Как избавиться от страха перед старшими
Добрый день! Я не могу справиться со страхом перед начальством и перед людьми которые старше меня, причём это проявляется и в личных отношениях и на работе. Меня воспитывали так, что когда взрослые говорят надо слушать, не перебивать, не вступать в разговор, когда общаются люди между собой. Если я ребёнком была за столом на праздниках вместе со взрослыми, то мне не разрешали начинать разговор, высказывать свою точку зрени и др.А если меня о чём то спрашивали, то я видела что на меня напряжённо смотрят родители и ждут правильно ли я буду говорить, не скажу чего-нибудь лишнего, и я всегда с испугом, краснея, что-то говорила в ответ, поглядывая на родителей, которые одобрительно кивали. А если я говорила что-то не то, то под столом чувствовала как меня шипают, чтобы я поскоре замолчала. Это детские обиды, и я понимаю, что уже на должна ориентироваться на родителей, на их одобрение, но этот страх сидит во мне постоянно. Я до сих пор не могу свободно разговаривать с посторонними людьми, я боюсь что что-то неправильно скажу и меня одёрнут, обсмеют и тем более не могу отстаивать свою точку зрения, даже боюсь её высказать- вдруг все будкут другого мнения. Помогите пожалуйста, посоветуйте, потому что сама не могу себя переменить.
Спасибо
Вопрос от: ; Возраст: 21

психолог онлайн
Marlena; конечно, родители , возможно из лучших побуждений, стараясь помочь вам не ошибаться, не сумели воспитать в вас главного – уверенности в себе, своих возможностях ( в том числе и в возможности выбрать правильный ответ, сделать правильный выбор. А еще, скорее всего у вас присутствует и страх ошибиться- хотя любой человек делает ошибки и это нормально.
Самостоятельно действительно может быть сложно изменить свое поведение(хотя нет ничего невозможного). Самый простой и относительно быстрый способ что-то изменить- занятия в группе - возможно, тренинга общения- где вы сможете тренировать разные способы поведения, или быть может, терапевтическая группа - где вы не просто измените поведение, а и что-то внутри себя- больше уважения и принятия, больше доверия себе. Вы уже сделали первый шаг- написали на портал. Не бойтесь идти дальше. Удачи вам!
А пока попробуйте высказать свое мнение в группе, которая для вас не очень значима. А и пусть будут другого мнения - чем больше, тем лучше. Ну и пусть скажут- ты неправа. Вы не обязаны всегда и во всем быть правыми, все знать, всем угождать. Попробуйте завязать беседу ( а лучше дискуссию) в автобусе-с бабульками, (все равно ведь выйдете и больше этих людей не увидите), в магазине, где-то , где для вас контакт не значим и может быстро оборваться. Пробуйте доверять себе, своим чувствам, желаниям - вы взрослый человек, вы имеете право на собственное мнение, даже если оно ошибочно.
психолог онлайн
Здравствуйте, Marlena. Знаете, есть такая фраза: "чтобы справиться со страхом, надо вначале посмотреть ему в глаза". ВЫ это уже делаете и это верный признак того, что у вас есть все силы преодолеть его. Давайте посмотрим, что можно извлечь положительного из вашего страха сказать или сделать что-то не то, желание искать одобрение у других?
Что я увидела в вашем письме - так это то, что вы очень старательная, исполнительная и послушная, как дочь, так и сотрудница. И в этом заслуга и ваших родителей тоже. Подумайте об этом, как это отзывается в вас? Может какие-то другие способности или качества развились у вас благодаря такому воспитанию???
Вы, мне показалось после прочтения, Переживаете от того, что не хватает сил проявлять искренность, быть самой собой не боясь оценки со стороны других? Прежде всего - вы имеете такое же право как и другие люди на ошибку - хотя возможно в детстве вам говорили, что вы должны быть лучше других и не должны совершать ошибок. Родители больше всего хотели вас оградить от разочарований. Дайте себе разрешение иногда быть естественной, разрешите себе иногда ошибаться по мелочам, пробуйте говорить о своих чувствах, мнениях с помощью "Я-сообщений"(если необходимо - я )
Когда вы боитесь оказаться неправой или сказать "что-то не то", кем вы больше себя чувствуете? взрослой девушкой или ребенком, который ищет похвалы?
отследите, в какой роли вы в тот момент?
Вам хочется, чтобы вас принимали, одобряли ваши слова и поступки. А сами вы их одобряете и принимаете?
Начните с того, что начните хвалить себя! Говорите себе приятные слова, комплименты за все что вы делаете, сделали. Дарите себе подарки. Это первое, с чего нужно начать, чтобы начать любите сея не за достижения, не за правильные слова и решения, а за то, что вы есть, любите свою уникальность и индивидуальность. Удачи вам!
психолог онлайн
Marlena,
ваш страх можно назвать страхом социальной оценки. Этот страх уже стал частью вас, вы так долго жили с ним, что теперь желательно посетить психолога и поработать очно. Это первое. Второе - нужно постепенно, по шажочку приручать свой страх, чтобы ваш страх начал вас бояться, а не наоборот. Боитесь высказаться перед большой аудиторией - ищите место, где можно это делать и делайте, боитесь сказать постороннему что-то не то - говорите как можно чаще с посторонними (хотя бы в транспорте, время спросить или дорогу). В этот момент важно не думать об оценке, о том, как вас воспринимают, а думать о самом действии, об информации, которую вы получите в ходе общения. Можно записаться в аматорский театр или студию, пройти курс ораторского мастерства - вариантов масса. Относитесь к своему общению как к репетиции, тренировке, в ходе которй обязательно будут ошибки, которые потом можно будет исправить. Удачи вам!
консультация психолога
Здравствуйте, Marlena.
Ваш текст, несмотря на ваш страх перед старшими, довольно легко и приятно читается. Чувствуется, что потенциально вы очень уверенная в себе девушка. К сожалению, тот страх который вы испытываете, стал частью вашей личности. Сейчас подходящий возраст чтобы начать все исправлять. Умеренно долгосрочная психотерапия, я уверен, будет для вас очень результативной. Выбирайте психолога, и ходите. Малые группы будут следующим вашим шагом.