Вопрос о восприятии смерти
Здравствуйте.
В связи с распространением пандемии и нескольких смертей на работе, наблюдаю как люди реагируют на это.
Я была крайне удивлена, что достаточно большое взрослых количество людей в моем кругу общения воспринимают смерть как что-то подобное прибытию НЛО на землю. Их это шокирует, они не готовы с этим пересекаться, они об этом не думали раньше и думать не хотят иногда сознательно. Последний разговор вообще заставил написать сюда данный вопрос.
В разговоре я озвучила мысль, что смерть от старости или в результате обширного заболевания это естественный процесс. Что все мы состоим из плоти и у каждого свой век. Например, я понимаю, что скорее всего мне прийдется хоронить родителей и в этом нет чего-то сверх ужасного или не обычного. Я понимаю, что муж у меня на 10 лет меня старше курит с 8 лет и я понимаю, что могу потерять его гораздо раньше чем он меня.
После этих слов коллега сказала, что никогда не думала о том, что родители могут умереть. Я ее удивила и она такими испуганными глазами на меня смотрела, что мне стало стыдно за свои слова. Примерно те же испуганные глаза были у другой коллеги когда умер начальник на фирме.( Он умер не выходя из комы. Знал что болеет и все равно ходил. А потом слег за 2 дня.) В переживании утраты моя взрослая коллега ходила точно неделю. Со слезами и всем сопутствующим. Они не были близкими в общении людьми.
Может это со мной что-то не так? Я понимаю есть чувство утраты и горе надо пережить. Но, вот что бы не задумываться о том, что если человек раньше тебя родился и скорее всего уйдет тоже раньше? Не воспринимать это и сознательно избегать этих тем даже в голове это как? Все на работе сказали, что боятся смерти. Не страданий, не того, что их семья останется без них а самого факта. А я не понимаю чего в ней страшного, а все остальное наоборот пугает ( что близкие будут страдать).
Это все меня так запутало. Особенно испуганные глаза знакомой на работе. Где понять что здесь есть норма? Почему люди так по разному это воспринимают? Может ли быть мое восприятие смерти связано с тем, что я потеряла 2х близких в детстве и наростила броню к этому? Но по словам других они тоже сталкивались с подобным в детстве, а реагируют по другому. Еще думаю, возможно дело в генах, т.к. бабушка и прабабушка мои покончили жизнь самоубийством в разное время( псих. диагнозов у них не было). Я боюсь, что а вдруг это не норма, что я так на это смотрю. Буду благодарна если подскажете какое восприятие здесь норма а какое нет. Спасибо!
Вопрос от: ; Возраст: 27

психолог онлайн
Мария Валериевна Радченко
Наталия Павловна Венглинская
Добрый день.
Я бы в теме страха смерти не искала норму. У вас есть свой бекграунд, в связи с чем у вас есть личная адаптация к теме смерти, "броня, как вы говорите".
Я не уверена, что вы прям безразличны. И ещё у меня интерес вызвал ваш стыд.
Я ответила на ваш вопрос?
психолог онлайн
Здравствуйте.
цитата:
После этих слов коллега сказала, что никогда не думала о том, что родители могут умереть. Я ее удивила и она такими испуганными глазами на меня смотрела, что мне стало стыдно за свои слова. Примерно те же испуганные глаза были у другой коллеги когда умер начальник на фирме.
цитата:
Это все меня так запутало. Особенно испуганные глаза знакомой на работе.
Почему Вам было стыдно за свои слова? Что конкретно Вас запутало?
цитата:
Может ли быть мое восприятие смерти связано с тем, что я потеряла 2х близких в детстве и наростила броню к этому?
Такое возможно.
цитата:
Где понять что здесь есть норма?
цитата:
Может это со мной что-то не так?
"Норма" в психологии - широкое понятие. И Ваша реакция на смерть близких в форме рационализации (чисто логического, прагматичного подхода к смерти без яркого эмоционального окраса) - это одна из возможных реакций на утрату.
Я склонна считать, что с Вами всё "так", просто у Вас такой защитный механизм в ответ на тяжёлые жизненные обстоятельства в прошлом.
психолог онлайн
Добрий день
Поняття норми у психології, можна розглядати лише у значенні «індивідуальна норма»
Ваша реакція на смерть більш раціональна. Ви описуєте логічно і гарно все пояснюєте. Але ви писали про втрату і горювання. А процес горювання- це якраз емоційний процес. Ось ті емоції, які виникають у ващших знайомих. А у вас не має. Думаю, що це пов’язано з вашим минулим досвідом. А також з почуттям сорому, який ви згадали поверхнево.