Джокер (2019) (Тодд Филлипс). Коментар психолога.
Джокер. Три слоя трагедии
Я посмотрела «Джокер», и мне срочно надо высказаться. Поэтому вот обзор с размышлениями.
Во-первых, это надо видеть. Во-вторых, это страшно. В-третьих, ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ. И вот вам много букв.
Я вижу в этом фильме три слоя. Психологический триллер? Да, конечно. Крайне реалистичная трагедия нездорового человека, хрестоматийный рассказ о том, как получается психопат, серийный убийца, маньяк в просторечии.
На голову бедного Артура свалились все предпосылки, он набрал 100 из 100 процентов. Мы не знаем, правда, кто его родители, потому что, как выясняется, он был усыновлен. Но есть вероятность, что благополучными в смысле здоровья его биологические предки не были. Скорее всего, уже от рождения Артур был к нездоровью генетически предрасположен.
Дальше уже без догадок – приемная мать Артура и его отчим над ним издевались. Длительное эмоциональное и физическое насилие. Скорее всего, результатом избиений стал неконтролируемый симптом, причиняющий Артуру страдания и усложняющий его социализацию – вынужденный, непроизвольный смех. И, уж понятно, такие люди не могли помочь Артуру научиться обращаться с очень сложным собой.
Тем не менее, худо-бедно герой стал на ноги. Он паршиво социализирован в паршивом месте, но все же зарабатывает какие-то копейки, не бомжует, ухаживает за пожилой матерью, к которой привязан. Однако место, где все происходит, действительно паршивое. Падающего – подтолкни.
Общество не спускает Артуру нелепости, беззащитности, уязвимой социальной позиции. Лучшее, что он получает – равнодушие соцработницы, тоже уставшей от жизни, выгоревшей женщины. Плохо скрытое отвращение тех, кто становится свидетелями приступов неконтролируемого смеха. Троллинг от человека, которым Артур долгие годы восхищается издалека. Избиения. Отказ в бесплатных лекарствах на фоне социального неблагополучия.
Поддержка? Нет, не слыхали. Разве что доброе отношение коллеги – карлика. Ну, ему Артур точно понятнее, чем всем остальным. Тоже, видать, хлебнул, бедолага.
И медленно, страшно, реалистично плывет сознание, сползает планка, сдавая сантиметр за сантиметром прежде, чем упасть. Что сыграно гениально. Оскара, Оскара Хоакину Фениксу!
И страшным, уродливо-прекрасным образом нелепый в движениях, мимике, смехе клоун Артур становится все более органичным. Более того, в нем начинает проявляться жуткая, болезненная красота. Я не знаю, как это передано, но он действительно становится красив уродливой красотой – сначала периодами, когда срывается. Все чаще. И музыкальная тема, которая сопровождает эти моменты, пробирает меня до дрожи.
И это – о психологическом триллере.
Социальная драма? Да, конечно. Этот фильм не только о прогрессирующем заболевании отдельного человека. Это – о тяжелой болезни общества. Социума, который, себе на беду, усиливал давление на Артура, пока не получил на свою голову Джокера. И, получив его, общество среагировало сообразно своей болезни – приняло его как героя, как символ, как того, кому надо подражать и кем надо восхищаться. Почему?
Думаю, это – фильм о подавленной агрессии. Пока Артур не принимает свой гнев – он нелеп, «расколот», слаб, смутен. Он старается «держать улыбку». Такого его травят, за таким не пойдет никто. В нем нет идеи. Нет целостности.
Когда он принимает себя полностью – в своем безумии и ярости – он ужасен, и в нем больше нет нелепости. Он уродлив и красив. Идея в нем теперь есть, он – цельный, за таким можно идти, он заражает собой.
Какая это идея? Да та, которую и пытался «выдавить» из него и вообще из всех своих представителей задыхающийся от подавленного гнева социум. То, что долго давилось, как Артур – смехом, взрывается багровой яростью. Город пылает и носит одинаковые шутовские маски. А над городом пляшет клоун, шут, Трикстер, Джокер, Дьявол, совершенно архетипичная фигура с улыбкой, нарисованной кровью.
«Он никогда не плакал. Он все время был счастлив» - говорит его приемная мать. «Я не был счастлив ни одного мгновения» - признает Джокер. Он счастлив, наконец реально счастлив впервые, видя пылающий город. Его ярость вырвалась наружу. Ярость города – тоже.
Здесь еще один слой фильма – апокалиптический по масштабам. Здесь становится понятнее архетип Джокера. Здесь проявляется не только рецепт получения серийного убийцы, но рецепт того, как заставить свихнуться подобным образом социум. Как делаются войны и революции.
Надо просто сделать с социумом то, что сделали с Артуром. И получить общество-серийного убийцу, социум в тяжелой психопатологии. Социум, над которым пляшет Джокер. И это – тотально, вселенски страшно.
Опубліковано на У Психолога 17-10-2019
Огляди книг та фільмів -- коментарі до художніх творів, додані на сайт нашими психологами.
Ще психологічні рецензіїКоментарі відвідувачів
ще немає коментарів...
|