Боль утраты
Здравствуйте!!!3 дня назад мы похоронили мою любимую бабушку!!!она для меня была целым миром,полным тепла,доброты и любви!!!ей было 88 лет!она прожила тяжелую жизнь.она похоронила всех родных(родителей,братьев,сестер и даже сына).единственными кто у нее были это мы(моя мама-ее дочь,2 внучки и правнучка).она последние годы жила со мной,так как возраст не позволял жить одной.у нас всякое было.и ссорились и мирились.последние 3 месяца она сильно болела и мучалась,но жить хотела.она умерла в больнице в реанимации.нас к ней не пускали и попрощаться мы не смогли с ней.мне очень тяжело и очень ее не хватает.я ее очень любила,а она меня.я каждый день плачу.долго сижу у нее в комнате и разговариваю с ней.я все время спрашиваю себя все ли я сделала для нее и что я сделала не так,что она умерла?????я очень по ней скучаю!!!!скажите пожалуйста как справиться с утратой??как перестать винить себя за ее смерть??
Спасибо огромное!
Вопрос от: ; Возраст: 30
консультация психолога
Здравствуйте, Vika.
Утрата это всегда больно.
Есть понятие "работа горя", разные авторы описывают разные стадии, но все сходятся в одном: человек обязательно переживает много чувств и пока не пройдет определенное время работа горя не исчезнет сама по себе, чувства лучше переживать, а не прятать, можно делиться с близкими, можно просто помолчать с ними об утраченном человеке, но без переживания этого, без проявления чувств просто так это не проходит.
Вот этапы по одному источнику:
1.Отрицание (этого не могло случиться, это случилось не со мной)
2.Фаза проживания чувств: тут проживаются все чувства что связаны с этим человеком "и хорошее и плохое", на этом этапе важно разрешить себе злость и гнев, потому что эти чувства в обществе не разрешены к умершим, а деться от них никуда нельзя и пока они не будут пережиты будут висеть на Вас грузом.
3.Фаза депрессии (какое-то время надо выражать свою скорбь, потому что если торопить: "Ну сколько можно уже плакать?!" то тоже это останется грузом в душе)
4.Фаза приспособления к жизни без умершего - человек занимал Ваше время, место в Вашей жизни, место в квартире, шкафу и т.д., а потом все эти места становятся пустыми, незанятыми и Вы пока не заполните их новыми смыслами, новыми делами и новыми ассоциациями не сможете уйти из этой фазы.
В другом источнике фазы выглядят так:
1.Отрицание
2.Озлобленность (обвинение может быть направлено и на умершего "Как ты мог меня бросить?!" так и на себя: "Как я могла это допустить"
3.Компромисс (как произошло так произошло)
4.Депрессия
5. Адаптация
Теперь собственно рекомендации:
Проявляйте свои чувства, следите за своим здоровьем (за болью душевной можно сильно запустить телесное состояние), уравновесьте работу и отдых,делитесь болью утраты с друзьями, посетите людей, находящихся в горе, помогайте другим, отложите важные решения и делайте только необходимое,примите решение вновь начать жизнь.
Из упражнений могу рекомендовать такое: напишите бабушке прощальное письмо, напишите ей все что хотели сказать, напишите все что чувствуете, попросите прощения за все что вспомните, расскажите ей о моментах, когда Вы на нее обижались, когда злились, в этом письме должна быть полностью вся гамма чувств.Напишите как собираетесь жить дальше, что делать, как заботиться о её памяти.
Если сделаете это упражнение честно, то Вам станет гораздо легче, но работа горя от этого не исчезнет. Даже на очной консультации психолог сможет дать поддержку, облегчить острое состояние, но не полностью избавить Вас от работы горя.
Теперь, я надеюсь Вы лучше понимаете что именно с Вами происходит и что делать дальше.
Если есть возможность очной консультации - не пренебрегайте ею, работа горя может длиться по-разному, психолог, хотя и не уберет её, но значительно ускорит.
Удачи Вам.

психолог онлайн
Vika,
очень сопереживаю вам, вашей боли. Для того, чтобы попрощаться, отпустить эту ситуацию, вам стоит обратиться на очную консультацию к психологу/психотерапевту, которые работают с этой проблемой.
психолог онлайн
Вика, сочувствую Вам и Вашей семье.
Знаете, вот не всегда слышишь такие теплые слова об ушедшем человеке. Ваша бабушка была славным и хорошим человеком, именно поэтому и вы такая! Значит и в памяти она останется солнечным человеком.
Теперь о Вас. То, что с Вами сейчас происходит (печаль, тоска, слезы, монологи с собой) - это нормальная реакция для такой ситуации. Просто примите это. Внутреннее "расставание" происходит примерно год, все индивидуально. Коллега выше написала про этапы переживания горя, знание об этом просто поможет легче перенести это время. И помните, Вы не виноваты, Вы сделали ВСЕ что могли в этой ситуации. ВСЕ. Это тоже просто примите.
Для ушедшего человека лучшая награда - это хорошая память о нем в сердцах оставшихся. Передавайте ее дальше!
Если нужна помощь, обращайтесь.
Дополнение от автора
Спасибо Всем огромное!!!!!мне хоть капельку,но стало легче!!!Спасибо!!!
психолог онлайн
Вика, соболезную вашей потере.
Вы все сделали для бабушки,она прожила долгую жизнь и вы были с ней рядом, а значит делали ее счастливой, ведь она вас любила. Вы и сейчас все делаете правильно: плачете, разговариваете с ней. Так вы проживаете свою утрату. Это вполне нормально плакать, когда умирают близкие. И только когда эти чувства отживут, вам станет полегче. На проживание утраты требуется время - иногда до года. Но вам обязательно станет легче. Этот день придет. По возможности, старайтесь не быть сечас в одиночестве и с кем-то разделить горе.
консультация психолога
Разговаривайте, она услышит!
Дополнение от автора
Спасибо Всем!!!
Мне очень помогает моя мама.мы друг друга поддерживаем,разговариваем о бабуле,вспоминаем!!!
А вот мой муж очень холоден.я даже не ожидала такого.он не совсем или совсем не понимает,что происходит.я не могу при нем плакать,говорить о бабуле.это его злит,а меня еще больше выбивает из колеи.я стараюсь даже не видеться с ним сейчас.
консультация психолога
Еще дополню,что оставшийся практически всегда переживает чувство вины,неважно,как много он сделал для ушедшего,всегда кажется,что мог бы еще что-то сделать.Видно,так уж это устроено.
Муж ваш,возможно,не очень умеет поддержать вас в такой ситуации,не знает -как,но понимает,что должен,и это,возможно,для него тоже совсем не просто,вот и злится,что снова вынужден реагировать,а как -не обучен.Это не значит,что ему ваша боль безразлична,просто она требует от него чего-то,что он не умеет правильно вам дать.