Чувство вины когда передо мной извиняются
Добрый день, меня зовут Алина, у меня такой вопрос.
Поймала себя на мысли, что чувствую вину когда человек передо мной извиняется. Особенно если он действительно виноват, причинил боль или поступил неправильно.
Например, в отношениях с партнером он не выполнил обещаного, проигнорировал просьбу, я выставила границу, он извинился и сказал что все исправит и будет стараться, а я себя чувствую неловко.
В чем могут быть причины?
Благодарю за ответ
Вопрос от: ; Возраст: 22

психолог онлайн
Ірина Миколенко
Ирина Константиновна Зубиашвили
Павел Леонидович Басанский
Анна Автонділова
Здравствуйте, Алина!
Причиной может быть много чего. Возможно, так не делали ваши близкие люди, не считались и не просили извинения, поэтому этот инцидент будоражит всю вашу непоколебимую внутреннюю систему, так как выходит за пределы опыта. Также, возможно, вам стыдно за свои чувства, что другой как школьник отчитывающийся перед вами. Тогда вы не принимаете и не выдерживаете собственную злость и вам жалко или возникает чувство вины. Здесь речь о созависимости, потому что злость разделяет и ставит пределы, границы, вам легче когда все в слиянии и чувствуют одинаковые переживания. Возможно, вам трудно дается проживать разность и отдельность?
Відредаговано автором 04-08-2024 15:35:03
психолог онлайн
Алла Володимирівна Романенко
Ирина Константиновна Зубиашвили
Павел Леонидович Басанский
Доброго дня!
Скорее всего - причина как не банально в вашем детстве - по какой именно схеме выстраивались у вас взаимоотношения с родителями?
Хватало ли вам от них понимания и сочувствия?
Было ли доверие между вами?
Критиковали ли они вас или вы их?
Навешивали ли они вам вину за чтото? ( обосновано или нет)
Вот это надо разбирать с психологом.
Ну а так, может еще - вы слишком завышенные требования предъявляете окружающим - в том числе партнеру - которые заранее знаете, что врятли он их осилит - потому и потом чувство вины.
Либо же, попадали, или попали на манипулятора - который ловко вам внушает, это чувство вины ложное.
Но чувство вины просто так не навешать - всегда есть предпосылки - и они в нашем прошлом.
Еще тут - явно темы затрагиваются контроля и власти - через вину это все можно осуществлять.
Только вот чей контроль и над кем? ( осознанно или неосознанно) Вас контролируют так, или вы пытаетесь партнера так контролировать через вину? ( невротический формат отношений явно)
Попробуйте продолжить фразы:
- Я виновата потому что...
- Я виню себя за....
- Зачем мне нужна вина? Что я с помощью ее получаю?...
психолог онлайн
Ирина Константиновна Зубиашвили
Павел Леонидович Басанский
И спасибо кстате за вопрос - интересный вы задали - даже заставил задуматься глубже.
Возможно, еще вам неловко не столько за себя перед партнером - сколько неловко за него, может даже стыдно... что вот он как будто проштрафился перед вами... и теперь виноват... и вы начинаете чувствовать его вину... брать ее на себя...
Как коллега Алла Владимировна - сказала слияние пошло состояния ощущений...
Вы скорее всего эмпат очень хороший ... потому как бы, все чувствуете и чужие эмоции и состояния.
Вам неловко, что вы другого человека в неловкое положение поставили... что он не смог с этим справится... вот почему вина!
Как часто вы это делаете с людьми - ставите им такие задачки, которые им тяжело выполнить?
А главное для чего? ( может это как механизм Защиты у вас срабатывает - как бы такого фильтра ) "справишься буду с тобой общаться. Не справишься не буду и отдалюсь..." - как то так.
Как будто, он должен дотянутся до вашего уровня морали или ценности - правильности - как то так.
( мои догадки)
психолог онлайн
Ірина Миколенко
Алла Володимирівна Романенко
Павел Леонидович Басанский
Володимир Анатолійович Тарасенко
Алина, Вам коллеги уже многое объяснили, но я хотела бы добавить, что причиной Вашего душевного дискомфорта может быть тревожность, как черта характера.
И тогда не самым очевидным образом появляется чувство вины. Так находит свой выход тревожность.
Вам настолько трудно опять переживать события, из-за которых перед Вами извиняются, что психика отказывается даже смотреть в ту сторону и возникает тревожность, которая проявляется через чувство вины..
психолог онлайн
Алла Володимирівна Романенко
Ирина Константиновна Зубиашвили
Ірина Миколенко
Здравствуйте, Алина!
Скорей всего когда-то Вы пережили или даже несколько раз переживали некую психотравмирующую ситуацию, в которой Вас либо обвиняли напрямую (и при этом формально извинялись), либо делали это манипулятивно - демонстративно показывая обиду, страдания и пр.
Еще как вариант: как-будто "заставили" человека пережить неприятное. Послужили неким орудием наказания. Что для Вас почему-то является неприемлемым.
Вообще это хороший запрос на психотерапию. Так как желательно НЕ гадать о возможных причинах, а найти реальные. Это не так сложно. Для этого существуют специальные техники для диагностики. Но применяются они только в живую.
Відредаговано автором 04-08-2024 23:28:17
психолог онлайн
Володимир Анатолійович Тарасенко
Алла Володимирівна Романенко
Валентина Василівна Марченко
Из неуверенности и страха быть причиной боли для других,
Из чувства, что вы не заслуживаете извинений..
Как упрек себе за то, что вы вынудили его извиняться.
Причин можно набросать много, но это все будут фантазии фантазирующего.
Про вашу причину нужно исследовать вместе с вами проясняя нюансы и особенности вашей личной истории, опыта, восприятия, ваши взаимоотношения с партнером, ваших убеждений о себе и окружающих.
Обратитесь индивидуально к психотерапевту или психологу, чтобы вместе исследовать ваши чувства и лучше понимать себя.
психолог онлайн
Ирина Константиновна Зубиашвили
Доброе утро, Алина!
цитата:
В чем могут быть причины?
Попробуем подойти к вопросу с другой стороны. Каких качеств Вам не достает, чтобы ... не испытывать чувство вины, а вместо нее испытывать, например, уверенность в себе?
Обратил внимание на
цитата:
ЧУВСТВО ВИНЫ КОГДА ПЕРЕДО МНОЙ ИЗВИНЯЮТСЯ
Так, по-вашему, чувство неловкости и чувство вины - одно и то же?
Еще попробуйте припомнить, кто в Вашем окружении в детстве осуждал/критиковал/избегал конфронтации в желании отстоять свои права?
психолог онлайн
Алла Володимирівна Романенко
Володимир Анатолійович Тарасенко
Анна Автонділова
Доброго дня.
Причини можуть бути різні і навіть не одна. Залежно від того, що саме за "неловкость" Ви відчуваєте? Чи є у Вас відчуття, що в таких ситуаціях людина має вибачитись? Чи потребували Ви колись вибачень?
Яка Ви тоді, коли перед Вами вибачаються?
Часто, буває такий феномен, коли після образи чи нехтування, ми можете внутрішньо дуже злитись на людину, критикувати і ображати у відповідь, це стає способом справлятись із образою, а коли людина вибачається - то це вже може бути не потрібно, але злість вже "виражена внутрішньо", і тоді виникає відчуття невідповідності.
Чи помічали схоже за собою?
Дополнение от автора
Благодарю всех экспертов за обратную связь.
Действительно я вспоминаю ситуации, как в детстве мама могла сказать обидные вещи и иногда извинялась в слезах. Мне было так больно смотреть на неё, ведь я стала причиной её слез, хоть она и действительно задевала какими то словами.
цитата:
Хватало ли вам от них понимания и сочувствия?
Было ли доверие между вами?
Критиковали ли они вас или вы их?
Навешивали ли они вам вину за чтото? ( обосновано или нет)
цитата:
вам неловко не столько за себя перед партнером - сколько неловко за него, может даже стыдно... что вот он как будто проштрафился перед вами... и теперь виноват... и вы начинаете чувствовать его вину... брать ее на себя...
Так и есть. Вина за то, что я могу кому то доставить трудности и неудобства тем, что меня задело его поведение.
цитата:
причиной Вашего душевного дискомфорта может быть тревожность, как черта характера.
Да, тревожность у меня тоже есть, вы правильно подметили. Благодарю за комментарий.
Дополнение от автора
цитата:
Из неуверенности и страха быть причиной боли для других,
Из чувства, что вы не заслуживаете извинений..
Как упрек себе за то, что вы вынудили его извиняться.
Да, 1 и 3 тезис откликается очень. Не хочется создавать кому то дискомфорт своим поведением.
Хоть и сама спровоцировала своими реакциями эти извинения и последующие изменения в поведении другого человека.
цитата:
Чи є у Вас відчуття, що в таких ситуаціях людина має вибачитись? Чи потребували Ви колись вибачень?
Яка Ви тоді, коли перед Вами вибачаються?
Відчуття наче я вище, коли переді мною вибачаються, а людина, відповідно, нижче.
психолог онлайн
Ірина Миколенко
цитата:
Відчуття наче я вище, коли переді мною вибачаються, а людина, відповідно, нижче
цитата:
Да, тревожность у меня тоже есть, вы правильно подметили
цитата:
Действительно я вспоминаю ситуации, как в детстве мама могла сказать обидные вещи и иногда извинялась в слезах. Мне было так больно смотреть на неё, ведь я стала причиной её слез, хоть она и действительно задевала какими то словами
Алина, все, что Вы описали, прекрасно подходит под описание последствий нарциссической травмы, которую Вы получили в детстве от мамы. А то, что мама нарциссична (в какой степени, не известно), даже не вызывает сомнений - описание ее поведения красноречиво говорит об этом.
Для исцеления нарциссической травмы просто необходима психотерапия с психологом, умеющим с ней работать. Само по себе не пройдет.
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
"Действительно я вспоминаю ситуации, как в детстве мама могла сказать обидные вещи и иногда извинялась в слезах. Мне было так больно смотреть на неё, ведь я стала причиной её слез, хоть она и действительно задевала какими то словами."
И таким способом - у вас диссонанс - как реагировать... вроде по Справедливости человек вас обидел и должен осознать свою вину и не манипулировать слезами... ( а делает наоборот именно манипулирует слезами - показывая что особо, то извинятся и не хочет... или делает это вынужденно... потому и слезы такие вот на показ... "типа смотри как я страдаю из за тебя! Как ты меня заставила страдать!" - ну вот какойто такой посыл ваша мама вам посылала примерно. ( и видимо это, она так делала часто с вами - потому что у вас это прям в комплекс засело глубоко)
И вы будучи ребенком такого напора психологического не выдерживали конечно - и конечно начинали винить себя в ее слезах. Хотя не были виноваты ( по вашим словам)
Ваша мать не умела спокойно решать конфликты... всегда эмоционально - всегда в напряжении держала вас в напряжении ( да соглашусь с коллегой - это нарциссическая травма)
"Так и есть. Вина за то, что я могу кому то доставить трудности и неудобства тем, что меня задело его поведение."
а это уже теперь проекция с прошлого в настоящее - ваше взрослое состояние - последствия прошлого травматического опыта общения с матерью.
"Відчуття наче я вище, коли переді мною вибачаються, а людина, відповідно, нижче."
а хочется быть на равных с человеком? Когда никто не выше и не ниже?