет, не опустилась, не сидит сутками на месте, но ей больно. Я её отлично понимаю, потому что много раз теряла близких людей. Но я не знаю, как мне себя вести рядом с ней, как утешить, как сопереживать. Помню, мне самой эти сопереживания были не нужны, утешения "восстанавливайся, возвращайся к жизни" вызывали раздражение (вроде как обесценивание моей утраты, отсекание мамы, типа, мама уже в прошлом - начинай жить). Я подруге помогаю по хозяйству, готовлю (а то она только компот с бутебродами пьёт), слушаю её рассказы о маме. Но у меня такое чувство, что я только мельтешу, а толка от меня нет. Посоветуйте, как в таких случаях себя вести, как помочь человеку пережить потерю, как поддержать?
Вопрос от: ; Возраст: 38

психолог онлайн
То, что вы рядом с подругой - уже большая поддержка для нее. Вам по своему опыту известно, что утешения, мотивирующие фразы про то, что надо держаться и дальше жить и т.д. не помогают. Это действительно так. Вы очень тонко ощутили, что это звучит как обесценивание тем чувствам, которые есть. На самом деле, то, что вы слушаете рассказы о маме, разделяете ее переживания, находитесь рядом - это как раз все, что вы можете сделать для нее, это огромная поддержка для вашей подруги в переживании ее потери, в этом точно "есть толк", даже если он незаметен. Но позаботьтесь и о себе пожалуйста: находиться рядом с человеком в его горевании может быть очень тяжело, особенно если вы не до конца прожили свое (вы упомянули, что сами сталкивались с потерей). Поэтому прислушивайтесь к себе, насколько выносимо вам быть рядом с такими переживаниями, берегите и себя.
психолог онлайн
Кстати, вы можете ведь и спросить у подруги, нужны ли вы ей (если переживаете, что "мельтешите").
Дополнение от автора
Алена, спасибо за отклик.
Да, у меня в жизни было много горя, я и вправду не оправилась ещё от своих потерь и переживаний. Но как ни странно, во мне как раз от этого очень велика потребность кому-то помочь, кого-то поддержать в том, чьи чувства мне невероятно близки и понятны. Я не знаю, откуда во мне ресурс и силы на сопереживание и поддержку, но они точно есть, поэтому за своё психологическое и психическое здоровье я не боюсь - выдержу, мне это по силам.
У подруги я спрашивала, чем ей помочь. Она сказала, что ничего для неё не надо делать, просто будь рядом, чтобы было кому рассказать о горе. И я рядом. Но меня напрягает, что я всё слушаю почти молча. Во мне столько слов в ответ, я её горе понимаю каждой клеточкой, но все слова, которыми мне хочется её утешить, значимы пока я молча. А когда я их говорю, они становятся какими-то пустыми, казёнными. Я не знаю, как утешать. Мне надо что-то ДЕЛАТЬ для поддержки, для утешения.
психолог онлайн
Здравствуйте
Это замечательно, что вы поддерживаете подругу, находитесь с ней рядом, спрашиваете как ей помочь. Но все же ненадо переоценивать свою роль в жизни другого человека. Она должна пережить это самостоятельно, вы не можете взять на себя ее горе.
Скажите, как так получилось, что у вашей подруги кроме вас никого нет? Мама действительно для большинства людей является очень значимым человеком и ее утрата очень болезненна. Но все же, в таком возрасте, обычно у людей уже на первом месте собственные семьи и есть друзья, коллеги по работе.
Все ли в порядке в личной жизни у вас? уверены ли вы, что у вас все замечательно и вы не пытаетесь жить жизнью подруги чтобы отвлечься от того, что вас неудовлетворяет в вашей жизни?
психолог онлайн
цитата:
Посоветуйте, как в таких случаях себя вести, как помочь человеку пережить потерю, как поддержать?
Здравствуйте! Важно просто быть рядом. Даже молча. Что Вы в принципе и делаете. Возможно Вам сложно выносить трудные эмоции? Нет правильной инструкции поддержки. Вы всегда можете поинтересоваться у подруги, например так: Как мне тебя поддержать? Чем я могу быть полезна сейчас? Что бы ты сейчас от меня хотела? На этапе острого переживания горя человеку обычно нужен рядом другой человек. Обнять, взять за руку, молча. Разделить чувства, выслушать понимающе. И действительно Вы правы, что обесценивание факта утраты и советы не на пользу, а во вред.
Дополнение от автора
Ответ Соломии
У подруги никого нет, кроме меня, потому что тут вот какая истории. Наши мамы больны одной и той же болезнью. Неизлечимой. Из-за этой болезни мы познакомились в соцсетях, где родственники делятся опытом по уходу и поддерживают друг друга. По мере общения выяснилось, что мы с одной девушкой живем в одном городе, недалеко друг от друга. Так мы стали встречаться, помогать друг другу, дежурили даже в больнице, когда кого-то из наших мам туда госпитализировали. Продолжалось это около четырех лет. Обе мы, чтобы ухаживать за родителями, ушли с работы (работаем на дому), растеряли из-за болезни друзей и коллег (нет сил, времени и возможностей на встречи и развлечения). Вот так мы сильно сблизились.
У меня, Вы правы, нет никакой личной жизни, потому что мама требует неотлучного наблюдения. Но я не пытаюсь участием в жизни подруги компенсировать свою личную неудовлетворенность. Просто я теряла много близких людей, я помню, как это больно. У подруги смерть мамы - первая потеря в жизни, поэтому мне хочется облегчить ей боль.
Дополнение от автора
Ответ Анне Борисовна
Я помню свои ощущения после смерти близких - мне вообще никто не был нужен. Все сочувствующие с их скорбными лицами, старательно подбирающие слова, меня только раздражали; мне хотелось, чтобы все ушли, оставили меня со своими переживаниями в покое и дали мне выплакаться, одной пережить горе. В то же время я понимаю, что люди сочувствовали мне искренне.
Поэтому я с подругой не совсем понимаю, как мне себя вести. Не хочется напрягать её своим сочувствием, и в то же время хочу ей помочь пережить горе.