Мамино чувство вины.
Здравствуйте.
Излагаю свои мысли.
Моя бабушка умерла 3 дня назад дома в постели( во сне ) не знаю важно ли это но написал. Перед этим бабушка лежала 2 недели в больнице на лечение, 4 дня назад со слов мамы она хотела пойти в клозет но когда встала она упала и сильно ударилась, в этом момент мамы моей рядом с бабушке не было. Она приехала чуть позже и провела с ней до следующего дня (дня когда умерла бабушка) В этот день мама забрала её домой-Её привезла скорая помощь на носилках занесли домой( бабушка спала и не реагировала ни на что) Привезли в 13:30/ А умерла в 17.00 во сне. Конец.
Вот моя суть вопроса:
Моя мама очень сильно корит себя за то что она не была в тот момент когда бабушка упала с кровати, говорит что если бы она была там она бы не упала и не ускорило бы это падение- смерть. Корит себя за то что положила в больницу( бабушка сама это хотела) и за несколько дней до смерти бабушка хотела дома умереть.( Как я и описал в первом абзаце что мама привезла домой) Также говорит что она бы могла там целых 2 недели ночевать, ухаживать, поддержывать. Говорит нужно было уволиться с роботы. Но я то знаю что это было бы фатально, так как я живу с мамой вдвоем( и жила бабушка) и если бы мама уволилась- то всему бы материальному состоянию пришел бы конец.
В общем я вот маме все это объясняю (поддержую, обнимаю-все что я могу я делаю): что все что ты могла ты сделала, и не нужно корить себя за то что произошло само собой.
Я прошу объясните может как еще помочь моей маме переносить эти страдания. И как помочь маме не корит себя за это чувство вины как я понимаю.
Может это как то поможет при сути вопроса- У моей мамы 14 лет назад умер сын( мой брат) которому сейчас должно быть 22.
Я думаю это как то связано с маминым чувством вины.
Вопрос от: ; Возраст: 17
консультация психолога
Здравствуйте, Андрей.
Чувство вины возникает тогда, когда человек берёт ответственность за то, за что он не может отвечать. Трудно Вам что-то подсказать, так как это обратились Вы, а не Ваша мама, а с такими запросами психологи обычно не работают.
На самом деле Вы сами достаточно мудрый человек и всё правильно поняли,что все что могла сделать Ваша мама, она "сделала, и не нужно корить себя за то что произошло само собой". В природе существует цикличность: лето сменяет осень, осень сменяет зима, зиму-весна и т.д. И никто из нас не будет жить вечно. В каком-то смысле бабушка сама сделала свой выбор как окончить свою жизнь, поскольку это произошло не на войне и не во время стихийного бедствия. Страданиями же Ваша мама ничего не изменит. Попробуйте переключать внимание Вашей мамы на какие-то светлые или радостные воспоминания из Вашей прошлой жизни, связанной с бабушкой и акцентировать внимание на том, что бабушка сама так хотела. Можно поискать, например фильмы на экзистенциональные темы, посмотреть их с мамой. Возможно так ей будет легче смириться и пережить это событие легче. Кроме того старайтесь радовать Вашу маму, заботится о ней и делать ей приятные сюрпризы, кто как не Вы лучше всего знает Вашу маму и то, что её может порадовать. Удачи.
консультация психолога
Андрей!
Мне очень жаль, что вам приходиться проживать потерю бабушки и поддерживать маму в ее сложных переживаниях.
Сейчас у вашей мамы шок от утраты. Увы, чувство вины неотъемлемая часть проживания потери. Люди очень часто пытаются отыскать в событиях и поступках, то, чего не сделали, оплошности, невнимание, ошибки. Склонны их преувеличивать.
Переубедить в обратном очень сложно и даже может вызывать агрессию в ответ.
Вы правильно отметили о связи маминых переживаний с гибелью брата. Мы так устроены, что каждая потеря кого-то или чего-то важного в нашей жизни всколыхивает чувства связанные с прежними утратами.
Человеческой психике сложно сталкиваться с бессилием, с тем, что какие-то вещи невозможно изменить, на что-то невозможно повлиять. На помощь приходит чувство вины, которое помогает прожить период хаоса и отчаянья.
Увы, но вам тоже сейчас приходиться сталкиваться с собственным бессилием. Очень сложно находиться рядом с близким человеком, который страдает и не знать как облегчить его боль. Но вы не в силах изменить состояние мамы, никто не в силах. На проживание горя потери нужно время.
Не старайтесь ее сильно переубеждать, она вас сейчас плохо слышит. Просто будьте рядом, поддерживайте ее, давайте выговориться. Не давайте закрыться в себе.
Но не забывайте и о себе. Во-первых, и вы проживаете сейчас утрату (возможно и не так тяжело как мама). А во-вторых, это очень тяжелый труд и желательно его разделить , либо со специалистом (психологом, психотерапевтом), либо с близкими. Чем больше людей, с которыми можно говорить об утрате будет рядом, тем лучше.

психолог онлайн
Здравствуйте, Андрей!
Вы всё делаете правильно, просто нужно время – и этот сложный период пройдёт сам собой.
Дело в том, что практически у всех, кто пережил смерть близких, возникает чувство вины за то, что не досмотрели, не уберегли, что-то не сделали. Так и у вашей мамы. Плюс то, что она, возможно всё ещё не простила себя в связи со смертью вашего брата (хотя в чём может быть её вина – ведь это был, я так понимаю, несчастный случай). А возможно ей вообще трудно прощать – не очень умеет это делать. Тогда вам можно показать ей пример как это делать, простив её за какой-либо проступок.