Как помочь близкому пережить утрату друга?
У моей двоюродной сестры (замужем, есть ребенок) есть очень близкая подруга. Эта подруга несколько месяцев назад вышла замуж. Недавно ее муж покончил жизнь самоубийством (порезал вены в ванне).
Так вот, эта подруга все в подробностях рассказала моей сестре о случившемся: да, ей нужно было с кем-то поделиться. Но моя сестра очень мнительная. И теперь, уже прошло около двух недель после этого случая, сестра находиться в очень пугающем моральном состоянии.
Она стала бояться темноты, раньше рано по утрам любила вставать пока ее муж и ребенок спят, и чем-то заняться пока есть свободное время, теперь она встает только когда светло. Постоянно пьет успокоительное. Говорит, боится, что к ней придет во сне покойный муж подруги.
Ее мама водила уже ее к психологу, но особых результатов пока не наблюдается. И что самое важное, сестра вроде бы отдает себе отчет в своих действиях и понимает, что ей на самом деле нечего бояться, однако все же ситуация по-прежнему тревожная.
Не знаем, как ей помочь, что сказать и как успокоить. Как вернуть ее к нормальному психическому состоянию? Она буквально весь этот негатив пропустить через себя. Она и до этого слишком переживала за своих близких подруг.
Вопрос от: ; Возраст: 27

психолог онлайн
Аннета Ивановна Щеколдина
Вера Владимировна Морозова
Добрый день!
Если Ваша сестра так близко к сердцу приняла переживания подруги, то значит, ей что-то очень отозвалось про её жизнь, оттуда и растёт корень её появившихся фобий. А Вы, в свою очередь, чем-то тоже очень личным отозвались на переживания сестры, что пишете про её ситуацию здесь (а не она пишет). Вы пишете, что её мама водила её к психологу, но это не дало результатов. Сама формулировка "мама водила" меня настораживает. Раз Ваша сестра взрослый человек (с мужем и ребенком), то идти к психологу - должен быть её выбор, а не её мамы. А здесь всё выглядит, будто речь про ребенка 5 лет. Понимаю, что состояние стресса и фобий может дать некоторый регресс в детское состояние, но пока у сестры не появится своей личной мотивации регулярно (это важно) посещать психолога, то и результата не будет.
психолог онлайн
Добрый день! Вы пишите, что Ваша сестра мнительный человек и что она всегда близко к сердцу принимала проблемы близких, подруг, проецировала на себя , свою жизнь то, что с ними происходило. Трагедия с мужем подруги стала тем критическим событием, которое спровоцировало страх, тревожное состояние Вашей сестры. Сейчас у сестры стресс, ее надо поддержать, быть рядом, пока у нее острое состояние. А потом работать с психологом с тревожным расстройством. Хорошо, что сестра уже занимается с профессионалом. Быстрого результата не стоит ожидать. Очень хорошо справляется тревожными состояниями когнитивно-поведенческая терапия. При тревожных расстройствах успокоительные не помогают, а только усугубляют состояние. На период острой реакции на стресс успокоительные могут быть, но не самостоятельно, по рекомендации психотерапевта.
психолог онлайн
Здравствуйте! Когда человек совершает суицид (самоубийство), этому событию предшествует очень много обстоятельств и факторов, способствующих этому. Для окружающих людей сам факт суицида может быть потрясением. Близкие люди переживают самые разные эмоции: шок, боль, злость, страх, вину и т.д. В период проживания горя очень важна поддержка и принятие окружающих людей. Порой важно просто побыть рядом, выслушать, не осуждая и не давая советы.
Похоже, что ваша сестра чувствительный человек и, разделив горе подруги, сама погрузилась в проживание этого горя. Могу предположить, что мужа подруги ваша сестра знала, общалась с ним. Поэтому и реакция на его самоубийство могла быть такой бурной, что теперь она боится, что «к ней придет во сне покойный муж подруги».
Встречаясь со смертью другого человека, а тем более, со смертью через самоубийство, мы встречаемся с бессилием и страхом перед собственной смертью. Мы встречаемся со страхом смерти любимых и близких нам людей. И, иногда, с этим страхом сложно справиться самостоятельно. Важно обратиться к специалисту, лучше психотерапевту, и в обстановке безопасности и доверия поработать со страхом смерти, чтобы вернуться к «нормальному психическому состоянию».
С уважением, Елена Мороз.
психолог онлайн
Добрый день.
То, что Ваша сестра ходит к психологу, уже вселяет надежду. У нее появилось место в ее пространстве, где её кто-то будет без оценочно слушать и принимать. Ничего, что пришла не сама к психологу. Так иногда бывает. Потом человек осваивается и начинает постепенно понимать, зачем и почему он посещает кабинет психолога. А психолог покажет Вашей сестре причины её беспокойств и пути выхода из её состояния.
Ваша обеспокоенность сестрой по-человечески понятна. Попробуйте просто её внимательно и спокойно слушать, не давая ей рекомендаций. Постарайтесь, будучи с ней рядом, тоже не проваливаться в её тревогу.
Всего хорошего.
психолог онлайн
Добрый день!
Суицид это тема, которая редко кого не затрагивает. Но вашу двоюродную сестру она не просто затронула, она и спровоцировала всплеск тревожности. Вы пишите, что ваша сестра и раньше "слишком" переживала за своих близких подруг, то есть, похоже, эта черта - что-то о ней самой, а данная ситуация просто наложилась на готовую почву. Безусловно, с таким состоянием следует разбираться очно с психотерапевтом. Правда, вы пишите, что поход(ы) к психологу пока что не дает результатов. Но оно и понятно: результат не будет быстрым. Тут есть еще один момент: фраза "мама водила уже ее к психологу". Из одной только фразы рано делать вывод, но исходя из нее, возникает ряд вопросов: чья это была инициатива? Есть ли у вашей сестры мотивация для психотерапевтической работы? Это может звучать странно, но если глубинного запроса и мотивации у вашей сестры нет (или пока что нет), то дело может продвигаться тем более медленно. И это не вариант рациональных уговоров, это решение человека, которое принимается в первую очередь перед самим собой. И еще один фактор эффективности терапии - это качество отношений между психологом и клиентом. То есть клиент сам выбирает специалиста, которому готов доверять; никто другой этот выбор не сделает.
Вы также пишите о своей тревоге и заинтересованности в том, чтобы помочь вашей сестре. Я могу предложить вам два ответа, в зависимости от того, что вы вкладывали в свой вопрос. Первый: когда близкий человек переживает горе или приступы тревоги рядом с вами, самое важное - не "заражаться" этой тревогой, а максимально спокойно выслушивать, а также не советовать и не решать за этого человека. Это не означает равнодушия или "открещивания от", это означает просто быть рядом (согласна, что сказать проще, чем сделать). То есть быть доступным для разговора, но не брать на себя чужой ответственности. И второй уровень ответа: если вас очень задела ситуация с двоюродной сестрой, возможно, это вскрыло некую тревогу в вас самих; возможно, вы бы для себя хотели понять, что заставляет переживать и сильно "включаться"; что для вас значит помочь другому или не помочь. Впрочем, это только вопрос к размышлению.
Успеха и равновесия вам.