завышенное чувство вины, низкая самооценка
Помогите с такой проблемой. Я часто безосновательно болезненно реагирую на критику или замечания в свой адрес, или, того хуже, вижу критику там где её нет. И начинаю заниматься самокопанием, самобичеванием, зацикливаюсь и создаю проблемы там, где их нет на самом деле. Всё воспринимаю на свой счёт, делаю себя виноватой и упрекаю себя. В такой ситуации закрываюсь, замыкаюсь. Потом «отхожу» и понимаю, что совершила глупость, раздула проблему на ровном месте. Но уже поздно
Вопрос от: ; Возраст: 19

психолог онлайн
Здравствуйте, Alezy!
Как по мне сложность в восприятии критики - вполне нормальный процесс для людей, которые внутри себя являются жесткими критиками. Если внутри Вас живет голос, который знает, что Вы далеки от совершенства и обязательно знает, каким должно быть совершенство ( правда неясно откуда у него столько знаний ), а также если этот голос строгий и наказывающий, а не очень поддерживающий, то нормально, что Вы сталкиваетесь со сложностью в восприятии критики в свой адрес. Так как Вы вроде уже внутри себя этим голосом поднаказали себя, а тут еще находится и во вне "добрый" человек, который напомнит Вам, что Вы допустили оплошность. Голос этот внутри человека селиться еще в детстве и, как правило, это голос самого критикующего родителя. Очень также интересно, как Вы реагируете на одобрение Ваших действий, позитивной оценки Вас, верите ли Вы людям, которые Вас по-другому оценивают ? Кроме того, мне еще стало интересно понять, что Вы имеете ввиду, говоря о том, что "совершили глупость", а "потом уже поздно"?
Дополнение от автора
Одобрение и похвалу принимаю и они мне дают стимул развиваться, и дают понять, что во мне нуждаются, одобряют, я значима для людей.
Совершила глупость - значит создала проблему, там где не стоило её создавать, зациклилась на себе. Потом уже поздно - я своими лишними действиями создала конфликтную ситуацию и понимаю, что можно и даже нужно было её избежать, но "уже поздно" и приходиться искать пути её решения. Это всё ненужно, мешает и затрудняет процесс общения
психолог онлайн
а еще такой вопрос, от кого сложнее вам принимать критику ? Почему Вы считаете, что нужно было избежать ситуации конфликта ( возможна, Ваша реакция отстоять себя была вполне адекватной), с кем затрудняется процесс общения ? Если вам делают больно, то нормально реагировать защитой себя и дистанцироваться от некоторых людей.
Дополнение от автора
Сложнее принимать критику от близких, значимых людей.
Конфликт можно было избежать, потому что я лишней зацикленостью, обидами его создаю. Только через время понимаю, что причин для обид не было.
психолог онлайн
Уважаемая, Alezy, хорошо было бы Вам встретиться с психологом и детально описать ситуации, которые Вас цепляют больше всего. Не думаю, что Вы сильно "зацикливаетесь", думаю, что Ваши близкие делают Вам больно или делали в прошлом и Вы до сих пор тяжело это переживаете, поэтому не можете так сказать реагировать по-другому на их слова. Сильные эмоции у людей всегда имеют почву для возникновения. Скорей всего Вам хочется от Ваших близких признания, которое видимо не так уж и просто от них получить, а критике Вы чаще подвергаетесь, чем признанию, поэтому я бы рекомендовала Вам более детально разобраться со своими чувствами при очных встречах с психологом.