Ребенок дерётся
Здравствуйте, посоветуйте, что делать. Сын 2.5 начал драться по поводу и без. Если что то не по его бьёт меня и мужа, так же и близких. Может кинуть игрушкой в лицо просто так, ситуация- ничего не происходит он стоит рядом и резко кидает в лицо предмет любой. Может укусить, такое чувство, что он даже не понимает что он в этот момент делает. Сын активный, всегда ему нужно движение, бегать прыгать, в такой игре так же не замечая Может подбежать и укусить. Пошёл в сад осенью, в саду не дерётся по словам воспитателя. Я пыталась объяснять спокойно, держу руку когда замахиваеться и объясняю. После сада изначально поведение сильно испортилось, но со временем наладилось, осталось только то что он дерётся. Иногда срываюсь могу накричать, пробовала разные способы, не помогает. В семье драк не происходит, что бы он видел подобное поведение. Голос с мужем повысить можем друг на друга, но обычно это пару минут и успокаиваемся. Ребёнка мы не наказываем физически. Помогите разобраться, как реагировать и из-за чего такое поведение, возможно мы с мужем что то не так делаем. Спасибо за ответ.
Вопрос от: ; Возраст: 30

психолог онлайн
Оксана Николаевна Третьякова
Добрый день, Татьяна.
Что Вы чувствуете, когда сын себя так ведёт? Как у Вас в семье с выражением агрессии и других эмоций? Если существует запрет на проявление злости, носите и копите её в себе, то сын это делает за вас с мужем. Как правило, через младшего члена семьи проявляется симптом семейной системы.
Почему сын усвоил, что вас можно бить, кусать, что-то бросать? Как обстоит дело с обозначением и защитой вами своих границ? Кому принадлежит власть в семье?
Обратитесь за помощью к психологу, чтобы более детально разобраться в ситуации и найти решение.
психолог онлайн
Оксана Николаевна Третьякова
Добрый день, Татьяна. Агрессивное поведение — неотъемлемая часть развития ребенка. В возрасте двух-трех лет ребенок может укусить или ударить, чтобы выразить разочарование, самоутвердиться, защитить свою игрушку. Такое поведение является формой «общения», часто единствен­ной для выражения того или иного состояния, например: «Я сержусь!». Обида и гнев — нормальные человеческие эмоции и нет ничего плохого, что время от времени они охватывают и вашего ребенка. Бояться этого не надо, но нелишним будет задать себе два вопроса: почему малыш испытывает подобные отрицательные эмоции (какая именно причина вызывает их) и как помочь своему ребенку научиться их контролировать? Проявление агрессии — это отражение его внутреннего дискомфорта, сигнал о помощи, неумело продемонстрированный окружающим.
Вот типичные поводы, побуждающие малыша прибегать к агрессивным средствам нападения или защиты:
Любопытство. А что из этого выйдет?
Обилие запретов. Он не может удовлетворить свое естественное любопытство и объясняет доступными для него средствами: стучит, швыряет, колотит и яростно сопротивляется.
Страх. По принципу: лучшая защита — нападение. Если в обстановке, в которой живет малыш, чувствуется постоянное напряжение (например, ссорятся родственники), малыш не чувствует себя в безопасности и заранее готовится к обороне.
Ревность. Он просто кого-то «не поделил». Или вас, или папу, и нападает, видя соперников.
Усталость. Мы часто забываем, что эмоционально маленький ребенок устает быстрее, чем физически. Возбуждение идет по нарастающей, а «затормозить» малыш не может. В этом случае буйное поведение — это естественная разрядка организма.
Протест. Возникает в основном от чувства собственного бессилия. Ребенок не может объяснить вам так, чтоб вы его поняли. От отчаяния и бессилия ребенок кидается в такие крайности.
Привлечь внимание. Ваше, родительское, или тех, кто находится рядом с ним. Дети любят быть в центре внимания, а это так просто: затей драку, стукни — и все на тебя посмотрят. Пусть с осуждением. Для малыша главное, что его наконец-то заметили.
Скука. Ребенок не знает, чем себя занять, и таким своеобразным способом развлекается. Возможно, он просто привык постоянно находиться в центре внимания. А если вы отвлеклись от своих обязанностей, надо срочно принимать меры. Другая причина (она проистекает из первой) — ребенок просто-напросто не умеет сам найти себе занятие.
Регрессия. Возвращение старой привычки. Это говорит о том, что у ребенка тяжелые времена. Такое бывает, например, когда что-то резко меняется в его жизни (переезд, начало посещения садика) или вокруг складывается неблагоприятная обстановка. Ребенок словно пытается вернуться в те времена, когда ему жилось хорошо и спокойно. Кто-то начинает сосать палец, грызть ногти, а кто-то — драться, чтобы защитить себя.
Привычка. У ребенка сформировалась стойкая привычка плохо вести себя. Случается такое всегда и только при поддержке взрослых людей. И стимулирует впрямую ее развитие пример и советы взрослых. «Не давай себя в обиду», «дай сдачи», «не будь слабаком». Или, наоборот, взрослые слишком снисходительно относятся к мелкому хулигану и оправдывают и прощают.
Стратегия, тактика и профилактика:
Избавьте своего ребенка от излишней опеки и бесконечных запретов. Понаблюдайте сами за собой. Вспомните, что вы сделали и сказали перед тем, как малыш начал сердиться, злиться, сопротивляться. Пересмотрите свою тактику: агрессия сразу пойдет на убыль.
Не допускайте никаких компромиссов. Терпеть хулиганство нельзя, иначе ребенок будет считать, что ему все дозволено. И вам же самим в сто раз труднее будет объяснить, почему сегодня нельзя делать то, что вчера было можно.
Реагируйте немедленно. Делая замечание, останавливая боевые действия малыша, говорите негромко, но уверенно: «Прекрати!» «Мне это не нравится», «Нельзя драться!»
Будьте снисходительны. Если малыш устал, ему действительно трудно удержаться от того, чтобы не показывать свое настроение. Посочувствуйте и успокойте. Возьмите на руки, скажите, что вы понимаете его и хотите помочь.
Помогите ему выразить свои чувства иначе. Дети часто не понимают, что их беспокоит, оттого так странно ведут себя. Скажите за ребенка то, что он чувствует. Например, «Ты обиделся, что я с тобою не играю?». Малыш вскоре поймет, что, вместо того чтобы драться, он может выразить словами гнев и недовольство.
Не покупайтесь на истерики. Если вы сказали: «Нет, нельзя», — никакие истерики и попытки манипулировать родителями не должны превратить это в «да».
Покажите свое отношение. Вы недовольны, сердиты? Пусть он знает об этом.
Постарайтесь не кричать, опускаясь тем самым до детского уровня. Главное, чтоб ребенок понял: тактики вы не измените, дурным поведением от вас не добиться ничего.
Отказывайтесь играть с малышом, если игру он путает с дракой.
Будьте понятны. Малыш укусил вас или ударил? Громко вскрикните.
По мере взросления дети учатся контролировать свои агрессивные импульсы, выражать их в социально прием­лемой форме.
психолог онлайн
Оксана Николаевна Третьякова
Доброго дня Таня! Колеги дали вже багато корисних порад, тому не стану повторюватися... Додам лише, що є певні суттєві відмінності у вихованні дівчат та хлопчиків... Те, що чудово підходить дівчаткам, абсолютно не спрацьовує з хлопчиками... Певне, потрібно зрозуміти, що саме спричиняє бажання дитини так себе поводити, бо у форматі сайту можна лише робити певні припущення і напевне можна сказати однозначно лише при індивідуальній зустрічі... Але те, що мамині пояснення хлопчиком сприймаються всього лише як надокучлива формальність, після якої можна продовжувати все робити як і раніше - однозначно! Хто в сім'ї здебільшого займається виховання сина: Ви чи Ваш чоловік?