как общаться с жертвой насилия
Мой друг (мужчина) подвергся сексуальному насилию, на него напали, причём ему 40, а насильники - банда подростком. 5 человек.Он никому об этом не говорит, сказал только мне, и то не сам, а просил, чтобы я догадывалась, озвучивала всё последовательно, а он говорил да или нет. Насколько я поняла, его очень волнует внутренний вопрос, должен ли он был сопротивляться, отказываться делать то, что его заставляли.Он всё время повторяет это,постоянно расспрашивал меня, а что бы сделала я, боролась бы. Я ему сказала, что нет, что главное - жизнь, и в борьбе надо думать на шаг вперёд, что ему могли проломить череп, убить, покалечить. Сначала я сказала, что не знаю, он настаивал ну какая сейчас твоя первая мысль, мне пришлось ради его успокоения сказать, что он всё делал правильно, что я бы тоже делала всё, что они говорили. Не буду вдаваться в детали, но разговор был очень трудным. И странным. Я не знаю , как с ним общаться, чтобы помочь. Я знаю, что он никому не скажет, даже в милицию не пошёл. Только к врачу, ну пришлось просто. В каком ключе с ним общаться.Я говорила, что главное - это жизнь, её сохранение, что он всё делал правильно и надо просто забыть и радоваться, что он цел и жив. Я права или нет? подскажите хотя бы направление, как с ним говорить. Спасибо большое. Я в полной растерянности. Боюсь теперь даже, что он вдруг открылся мне в минуту слабости , а потом испугается откровенности и замкнётся, и вообще будет меня избегать
Вопрос от: ; Возраст: 35

психолог онлайн
Здравствуйте, Ирина!
Сейчас очень важно для него говорить о произошедшем, то есть, Вы правы, что говорили с ним, наверное, женская интуиция и Ваша чувствительность повела Вас по нужному пути. Вы говорите о собственном переживании растерянности и страха, возможно, это как раз чувства, которые Вы уловили в разговоре с ним, которые он тоже испытывает. Ну и Вы абсолютно правы, когда говорите ему о том, что нужно сделать все, что угодно, во имя спасения собственной жизни, ведь в момент нападения мы не особо думаем, ни времени , ни возможности на это нет, поведением управляет инстинкт самосохранения, вот этот инстинкт и заставил Вашего друга подчиниться. Травма психическая может серьезно угрожать жизни, но тогда хотя бы есть шанс выкарабкаться, выжить. Сопротивление же сводит этот шанс к минимуму. Он все сделал правильно, и Вы это чувствуете.
Но вот только последствия насилия не менее разрушительны, чем само насилие. Он обязательно должен пойти к психотерапевту. Чем быстрее, тем лучше. Вы можете его подготовить именно разговорами о том случае. Теперь конкретная инструкция: говорить о чувствах, на каждое его предложение Вы отвечаете чувством, собственным переживанием, которое улавливаете в момент рассказа: я боюсь за тебя, мне больно, ненавижу подонков и т.д. Тогда, возможно, и он начнет прикасаться к своим чувствам, говорить о них, а Вам надо этот процесс поддерживать. Женщина может оплакивать горе мужчины, и это целитеьно.
Но только хочу акцентировать, что Ваше сострадание и участие не может заменить профессиональной помощи. Может только помочь ему за этой помощью обратиться. Забыть все - это значит залить цементом и оставить боль внутри, это разрушительно. Но когда рана немного зарубцуется, то со свежим шрамом самое время начать себе помогать.
Дополнение от автора
Алёна, спасибо большое за ответ! Вы меня утвердили в правильности моего поведения. Я сама понимаю, что нужен профессионал, но, боюсь, это не получится, так как он в другом городе (возможно потому и открылся). Я постараюсь ему объяснить, и готова, но боюсь что он замкнётся и пожалеет, что сознался в минуту слабости (просто я ему рассказала, что пережила неприятный случай и он усмотрел некое совпадение, что с нами неприятности произошли в один и тот же день и время, и рассказал свою историю ).КОгда рассказал, потом признался, что стало легче, и что ему легче, когда я сама догадываюсь и говорю за него. Теперь главное - не дать ему пропасть из вида, а вытягивать на общение (мы по скайпу говорим). Если бы я была рядом и могла сидеть с ним, взять за руку, было бы проще. Боюсь он ограничит доступность с перепугу, что открылся, и на меня перенесётся негатив, потому что эту тайну знаю я одна, станет избегать.Как ему не дать "потеряться"? У меня сил хватит помочь ему, мне главное не потерять с ним связь. Каждый день закидывать его сообщениями я тоже не хочу, просто достану его и он не будет отвечать. Взять паузу? Я думала написать через неделю, как раз он должен был повторно пойти к врачу, был бы повод поинтересоваться результатом. Если он не оттолкнёт меня, возможно мне удастся со временем по вашему совету его привести к психотерапевту. Спасибо ещё раз Вам за детальный ответ, я только укрепилась в желании поддержать его, он и без этого человек очень замкнутый был