проблемы поведения
здравствуйте! у меня сложности в отношениях с сыном (8 лет, единственный ребенок). учится во 2 классе. семья полная, папа до последнего времени мало принимал участие в воспитании ребенка, работал. сейчас его участие больше сходится на том, что он беседует с сыном о каких-либо поступках, иногда наказывает его( лишает компьютера, а иногда ставит в угол) Сын с прошлого года, примерно с середины 3 четверти очень негативно отзывается о учителе, с неохотой выполняет дом. задание, всегда надо заставлять. практически сам не проявляет инициативу. дома приходится из-за того, что уроки не сделаны - запрещать просмотр телевизора из-за чего он начинает агрессивно себя вести, говорить обидные вещи, зная, что это меня ранит ( не люблю тебя, зачем мне вообще жить на этом свете, вы меня не любите и много чего еще).Видимо, я даю реакцию, т.к. использует эти "ранящие" слова довольно часто. я его очень сильно люблю, как мне кажется, стараюсь общаться с ним, но в последнее время я замечаю явное ухудшение наших отношений. возможно, ранее я его чрезмерно опекала, достаточно много опасалась, контролировала многие сферы его жизни. сама чувствую, что пережимала. сейчас стараюсь давать ему свободу, а может мне это только кажется, что я ее даю, а на самом деле это тот же контроль - сделай дом. задание , например.... не знаю. сильно запуталась, устала от этого, переживаю за сына, ведь хочется, чтобы он рос счастливым... особенно меня беспокоит его словестная агрессия. он говорит, что когда злится он "и сам не может контролировать то, что говорит." много читала про работу с агрессией - про рисунки, лепку, но он отказывается !стараюсь в спокойные моменты разговаривать с ним, объяснять, как ранят меня его слова, но он не проявляет особого сочувствия. иногда, правда, извиняется. не знаю, как себя вести в этой ситуации. как реагировать на слова - "лучше б ты ногу сломала!" и тому подобное. заранее благодарна за помощь

Ответы психологов
Анна Александровна Шуринова психолог
Здравствуйте, Светлана.
Когда ребёнок плохо отзывается об учителе, или назло Вам что-то говорит, прежде всего нужно у него поинтересоваться тем, что происходит. Что именно вызывает у него такие эмоции. Не реагируйте агрессивно на его слова, судя по-всему, он уже ждёт такой реакции от Вас, если произносит такие слова Вам.
А вообще, мне хотелось бы Вам посоветовать почитать Ю. Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как?" Написана эта книга очень доступным языком и содержит много полезных уроков общения с Вашим ребёнком. Там Вы сможете найти ответы на все интересующие вопросы. А также конкретные рекомендации.
Удачи!!!
Даниэла Марковна Пуертас психолог
Светлана.
Опекать ребенка - это ваша обязанность и призвание как матери. Не вините себя за это, а гордитесь, тем что ваш ребенок вам не безразличен.
Самостоятельное и своевольное поведение детей - нормальная вещь, даже необходимая деталь ваших взаимоотношей. Но предлагаю вам показать сыну то, что если он хочет быть взрослым и принимать решения, ему надо и добиваться этого как взрослый. Предложите ему товарообмен (не запрет телевизора, а обмен времени на задание), который происходит у вас на работе. Поиграйте с ним. Главное не здавать позиции.
Насчет агрессии, по статистике агрессия хороша для развития мальчиков. Они проигрывают признанные в культуре мужские образы, только в преувеличенной форме. И тем самым становятся мужчмнами. Такие парни менее агрессивеы чем "маменкины сынки" в будующем. Не бойтесь этого.
А насчет слов, не думаю, что он до конца понимает что делает. По его мнению, он приносит вам ответный удар за неудобства.
Ольга Валерьевна Алексеева психолог
Добрый день! Я вижу несколько причин такого агрессивного поведения Вашего сына.
Хочется задать Вам несколько вопросов - Скажите, а какие у Вас отношения с мужем? Как ведет себя Ваш муж с Вами? Очень часто мальчики копируют поведения своих отцов, даже если папы не уделяют сыновьям достаточно времени.
Еще у меня создалось такое впечатление, что все Ваше внимание и любовь, предназначенное для мужа, Вы направили в сторону сына, которому в настоящий момент этого много. Вот сын и пытается достаточно агрессивным способом сказать Вам об этом.
А для того, чтобы приблизиться в семье друг к другу нужно больше времени проводить вместе, гулять, куда-то выходить. И обсуждать не только проблемы, уроки и телевизор, а любые темы, которые будут интересны всей семье - и маме и папе и сыну.
В вашем письме я увидела различные запросы на работу с психологом:
1. Повышение мотивации к учёбе.
2. Как реагировать на агрессивное поведение; Что делать с агрессией.
3. Общие вопросы воспитания ребёнка.
Проще всего все эти запросы решать в личной консультации. Но тем не менее, попробую ответить.
Вам стоит разобраться с учителем - что там действительно происходит, то ли учитель давит на ребёнка и где-то его недооценивает или пугает, либо был какой-то конфликт, из-за которого ребёнок не хочет теперь учиться. Решать этот вопрос стоит вместе с учителем без участия ребёнка.
Агрессия как форма защиты и поведения нужна любому человеку. Поэтому искоренять её или наказывать за неё тем более не стоит. Можно предположить, что вы немного "пережимаете" ребёнка в воспитании. Что ему негде разместить свою агрессию в том числе на вас. Стоит предлагать ему игры, где есть агрессивные действия в игровой форме (войнушки, битье подушками, барабаны, мячи и т. д.), где вы можете поиграть с ним, и ребёнок может "отыграть" вою потребность поагрессировать на вас.
Что касается общих рекомендаций по воспитанию, то наверное, первая заповедь: ребёнок - это личность, уважайте её! У него есть свои потребности и свои эмоции, страхи и трудности, давайте ему свободу, но не критикуйте, а поддерживайте, не бойтесь перехвалить. Обращайте внимание на потребности ребёнка, в первую очередь эмоциональные, что ему от вас нужно, даёте ли вы ему это. Как вы ему показываете, что вы его любите просто так, как вы его поддерживаете?
Ведь ребёнок - не ваш солдатик, который должен жить по взрослым правилам и взрослому уставу, у него собственный, уникальный, богатый мир. И часто взрослым не хватает возможностей подняться до уровня ребёнка.
Дополнение от автора вопроса ·
огромное спасибо за рекомендации, есть над чем подумать.Даниэла Марковна Пуертас, я не совсем поняла, каким образом Вы рекомендуете решать задачу по выполнению д-задан.
" Предложите ему товарообмен (не запрет телевизора, а обмен времени на задание), который происходит у вас на работе. Поиграйте с ним. Главное не здавать позиции."
я не очень поняла, если можно чуть подробнее, очень хочется как-то эту проблему решить.