Про восприятие сообщений
Здравствуйте.
Однажды собеседник в Сети сказал о том, что восприятие сообщений происходит несколько иначе, чем в соответствии с заложенной в них эмоциональной характеристикой. Жестче, что ли.
Уважаемые психологи! Существует ли какая-то общая тенденция в восприятии сообщений? Можно ли это как-то изменить? И как?
Питання від: ; Вік: 47

психолог онлайн
Виталий Викторович Бондарчук
Доброе утро!
А как это для Вас заучит? Каждый человек воспринимает текст по своему и пропускает через себя, возможно, что доя Вашего друга это было жестко, но не значит, что для Вас так же
психолог онлайн
Ирина Григорьевна Инститорова
Виталий Викторович Бондарчук
Доброе утро, Ирина!
цитата:
Существует ли какая-то общая тенденция в восприятии сообщений?
Общее, по моему мнению, лишь то, что в любом сообщении есть два уровня - текст и подтекст. И если с первым более-менее все понятно, то со вторым возможны весьма существенные разночтения. Обязательно будут сказываться такие вещи, как эмоциональное состояние обоих, их актуальные желания, степень близости, мировосприятие, жизненный опыт, готовность быть услышанным и понятым и готовность услышать и понять...
цитата:
Можно ли это как-то изменить
Если и можно что-то изменить, то, вероятнее всего, и полезнее всего, имхо, развивать свою осознанность. То есть умение быть в моменте "здесь и сейчас" и в контакте с внутренним и внешним миром одновременно.
цитата:
И как?
Есть соответствующие практики. Например, динамическая медитация, контакт с чувствами, открытый диалог, саморефлексия и другие.
психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
Здравствуйте, Ирина!
цитата:
Существует ли какая-то общая тенденция в восприятии сообщений? Можно ли это как-то изменить? И как?
Если прямо отвечать на Ваш вопрос, то нет не существует. Каждый воспринимает написанное (как и сказанное, как и увиденное) исходя из своего опыта. В каких- то областях этот опыт может быть схожим у многих, поэтому может возникать ощущение "общей тенденции". Но если разбираться в деталях, то у двух разных людей, которые отреагировали одинаково, за этими реакциями будут стоять различные мотивы(осознаваемые и нет).
Похоже Вас задело замечание собеседника в сети. Что Вы почувствовали в связи с этим? Как это на Вас повлияло? Что стоит за Вашим вопросом? Вам самой хотелось бы иначе воспринимать сообщения? Или Вам хотелось бы больше оказывать влияние на других своими сообщениями?
психолог онлайн
цитата:
Каждый человек воспринимает сообщения по-своему, исходя из своей картины мира.
Также в этом случае действует механизм проекции - человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя.
Поэтому на одно и то же сообщение разные люди будут реагировать по-разному.
цитата:
Можно ли это как-то изменить? И как?
Можно, если общение будет происходить с конкретным человеком, которого Вы знаете.
В этом случае проясняющие вопросы и формат общения в виде "Я-сообщений" поможет налаживанию коммуникации.
психолог онлайн
Восприятие какого сообщения вы хотите изменить? Каждый из нас находится в своих состояниях в определённый момент. В смс можно подчеркнуть тон, при желании, но и в то же время, восприятие настроения другого через смс может быть ошибочным, как проекция собственного состояния.
психолог онлайн
Здравствуйте!
Да, иначе, и действительно жестче.
Интонационную составляющую (то что называется подтекст) каждый додумывает себе сам - в зависимости от внутренних когнитивных фильтров, настроения, физического состояния, представлений о собеседнике (часто поверхностных, надуманных или предубежденных), детских психотравм, бессознательных процессов и прочее-прочее... Естественно, что подобная многофакторная модель будет мягко говоря непредсказуемой.
И изменить сие невозможно никак.
Хотя нет, есть один природный способ: общаться в живую)))
психолог онлайн
Здравствуйте! Восприятие текстовой информации человеком, который читает сообщение зависит от его текущего психологического и физического состояния, от ситуации вокруг него, в мире и информационном пространстве; от его личной истории, его отношений с человеком, который написал сообщение (знакомый, или не знакомый), чего хочет тот человек, что написал сообщение, какими словами он выражает своё желание и многого другого.
Мы все общаемся с другими людьми сквозь призму своего представления о мире, о людях, о себе. Общение в живую даёт нам дополнительную информацию о том, как другой к нам относится через интонации голоса, выражение лица, запах, положение тела и т.д. В переписке мы лишены дополнительной информации. Поэтому, когда читаем сообщение от знакомого, вспоминаем его в живом общении и на основании этого реагируем на его сообщение. Когда читаем сообщение от незнакомого человека, то чаще всего встречаемся с собственными фантазиями, идеями и представлениями о том, что пишет незнакомец. Могу предположить, что «жёстче» информация воспринимается как раз от незнакомого человека. И это нормально. Потому что незнакомый человек нашим мозгом сначала оценивается, как опасный. И мы реагируем одним из способом: бей-беги, или замри.
Вы спрашиваете можно ли это изменить и как? Изменить на эмоциональном уровне никак. Но можно пробовать реагировать на сообщение не автоматически, делать паузу между тем, как вы получили сообщение, прочитали его и отреагировали на него. Делать паузу и замечать свою реакцию на сообщение, в каком контексте происходит общение и т.д. И только потом отвечать. Или не отвечать.
С уважением, Елена Мороз