депрессия, гендерная дисфория
здравствуйте. меня зовут Саша, мне 18 лет.
у меня есть несколько проблем, достаточно серьёзных на мой взгляд, которые заставили
меня обратиться к помощи психолога. проблемы эти взаимосвязаны, я думаю, одна
вытекает из другой, поэтому я не знаю, с какой правильнее начать. постараюсь по-
порядку сформулировать:
1. депрессивное состояние, апатия, суицидальный синдром. чем старше я становлюсь, тем
продолжительней становятся эти состояния. первый раз нечто подобное я испытала в 11
лет, когда перестала выходить из дома, не посещала школу в течении четверти. тогда же
увлекалась неформальными субкультурами. с тех пор подобные состояния иногда
возникали, и прогулы тоже,(они были скорее связаны со 2ой проблемой - см. ниже). было
несколько попыток суицида, о кот. никто не знал в момент их совершения, лишь после с
моих слов. эти попытки в силу моего возраста не увенчались успехом. последний же год
депрессивные состояния и мысли о самоубийтстве беспокоят меня очень сильно. я
пропустила почти целый семестр в колледже (правда, потом нашла в себе силы
восстановиться и сдать все долги). следущая причина, которая является одно й из
основных для моих прогулов на учебе и вцелом большого дискомфорта
Вопрос от: ; Возраст: 18
Дополнение от автора
2. то, что я для себя именую "социофобия", а конкретней - страх нахождения в коллективе,
а так же с новыми людьми. я чувствую огромную неловкость, скованность, боязнь открыть
рот, как-то не так пошевелиться. совершенно не знаю, что сказать, чувствую себя крайне
некомфотно. при всём при этом не считаю себя неинтересным или скучным человеком.
конечно, сфера моих интересов в некотором роде отличается от интересов большинства
современных подростков - искусство, качественная зарубежная музыка, поэзия и т.п. но
даже если я окажусь в обществе, где мои интересы разделяют, эта скованность всё равно
останется. избавить от неё может только алкоголь, пожалуй.(как и многие подростки, я
иногда употребляю его, в последее время редко). та же скованность и страх бывают, когда
я иду по улице или еду в трансопорте. не знаю, куда деть глаза, чувствую скованность.
если иду то чувствую неловкость в ногах и в движениях.
по этой причине мне крайне неуютно было в новой классе (в 10 классе нас
переформировали). я бросила, не окончив, школу. думаю, если бы не эта проблема, то у
меня были бы там близкие друзья и у меня бы не возникало бы желания прогуливать
уроки. подсознательно я очень скучаю по своему классу, он мне очень частно снится. да,
у меня были друзья в средней школе, была лучшая подруга в классе. но друзья
постепенно перестали быть друзьями, подруга предала, и мне стало крайне неуютно в
одиночку. не могу сказать, что я была изгоем - я хорошо успевала по гуманитарным
предметам, ребята обращались за помощью. не общаться или дружить не получалось.
почти та же ситуация в колледже. но там есть по-краней мере один человек, которому я
доверяю.
эта проблема, покуда она есть, мешает моей самореализации в жизни. я музыкант, мне
необходимо уметь подавать себя на публику.
тут ещё стоить добавить, то самооценка у меня заниженная, возможно даже крайне. я
будто априори считаю себя хуже других. в основной это касается внешних данных и
успехов в жизни.
Дополнение от автора
3. гендерная дисфория.
до недавнего времени не считала это проблемой. но появился повод задуматься.
вначале касательно сексуальной ориантации - я бисексуал. и юноши и девушки стали
нравиться одновременно. первый поцелуй был с мальчиком, через несколько дней - с
девушкой. с тех пор у меня были романтические и сексуальные отношения с лицами обоих
полов. и переходя к проблеме гендерной дисфории. с 15 лет стала говорить о себе в
мужском роде. вначале нерегулярно, затем - постоянно. делалось это конечно только в
присутствии близких друзей или в интернете, при родителях, педагогах или на учебе я
так не выражалась. что было ключевым моментом в неприятии собственного пола - не
могу точно понять. отчасти мои тогдашние отношения с девушкой, которую я безумно
любила, но которая сказала мне , что она гетеро. собстенное тело мне никогда не
нравилось, тогда я возненавидела его за принадлежность к ж.р. ещё больше. отчасти, а
может и по большой части виной этой моей проблеме стереотипы о женщинах - о том то
женщина - глупое, легкомысленное и слабое существо, что неспособна себя сама
обеспечивать и должна зависеть от мужчины, во всём ему подчиняться; что женщины
недалёкие и мозгов у них хватает только на наряды. так или иначе, мне стали неприятны
обращения ко мне в женском роде, стало неприятно считать себя девушкой. я коротко
стригла волосы, одевалась "под мальчика" долгое время. причем не считала себя
лесбиянкой, ориентация моя как была "би", так и осталась, но уверенность, что я должна
быть в мужском теле, была непоколебимой. одно время я серьезно думала об операции.
эти мысли пришлось выкинуть, так как ни денег на это, ни семья и окружение не поймет, ни
21 года для этого мне не было. также, я пришла к выводу, что я - бигендер, т.к. до 15 лет
встречалась с юношами, и мой пол не вызывал у меня проблем.
со временем меня не так остро стала задевать моя половая принадлежность, один
человек сумел мне показать, что пол - это не так важно. человек был такой как я, в
женском теле, говорящий в мужском роде. признать, склад характера у меня вовсе
наверное и не мужской, если есть смысл делить на женское и мужское.
теперь я встречаюсь уже почти год с молодым человеком, для которого называть меня в
мужском роде никогда не было проблемой, он толерантен к людям нетрадиционной
ориентации. но недавно всплыло, что подсознательно ему это все же неприятно. а мне
неприятно разговаривать с ним в женском роде, я слишком привыкла. я и это письмо вам
пишу в ж.р. лишь для соблюдения формальности и трезвой оценки вами моей проблемы.
стоит добавить, что за этот последний год моя любовь к кроссдрессину, т.е. "кошения под
мальчика", поутихла. я стала носить женственные вещи и снова краситься. но иногда мне
крайне неприятно нацеплять на себя что-то женское, хочется выглядеть как можно более
маскулинно (что с моим низким ростом и миниатюрной фигурой очень сложно.) тут сразу
хочу ещё отметить крайнее недовольство собственным телом, т.к. у меня узкие плечи и
широкая относительно них филейная часть, а так же очень низкий рост - 158. все это
вызывает у меня ненависть и отвращение к собственному телу. оно неполноцено и как
женское, т.к. груди, что говорится, нет, и уж тем более как закос под мужское.
я считаю, что мне стоит избавиться от этой проблемы. так будет удобней жить в
обществе, легче принимать себя, и так комфортней будет для моего любимого человека,
которого я не хочу терять.
из-за моей депрессии я стала крацне раздражительной, злюсь по-любому поводу,
срываюсь на близких, придираюсь к мелочам. и проблема №2 тут немаловажную роль
играет. из-за отсутсвия уважения, любви коллектива во мне накапливатеся
подсознательно злость.
Дополнение от автора
пожалуй всё с описанием моих проблем. хочу добавить, что ранее не обращалась к
психологам, т.к. не было 18ти лет, боялась, что сообщат родителям. живу с мамой,
родители в разводе с тех пор, как мне было 7 лет. с отцом вижусь редко. знаю, что факт
того, что ребенок рос в неполной семье, отражается на его личности и может тоже быть
причиной психических расстройств. с мамой отношения крайне напряженные, этот
человек сделал мне много неприятного, и по-простому, она меня раздражает. отец
вызывает больше уважения, но живет своей жизнью.
буду очень признательна в помощи с моей проблемой. впереди новый учебный год, а я не
могу найти силы на что-либо, я совершенно не верю в себя, постояные ощущение
собственного ничтожества и мысли о самоубйистве меня вконец разрушили. спасибо

психолог онлайн
Здравствуйте Саша. Все что вы описываете наверное очень сложно и многогранно. Но, знаете, когда люди много пишут и пытаются все очень ясно, как вы, изложить, - это еще служит защитой от чего-то. Например, от спутанности, растерянности и непонимания. Уж если вы так любите термины, то - от диффузной идентичности. Такое состояние сопровождается постоянным смутной тревожностью, беспокойством и желанием изобретать, идеализировать (как и обратная сторона этого - разложение себя на части).
Вы пишите, что наверное вам самой известно, что идентичнось человека строится в союзе с родителями. И, если эти отношения сложные. С матерью, как вы тоже отмечаете. То, человек пытается изобрести себя с изнова, как бы в отрыве от всего. А так вряд ли бывает. Но, вы кажется именно этого и добиваетесь. Отсюда и сложности. Кажется, что нет надежной опоры (кто вы - папин сын, или мамина дочка), и вы постоянно так или иначе изобретаете ее в голове.
Наверное в итоге вы к чему-то придете. К какой-то определенности и вере. Но, врядли это получится хорошо, если вы будете отрицать связь с родителями, свои чувства к ним. Необходимость их анализа.
Возможно вы хотите быть папиной дочкой. И, это хороший знак в том, чтобы начать относится к себе как к женщине (раз уж ваша физиология так много говорит за это). Но, женская, как и мужская идентичность закладывается еще в намного более раннем возрасте, где очень важна роль матери. С которой у вас сложные отношения.
Возможно это не значит, что у вас нет определенной идентичности, или она уж так серьезно спутана. Просто к обоим родителям у вас противоречивые чувства (возможно, гнев, обида и ненависть). И, вы отыгрываете эту неприязнь в том, что постоянно размываете идентичность, разрушаете определенность (мечетесь от одного родителя к другому). Если говорить языком психоанализа, пытаетесь воссоздать через себя свое тело, психику и сексуальность - идеальную родительскую пару. То, как вы представляете себе идеальную себя. Себя, до развода родителей. И весь свой эмоциональный опыт включаете в это. Возможно не стоит так фиксироваться на том какой у вас гендер. Хотя, дисфория (т.е - раздражение) по поводу родителей у вас безусловно есть. И с этим следует разбираться. Так вот, не фиксироваться на поле, а подумать шире. Например каких чувств, любви и принятия вы желаете. Возможно вы нравитесь и другим, а не только би-, транссексуальным и неформальным людям.
Конечно необходимо время, чтобы все это прожить и осмыслить, утвердится в чем-то. А с чем-то, возможно попрощаться и пережить депрессию. Не надо вам говорить, кто в этом вопросе помошник. Вы и сами знаете.
Успехов и любите себя разной.
Дополнение от автора
Дмитрий Алексеевич, спасибо большое Вам за подробный ответ
значат ли Ваши слова, что чтобы прийти к согласию с собой, мне стоит наладить отношения с родителями? не думала, что их равод настолько влияет на моё ощущение себя. даже если я прощу им все обиды (которые меня не сильно беспокоят, т.к.детство позади), счастливой и полной семьи у меня не будет всё равно. так ли это важно?
и стоит ли мне идти на очную консультацию к психологу, по поводу проблемы боязни коллектива(а то нахождении в компании частенько кажется мне пыткой) и депрессии, чтобы мне хотя бы выписали антидепрессанты? у депрессии могут быть биологические причины, не так ли?
и плохо ли, если я и дальше не буду воспринимать себя как девушку? если мне не будет важен мой пол? я просто хочу, чтобы меня принимали так, как есть
спасибо заранее
психолог онлайн
Добрый день. Конечно, в первую очередь имеются в виду ваши чувства, а значит отношения что ли с внутреними образами - представлениями о родителях, а затем уже внешними их представительствами. Хотя ясно, что иногда это связанно как физиология и психология. Но, все же когда возможно у вас станет меньше внутренней напряженности, - и отношения с родителями улучшаться. Поэтому просто искать примерения, без понимания внутрених причин и самой себя, - врядли поможет.
Что в отношении депрессии, боязни коллектива и еще многих формальных симптомов, которые вы описываете, то еще раз повторяясь, скажу, что думаю, это все взаимосвязанно, и является различными проявлениями одной проблемы. Просто возможно вы чувствуете это, как нечто разрозненная, но прислушайтесь, присмотритесь к себе и возмиожно вы установите связи, закономерности. Например, вы пишите, что вы музыкант. А, подозреваю, что музыканты и все, кто выступает на сцене - имеют бессознательное желание внимания и восхищения, а значит недостаток любви и своего рода близости, поддержки и т.п. Правда это не мешает им выступать и получать любовь, несмотря на внутренние запреты. Также и социофобия, страх, депрессии, апатии, суицидальные мысли - могут стоять по ту сторону запрета на желание иметь с кем-то очень близкие отношения. В связи с этой потребностью, возможно вы хотите, чтобы ничто не стояло между вами, никаких различий, половых и т.п. (это к тому, что вы спрашиваете в конце: "плохо ли, если я и дальше не буду воспринимать себя как девушку? если мне не будет важен мой пол? я просто хочу, чтобы меня принимали так, как есть").
Это - желание безусловной любви. А всегда такая форма любви и желания связанны с особой болью и депрессией (гневом, ненавистью, завистью и т.п.). Так получается, что возможно запрещая себе чувствовать такую потребность в любви, ненавидя себя, шантажируя самоубиуством, искореняя в себе все женское - вы как раз получаете эту любовь. Скажем так, любовь матери, без матери. Любовь еще более идеальной матери - а не той, которая вас раздражает.
Но, это путь к отчуждению от себя, расщеплению и всякого рода состояниям замкнутости, тревожности и нелюдимости. Поэтому я и призываю разбираться с представительствами родителей в вас. Даже если это чувства ненависти. Их следует поднять и пережить.
Вы живете с матерью и в женском теле. Вам противно это все и раздражает. Отец живет не с вами. Мужчин иногда точно так же раздражают отцы и они идеализируют матерей. Поэтому вы хотите будучи в теле женщины - быть мужчиной и дружить со своего рода вашим близнецом, который в теле мужчины, желает называться женщиной. Вы меня извините, я несколько увлекся.
Вы спрашиваете еще в отношении биологических причин депрессии и антидепресантов. Да, антидепресанты как раз действуют на биохимию, и зачастую, скажем так, с обратной телесной, физиологической, соматической стороны пытаются повлиять и устранить депрессию психологическую. Все таблетки преследуют физический подход к проблеме. Часто они помогают, но устраняют лишь симптом. Ясно, что не разрешают психологической составляющей, как в вашем случае. Существуют депрессии после травм головного мозга, инсультов и т.п. Но, у вас ведь совершенно не такая депрессия. Я вас не отговариваю от антидепресантов. В комплексе с психотерапией и даже без нее, они могут принести существенное облегчение. Необходимо смотреть по тяжести собственного состояния. Их вам может назначить психиатр в поликлинике или диспансере по месту жительства. По крайней мере он обязан соблюдать конфиденциальность, если вы пришли за консультацией.
Но, еще раз повторюсь, что препораты хороши в том смысле, что они избавляют от черезмерных, затопляющих эмоций и дают пространство - свободу, чтобы разобраться с причиной проблем - чувствами, эмоциями, внутренними отношениями. Поэтому просто прием препаратов не гарантирует, что симптомы не вернуться и не повторятся.
С уважением
психолог онлайн
Не удержался, и все таки хотел бы отметить такой момент в отношении фармокологических препоратов. Что в некоторых случаях, они могут сыграть роль своего рода наркртика. Наркотик "забивает" психологическую составляющую, основу и делает ее сугубо телесной, поведенческой. Короче делает из наркомана наркомана, который начав принимать наркотики - отрицает всякую возможность разобраться в причинах этого.
Антидепресанты иногда устраняют плохое настроение вообще. А доля плохого настроения и тревоги необходимы как мотиватор, чтобы задуматься и разобраться.
По тому, как вы излагаете проблему, видно что состояние, когда бы вам остро требовались антидепресанты не наступило.
Другое дело, что не обращая внимание на ваше нынешнее состояние - можно создать риск формирования зависимости