Дискомфорт в общении
Я привык считать, что неплохо разбираюсь в себе, однако эта ситуация просто ставит меня в тупик, не могу докопаться до ее причины. Поэтому прошу совета.
Пожалуй, следует начать с того, что я - ярко выраженный интроверт. Из всех возможных компаний и обществ мне уютнее всего в моем собственном.
Если говорить о "технической", внешней стороне общения, я всегда могу поддержать живой разговор с кем угодно и практически на любую тему. Однако самому вести беседу мне сложно.
Иными словами, в ситуации, когда собеседник ведет разговор, а я его поддерживаю - все отлично. Когда же собеседник ожидает от меня ведения беседы - мы просто молчим. При этом, в отличие от большинства собеседников, я не испытываю никакой неловкости от таких пауз. Это мое естественное состояние.
Если же говорить об эмоциональной стороне общения и контакта с людьми, то все сложнее. Как я уже говорил, мне комфортнее всего в одиночестве. Чье-либо общество меня тяготит. Здесь, собственно, и начинается проблема.
В моей жизни есть люди, которых я считаю близкими, которые для меня важны. Однако даже в их обществе, которое мне, безусловно, приятно, я ощущаю желание скрыться куда-нибудь.
Я... Как бы сказать точнее... Очень ценю сам факт существования этих людей в моей жизни, однако не ощущаю потребности поддерживать с ними контакт.
Например, с моим лучшим (по-настоящему лучшим) другом я в последний раз общался несколько месяцев назад. Я просто знаю, что он где-то там есть, что он мой друг, и меня это вполне греет. Но вот в чем дело - он-то не такой, как я. Я "законсервировал" отношения с человеком и храню их, а человеку-то нужно свежее общение. С подругой, с которой мы учились вместе от детского сада до выпускного диплома университета, и которая мне почти как сестра, я не общался два года.
Мне иногда кажется,что я хронически не способен скучать по ком-то.
Но вот я случайно забредаю на страницу старого друга в социальной сети и вижу, что он живет яркой и насыщенной жизнью, окруженный такими же, как он, людьми, абсолютно мне незнакомыми. Это абсолютно нормально, но вот в чем дело: для меня он все также друг, а я из его жизни давно исчез, стерся.
Выходит, что из-за своего пристрастия к одиночеству и невнятного дискомфорта в обществе, я попросту теряю дорогих мне людей.
Если подытожить все сказанное, получается парадокс: я хочу сохранить людей, которые мне дороги, но при этом не хочу общаться с ними.
Вопрос от: ; Возраст: 23
Дополнение от автора
Выше я пришел к абсолютно нелогичному и противоречивому заключению. Из-за этой нелогичности я не могу понять причин ситуации и определиться с дальнейшими действиями.
Да, еще, наверное, следует добавить, что у меня в мои 23 никогда не было никаких отношений с женщинами. Проблем с внешностью и самооценкой у меня нет. Просто я не стремлюсь к отношениям - понимаю, что морального "напряга" заработаю больше, чем удовольствия. Девушку, поди, выгуливать нужно, разговорами развлекать, СМС-ки на ночь писать. Для меня это будет сущий ад.
Но и засыпать в одиночестве тоже надоело. Иными словами, все те противоречия, что я описал выше, закономерно проецируются на сферу М-Ж отношений.
ВОПРОС такой: норма ли это, если нет, то что следует считать нормой и как к ней прийти.
Ранее я думал, что все это может быть следствием слабо выраженного аутизма, но признаки не подходят. Как я уже говорил, я не испытываю никаких "технических" трудностей в общении и, даже бессознательно, не избегаю контакта глазами, а наоборот, стараюсь поймать взгляд собеседника. Так что эта версия отпадает. А других нет.
Что касается дальнейших действий, сам я на данный момент вижу два варианта.
1. Мне следует принять себя таким, какой я есть, признать происходящее абсолютно нормальным. В этом случае рано или поздно я останусь абсолютно один. Не так, как сейчас, в уединении, но окруженный знанием того, что у меня кто-то есть. Наоборот, по мере, того, как я исчезну из жизни друзей и близких, я однажды сам осознАю, что я один - и тогда это будет уже настоящее, абсолютное одиночество, а этого я не хочу.
2. Мне следует ломать себя, переступать через собственные предпочтения и вести более активную социальную жизнь. В этом случае я буду реально окружен друзьями и близкими. Так я уже пробовал. Но желание куда-нибудь исчезнуть из компании, во-первых, не дает покоя, а во-вторых, совесть грызет: "Они такие хорошие ребята, а мне хочется свалить от них куда-нибудь. Нехорошо". Короче, в этом варианте я тоже счастлив не буду.

психолог онлайн
Сергей, вы всегда таким были или это появилось в течении вашей жизни?
психолог онлайн
Сергей, неужели вам в беседе нечего рассказать о себе? Ничего в вашей внутренней жизни не происходит? Или не хочется ничего рассказывать - скрытничаете?
Что же касается предложенных вами же вариантов дальнейших действий, то я бы предложил вам рассматривать их не как варианты, а как 2 глобальные тенденции: первая - схлопывание в ракушку и превращение в абсолютную точку; вторая - самораскрытие, контакт, развитие и взаимодействие. Как мне кажется, первая тенденция - вообще не вариант для вас, т.к. вы и сами не желаете абсолютного одиночества. А это путь именно туда.
Теперь несколько слов о второй тенденции. Ломать в данном случае следует не себя, а собственные стереотипы, переступать не через собственные предпочтения, а через собственные страхи. Вы можете мне возразить, что стереотипов и страхов не имеете, но я обязательно в этом усомнюсь. В основе социофобии и социопатии ВСЕГДА лежат страхи, корни которых в детско-родительских отношениях. Доверие или недоверие к миру и людям закладываются в человеке именно в этом ранне-детском периоде.
Исправить это возможно. Главное: наличие у вас сильного желания это сделать - преодолеть себя, изменить своё настоящее и будущее.
Естественно, без плотной очной работы с психологом этого не добиться. Ведь, чтобы увидеть в себе свои, навязанные воспитанием, стереотипы и страхи необходимо, чтобы кто-то их отзеркалил для вас. И лучше, чтобы это был профессионал.
Дополнение от автора
Мария, я, правда, затрудняюсь вам ответить. Со школы - точно. До школы - не помню.
Павел, я, действительно, собирался вам возразить, но вы меня опередили ). Вы написали о социофобии и я решил покопать на эту тему.
На это же сайте нашел статью о том, что такое социофобия и понял, что там не все, но многое точно обо мне. Не ожидал. Честно.
Интересно, что определение социофобии очень органично вписалось в общую мозаику. Если признать, что она таки да, таки есть, очень многое становится логичным. Очень многие мысли и реакции, которые я сам за собой наблюдал, получают объяснение.
Большое спасибо!
психолог онлайн
Здравствуйте,Сергей
Говорить о вашей социофобии с полной уверенностью, думаю можно только после очной консультации. В основе социофобии, прежде всего, лежит...фобия (страх)общения с людьми. И, если вы читали о данной проблеме, там есть ряд довольно четких признаков, о которых вы не упоминаете: боязнь общаться в незнакомом месте, страх публичных выступлений, боязнь что-то делать, когда на вас смотрят, могут наступать панические состояния в толпе и т.д. Ничего этого вы не упоминаете. Может просто не упоминаете, а может этого у вас нет.. В общей канве вашего письма прослеживается, скорее, нежелание общаться, напряжение, истощение от людей и общения с ними. За этим может стоять и страх (конечно он там есть, но это не основной фактор) и масса всего другого. Для того, чтобы в этом разобраться, нужно хорошо знать вашу семейную историю. Одно можно сказать: дружба и любовь - это те вещи, которые нужно поддерживать. Вот как костер - не подкинешь дровь - гаснет. Поэтому, правда, если вы боитесь остаться в полном одиночестве, важно чтобы вы хоть как-то БЫЛИ в отношениях. Другой вопрос в том, что вам надо значительно меньше, чем другим, и в этом ваша особенность. Принять ее и жить спокойно или все-таки что-то менять, не ломая себя, а просто расширяя свой опыт и добавляя к нему еще какие-то навыки и приобретения - это вопрос терапии с психологом. Удачи вам.
психолог онлайн
Еще обратила внимание на пару интересных вещей:
1) очень четко и красиво выстроенная речь, что очень свойственно интровертам. Ведь интроверты больше живут не событиями и фактами, а внутренними переживаниями. Внутри вас идет большая эмоциональная работа.Но, по какой-то причине она блокируется на выходе. Т.е. эмоционально проявиться во вне вам очень сложно. Ведь общение с людьми - это, прежде всего эмоциональный обмен.
2)Как следствие отсюда - второй момент про то, что девушек надо выгуливать и писать им смс-ки на ночь, говорит мне о том, что вы боитесь эмоционально растратиться. Ну как будто внутреннего ресурса и так немного, а отношения с девушками вытянут из вас то, немногое, что вы боитесь растратить. Вот и живете в таком эконом-режиме. Вот именно на этом я бы акцентировала работу с вами.
психолог онлайн
Предвидеть возражения не сложно, если знаешь как сложно бывает увидеть в себе то, что без "зеркала" (другого человека, в т.ч. и психолога) не видно. А если и увидишь, то бывает крайне трудно это в себе принять и осознать. Так уж устроен человек.
Сергей, простым объяснением проблему не решить. Необходима очная работа с вашимим чувствами, мыслями, ощущениями и воспоминаниями. И впереди ещё великое множество удивительных открытий. Скучать точно не придётся. Потому, решайтесь - и вперёд!