Как помочь партнёру
Добрый день. С началом карантина мой молодой человек осел дома на удаленке и мы 24/7 теперь вместе. Это вскрыло мне проблему, которую раньше не замечала. Он веб-разработчик и раньше очень любил свою работу, сам процесс кодинга приносил ему удовольствие. Сейчас же уже несколько недель не может заставить себя сесть за работу. Кроме того, он стал более раздражительным, его режим сна ужасно нарушился, то не может заснуть, то спит 10 часов, говорит, что уже просыпается усталым. При этом утверждает, что рад карантину, т.к. устал ходить в офис и дома ему хорошо, наличие проблем отрицает, о своём эмоциональном состоянии говорить отказывается: «у меня все хорошо. Просто я хз» - вот так отвечает. Все время, которое не спит - тратит на игры и ютуб. Да, смотрит видео из сфер своих интересов: математика, физика, астрономия...получается, что в деградации обвинить нельзя. Вот только я прямо чувствую, что в нем что-то сломалось.
Как помочь человеку, как его поддержать? На фоне его состояния мы начинаем ссориться, а я плохо переношу конфликты и стараюсь их избегать.
Дополнительная проблема в том, что он отказывается работать с терапевтом, считает, что психология это ненаучно и ничем помочь человеку не может, наглядный пример, меня, как доказательство пользы терапии, игнорирует. Подскажите, что можно делать для улучшения его состояния.
Спасибо.
Вопрос от: ; Возраст: 26

психолог онлайн
Леся, карантин для всех людей сейчас огромный стресс и испытание. Кто-то быстрее адаптируется, кому-то нужно больше времени. Но факт остается фактом - в один момент разрушился привычный образ жизни, много тревоги и страхов про будущее, которое сейчас крайне неопределенное. Возможно для вашего МЧ сложно сейчас вообще понять, что с ним происходит, возможно сложно признать, что он растерян и тревожится. Пытаться срочно его спасти, отправить к психологу, всячески пытаться наладить его график дня и работу это плохая затея. Лучший рецепт сохранения отношений и психологического здоровья людей, находящихся в одной квартире на карантине - чтобы у каждого было свое пространство (комната, угол, балкон, кухня) и заняться собой и своими делами. Отстать друг от друга и не пытаться доказать, что именно ваше видение, как должно быть, правильное. Закончится карантин - все постепенно наладится и войдет в привычное русло. Сейчас же стоит заняться собой.
Чем вы заняты днем?
психолог онлайн
Леся, доброго времени суток!
К сожалению нельзя причинить добро против воли человека. Пока молодой человек не осознает необходимость в помощи - он не сможет её принять.
Относительно ненаучности - шаблон заявлений обывателя. Нейрофизиология, одна из научных сфер, дающая базу для работы психологов и психотерапевтов. Думаю причина отказа не в этом. Скорее всего у него где-то есть установка, что к психологу обращаются слабаки, которые не справляются сами с житейскими вопросами. Опять таки дилетантский подход. Наша психика - это сложнейший конгломерат взаимодействия конитивной системы и психо-эмоциональной. И умение управлять этой системой зависит не от силы духа и выносливости. А что если предложить молодому человеку протестировать систему психологической помощи задав анонимно реальный вопрос здесь на сайте? Правда есть вероятность, что он придумает ситуацию и будет морочить специалистам голову. Это, чаще всего, сразу вскрывается. Но если он заявляет о себе, как о человеке здравомыслящем - то ему нечего боятся и пытаться доказывать свою правоту путём психологических махинаций. Или всё же будет? Как думаете?
Дополнение от автора
Дорогие психологи, спасибо, что отозвались. Думаю, стоит уточнить некоторые моменты. Сидение дома с минимальным количеством выходов на улицу - это его привычный образ жизни, изменившийся лишь прошлым летом. Он сменил место работы и мы переехали в другой город. Теперь ему приходилось ходить в офис. Первые месяца два всё было хорошо, но постепенно он стал брать так званные «work from home», все чаще, чаще и чаще. В первые дни марта он заводил разговор, что хочет перейти на работу из дому все время. А тут карантин. Он очень радовался, когда в офисе объявили о переходе на удаленку.
Чем занимаюсь я? Работаю удаленным сотрудником в той же компании, так случилось, что кроме всего прочего, он мне ещё и начальник. Большую часть дня я сижу за ПК и работаю, в наушниках, это время мы почти не разговариваем, это общение напоминает разговоры соседей по офисному кабинету. И в основном я задаю ему рабочие вопросы.
Ещё до карантина мы почти не ходили в магазины, кино или кафе: он всегда предпочитал заказ онлайн. Фильмы мы покупаем на стриминговых сервисах, еду либо он готовит (хобби у него такое), либо заказываем. Одежда, техника - все онлайн-заказ, доставка курьером. Особенно был рад возможности заказа продуктов питания.
психолог онлайн
Тогда в чем ваш вопрос? Как переделать кардинально человека?
Ваш МЧ предпочитает закрытый образ жизни, видимо, минимально нуждается в общении и прогулках.
Чем он вас привлек?
психолог онлайн
Мне это больше говорит о том, что теоретически человек хотел и был готов для такого формата жизни, а на практике оказалось, что нет.
Хождение в офис и другие обязательные телодвижения направленные на вне - помогали систематизировать процесс жизни Вашего партнёра. Когда он перешёл на «work from home» сам факт наличия другой формы помогал держать себя в каких-то рамках и самоконтроле (рано или поздно это всё равно бы рухнуло). Но с введением карантина - другой формат жизненного уклада исчез, и у него, возможно, исчез и самоконтроль. Возможно он в нём теперь не видит смысла. Судя по тому,что Вы описали - сам молодой человек этого не замечает и не осознаёт. И помочь ему Вы не сможете, пока он сам не увидит в этом необходимость.
психолог онлайн
Ваш партнер, я так понимаю, очень много работал за компьютером. Сейчас ему приходится работать удаленно, но не в офисе а дома. Может он воспринимает пространство дома как место, где можно отдохнуть и расслабиться. Для работы всегда необходимо определенное пространство, где вы только работаете. Это дает настрой на работу. и не у всех получается работать где сел-там и работаешь. Может он из таких людей. А еще когда мы все время газуем когда едем на машине, она иногда ломается и перегревается. Может настал тот момент, когда ему не надо газовать а надо просто отдохнуть. Благо, появилась такая возможность. вы вообще говорили об этом? Обсуждали эти моменты? Или только- надо, упреки и ваши ожидания. Но он личность и с ним тоже надо считаться, как он видит это, что ему мешает или наоборот вдохновляет. не надо быть просто соседями в квартире.
Дополнение от автора
Раньше он работал 1,5 года удаленно, когда увольнялся с того проекта, то называл четкие причины, почему ему больше не нравится. Но даже тогда он продолжал писать код. При чем, да, где сел - там и работал: было даже на лавочке под подъездом с мобильным интернетом срочно что-то правил, а было прямо в автобусе по дороге писал.
Я обратилась к вам именно потому, что мы пытались поговорить, он уходит от обсуждения своих эмоций и ощущений, не может объяснить, почему не может работать. «Я не знаю, то ли от меня проект задолбал, то ли кодинг» - вот так он говорит. И при этом он почти каждый день спрашивает меня, как ему сесть за работу. А я не могу понять, что с ним происходит и что ему отвечать.
психолог онлайн
Все, что вы можете, это посоветовать ему обратиться к психологу и пусть он разбирается с ним, что происходит, почему и что делать.
Заочно сейчас говорить о том, что с вашим МЧ с ваших слов - пустая трата времени. Тем более, что он не хочет и не готов с вами обсуждать свое состояние.
психолог онлайн
Во первых, люди меняются. И то что приемлемо было раньше сейчас не подходит. Раньше горел работой-и было все равно где и в каких условиях. Сейчас-может перегорел. а может с самоорганизацией плохо. Дома, если работаешь-это важно. по себе знаю. съехал с режима-и сложно потом организоваться. Можно распорядок дня составить. Будильник ставить на время когда вставать. Ну как будто на работу и к компьютеру садиться в определенное время. Помогите ему в этом.
А мужчины часто не хотят говорить об эмоциях. Считают это слабостью что ли. Так воспитывали. Это с детства-если ребенку эмоцию не назовешь-он и не знает что с ним. Раздирает внутри-а понять нельзя. Ну тогда с психологом можно к этому прийти. Разобраться.
объясните ему про это. Может поймет что это нужно ему.