Стоит ли настоять на психиатре или психологе для моего ребенка
Здравствуйте.
Видела здесь похожую историю, я так же не могу разобраться в похожей проблеме и я бы хотела получить мнение специалистов по поводу моего 17-летнего ребёнка.
С раннего детства у него практически отсутствует сочувствие к людям. Он понимает, когда человеку больно, обидно или тяжело, но эмоциональной реакции почти не проявляет. Чужие слёзы чаще вызывают раздражение, отвращение или безразличие.
Ребёнок практически не испытывает чувства вины. Если он кого-то обидел словами или поступком, то обычно считает, что человек это заслужил. Извиняется редко и в основном тогда, когда это необходимо для получения желаемого результата или прекращения конфликта.
Также присутствует склонность к манипуляциям. Он хорошо понимает, как влиять на людей, может говорить им то, что они хотят услышать, использовать их слабые стороны и намеренно создавать у окружающих определённое впечатление о себе. Часто врёт по мелочам, чтобы выглядеть интереснее, получить внимание, вызвать восхищение или изменить отношение людей к себе. Иногда рассказывает заведомо ложные истории, если уверен, что это не будет раскрыто.
Складывается впечатление, что многие отношения строятся в первую очередь на выгоде. Он поддерживает общение с людьми, но часто оценивает окружающих через призму того, какую пользу они могут принести, насколько удобны или соответствуют его ожиданиям. При этом способен поддерживать дружбу и отношения в течение длительного времени.
Эмоциональная сфера выглядит очень необычно. Сильную радость ребёнок практически не проявляет даже в положительных ситуациях. Реакции на подарки, достижения и приятные события часто минимальны. Сам он говорит, что многие эмоции либо очень слабые, либо почти отсутствуют.
так же при отказах или невозможности получить желаемое возникает очень сильная злость и она пытается добиться желаемого любыми путями. Делает то что я хочу увидеть, покупает мне что-то, говорит со мной так убедительно и проницательно я даже не могу объяснить, как будто гипнотизирует так что я начинаю менять свое мнение. Критику и советы воспринимает плохо, редко признаёт свою неправоту. Если кто-то пытается указать на ошибку, чаще ищет причины, почему виноват другой человек или почему его действия были оправданы.
К какому специалисту лучше обратиться для оценки подобной картины? Стоит ли обращаться куда-то или это просто особенности характера? Сама она обращаться куда-то не очень настроена и говорит что это не доставляет ей неудобств.

Відповіді психологів
Здравствуйте. По одному описанию невозможно сказать, что именно стоит за таким поведением. Подростковый возраст действительно может сопровождаться эгоцентричностью, эмоциональной нестабильностью, протестом и неприятием критики. Однако в вашем случае обращает на себя внимание не отдельная черта, а устойчивое сочетание особенностей: слабая эмоциональная вовлечённость, отсутствие чувства вины, склонность к манипуляциям, использование людей ради собственной выгоды и выраженная злость при отказе.
Я бы рекомендовала обратиться к клиническому психологу, который работает с подростками. Это поможет разобраться, как устроены эмоциональная сфера, эмпатия, особенности личности и саморегуляции. При необходимости он может порекомендовать консультацию психиатра.
Важно понимать, что если сам подросток не считает своё поведение проблемой, мотивация к работе со специалистом, скорее всего, будет невысокой. Поэтому начать можно даже с консультации родителей - это поможет лучше понять происходящее и выбрать наиболее правильную тактику дальнейших действий.
Здравствуйте!
цитата:
Чтобы зря не терять время и не создавать дополнительное напряжение в семье, стоит вначале обратиться к психологу РОДИТЕЛЯМ(!)
Вы спросите, зачем? Какой смысл?
Отвечу - самый прямой, поскольку это будет иметь непосредственное отношение к тому, что происходит в семье. Какая атмосфера. Какие правила и ценности поддерживают родители. Что они выражают внешне и что на самом деле транслируют другу другу, миру и своей дочери, а также другим детям, если они есть.
Какая тут связь? Поведение дочери, как поведение любого другого члена семьи, является частью взаимодействия семейной системы. Несет внутри свои смыслы и имеет свои функции.
После вашего общения с психологом могут открыться новые возможности для заинтересованного контакта дочери с психологом.
цитата:
Стоит ли обращаться куда-то или это просто особенности характера?
Конечно, особенности личности и характера. Его можно рассматривать как закрепившийся контрманипулятивный аппарат, сложившийся в условиях влияния - поддержки/не поддержки/одобрения/критики/поощрения/отдаления и т.д. родителей и других значимых людей, начиная с появления ребенка на свет.
Edited by author 20.07.2026 07:18
Доброго дня.
Дякую, що так уважно спостерігаєте за своєю дитиною і описали ситуацію без поспішних висновків. Це вже важливий крок.
З того, що Ви описуєте, неможливо зробити висновок, чи йдеться про особливості характеру, особистісний стиль, наслідки життєвого досвіду або прояви певного психічного стану. Для цього потрібна очна зустріч, детальна бесіда та оцінка розвитку дитини в різні періоди життя.
Водночас є кілька моментів, на які я звернула б увагу. Не лише окремі риси, а їх поєднання: труднощі зі співпереживанням, слабко виражене почуття провини, схильність до маніпуляцій, часта брехня, сильна реакція на відмову, відчуття емоційної "порожнечі" та складність із прийняттям критики. Саме така сукупність проявів є достатньою підставою не відкладати консультацію.
Я рекомендувала б почати саме з лікаря-психіатра, який працює з підлітками. Це не означає, що дитина обов'язково має психічний розлад або що їй буде призначене медикаментозне лікування. Завдання психіатра — провести диференційну оцінку, виключити або підтвердити можливі стани, які можуть проявлятися подібним чином.
Після цього, незалежно від висновку лікаря, доцільною може бути робота з психологом або психотерапевтом. Якщо сама дитина не бачить проблеми, то примусова терапія зазвичай має обмежену ефективність. Проте іноді вдається знайти мотивацію не через формулювання «треба лікуватися», а через цікавість до себе, своїх особливостей, труднощів у стосунках чи досягнення власних цілей.
Окремо хочу підтримати Вас. Бути поруч із підлітком, поведінка якого викликає розгубленість і тривогу, емоційно дуже непросто. Іноді консультація для батьків буває не менш корисною, ніж для самої дитини. Вона допомагає зрозуміти, як вибудовувати межі, не піддаватися маніпуляціям, залишатися у контакті й водночас не втрачати власну опору.
Я не стала б заспокоювати себе думкою, що це «просто характер», але й не поспішала б ставити будь-які діагнози. Найкраще рішення в такій ситуації — пройти професійну очну оцінку. Вона дасть значно більше ясності, ніж будь-які припущення за описом на форумі.
Добрый день! Я бы рекомендовал сначала вам самой обратиться к клиническому психологу или подростковому психиатру очно. По одному описанию сделать выводы невозможно, не хватает контекста о развитии, семейной ситуации и отношениях. После очной консультации специалист сможет подсказать, есть ли необходимость в дальнейшем обследовании дочери и как лучше его организовать.
Edited by author 20.07.2026 07:40
Здравствуйте.
«Сама она обращаться куда-то не очень настроена и говорит что это не доставляет ей неудобств.»
А вам это доставляет « неудобства» или кому-то еще?
Если всем с этим ок, самой девушке/ молодому человеку ( в письме неточности) тоже нормально, в социуме адаптирована/н , то какая цель диагностики?
Возможно, если бы вы привели конкретные примеры ситуаций, которые вас беспокоят, можно было дать более точные рекомендации. Потому что, сейчас ваше письмо вызывает у меня много вопросов и сомнений. Но, поскольку вы обратились с вопросом на сайт, я поддержу коллегу в его рекомендации обратиться к психологу в первую очередь вам.
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 391116 для Оксана Юрьевна Селезнева
Она сама не считает это проблемой и не говорит, что страдает от своих особенностей. Насколько я понимаю, её позиция скорее такая: «меня это не беспокоит и не мешает жить». Но она не настроена категорически против обращения к специалисту. Думаю, если я объясню, что меня это тревожит и мне важно лучше понять происходящее, она согласится на консультацию.
Меня беспокоит не какой-то один конкретный поступок, а общая картина, которая наблюдается уже много лет. Со стороны она выглядит совершенно обычным подростком: может смеяться, общаться, поддерживать дружбу, находиться в отношениях, проявлять интерес к разным вещам. Но когда начинаешь говорить с ней глубже, выясняется, что многие эмоции, которые большинство людей считают естественными, она либо почти не испытывает, либо воспринимает совсем иначе.
Иногда мне бывает тревожно от мысли, что человек может внешне выглядеть эмоциональным и социальным, а потом спокойно говорить, что ему практически никогда никого не жалко, что чужие слёзы вызывают раздражение, что чувство вины ему почти незнакомо и что многие отношения он оценивает в первую очередь с точки зрения пользы или удобства.
Меня беспокоит не то, что она отличается от других людей, а то, что я не понимаю, является ли это просто особенностью характера и личности или за этим может стоять что-то ещё. Поэтому мне хотелось бы получить профессиональное мнение и лучше разобраться в ситуации, а не обязательно что-то «лечить».
Спасибо за уточнение.
В вашем ответе сейчас больше о вашей тревожности, а не о проблеме у дочери. Пока, ваше описание выглядит как ее особенности возраста и темперамента. Что вы имеете ввиду, когда пишете, что за ее поведением может стоять « что-то еще?»
Возможно, у нее были : родовая травма , СДВГ, ЧМТ? Стояла на учете у невролога?
Не буду сбрасывать со счетов материнскую интуицию, но все же рабочей версией я бы оставила вашу повышенную тревожность.
Мои предложения:
1. Вам взять несколько консультаций психолога по поводу тревожности и сепарации.
2. Дочь тоже к психологу, возможно диагностика.
3. Психиатр- если будет необходимость.
Обратиться лучше к психотерапевту с дипломом клинического психолога либо соответствующей специализацией.
Но ваши слова это лишь ваше восприятие и этого мало, чтобы ставить какие-то диагнозы, если они есть. Пойдет ли дочь к специалисту и будет ли ходить хотя бы 4-5 встреч, чтобы сделать какие-то выводы - вопрос. По одной встрече специалист не будет делать выводы.
На какой результат вы рассчитываете от консультации с психологом?
Почему не обращались раньше, а по сути уже накануне совершеннолетия решили?
Вы можете для себя обратиться, чтобы разобраться в своих переживаниях, в частности, тревоги по поводу дочери