как вернуться к жизни
я забыла как можно радоваться жизни. всю жизнь я стремилась выучиться, достичь своей цели, реализоваться в профессиональном плане, найти хорошую работу, получать достойную зарплату. теперь у меня все это есть, но вместе с реализацией моих планов добавилась ответственность за свой отдел, ответственность в принятии решений. я изо всех сил стремлюсь максимально выполнять свои обязанности, но меня постоянно преследует чувство неудовлетворенности, неуверенности в себе, мне кажется я недостойна работать на этой должности, я плохо выполняю свою работу, я не во всем осведомлена в своей профессиональной деятельности. особенно после презентации своих предложений начальству, меня не покидает внутреннее напряжение, я все время думаю о работе, мне ничего не хочется. то, что раньше доставляло мне радость - сейчас абсолютно безразлично. я так запуталась в своих чувствах и эмоциях....постоянное стремление все учесть, ничего не забыть на работе, не позволяет мне расслабиться... меня не радует отдых, приятные покупки, вкусная еда...мне просто все равно, абсолютно безразлично, просто ничего не хочется...в голове одни мысли о работе... для меня стало сверхважным не сойти со своего пути, я боюсь не реализоваться в жизни, очень боюсь погрязнуть в быту как свои знакомые, не увидеть мир, не путешествовать, получать копейки и жить как все, ни о чем не задумываясь... не хочу так жить...но в то же время мне сложно определиться, что мне нужно, я перестала зависеть от чужого мнения, если я понимаю, что это мнение для меня не важно, но для меня сверхважно быть первой, лучшей, выполнять свою работу на все 100... я понимаю, что много на себя беру и в последнее время пытаюсь добавить себе допобязанности, чего от меня никто не требует, подчас это может выглядеть глупо....простите за такой сумбур мыслей и эмоций, просто очень нужен чей-то комментарий...спасибо
Вопрос от: ; Возраст: 24
консультация психолога
Павел Леонидович Басанский
Алла Владимировна Саенко
Дмитрий Алексеевич Ратушный
Добрый вечер, kleostr! У Вас очень сложная ситуация: Вы реальная соревнуетесь с собой идеальной. А идеальная Вы похоже работает 20 часов в сутки, не совершает ошибок и просчетов, умеет абсолютно все и не нуждается ни в чьей помощи. С таким образом соревноваться бесполезно, никогда не выиграете, т.к. идеала достигнуть невозможно. Бах говорил: "Совершенства достигнуть невозможно, совершенство - это смерть".
Вы очень устали. Похоже пора взять тайм аут и отрваться от работы. Начните путешествовать.

психолог онлайн
Согласен с коллегой. Перфекционизм - это почти что диагноз. И здесь без очной психотерапии, одними переписками и комментариями вам не обойтись. Слишком глубока проблема и ... слишком много ожиданий родителей:(
психолог онлайн
А у меня вот какой вопрос, вы описываете постоянно свою работу, как много трудитесь и постоянно стремитесь к идеалу, а для чего так много вы работаете, деньги и хорошо жить, это я поняла, но! Если в вашей жизни что-то есть, оно есть не просто так, значит для чего-то этот ваш перфекционизм пока вам нужен...Если попробовать на секунду остановиться и посмотреть, что своей работой вы себе заменяете в жизни?
Дополнение от автора
я не могу сказать, что эта работа - моя жизнь и отдушина.... для меня был важен момент не столько этой конкретной работы - сколько реализоваться в жизни, нормально жить, иметь возможность самой себя обеспечивать, ни от кого не зависеть. да я понимаю, что моя проблема идет с детства.... в моей семье очень трудные отношения между родителями, постоянные ссоры, скандалы, я не хотела так жить, как мои родители, я хотела большего, хотела нормальной жизни,да родители - брат всегда от меня ждали хороших оценок, но мой перфекционизм - мое стремление хорошо учится, все знать шло не от родителей, а от себя самой. у меня есть любимый человек, моя собственная семья, но сейчас я пытаюсь построить для себя почти идеальный мир, оптимальные условия для жизни, я хочу в полной мере обеспечивать своих будущих детей, хочу заходить в магазин и не думать могу я позволить купить что-то или не могу... я очень много планирую в своей жизни, последние несколько лет, особенно последний год-два после приобретения работы. я не привыкла ждать от кого-то помощи, мы всего с мужем добиваемся вместе. я получаю большое удовольствие тратить СВОИ деньги, покупать себе, то, что хочу за СВОИ средства. но сейчас я не получаю такого удовольствия от вещей, приобретенных самостоятельно, как раньше, когда кто-то мне помогал... возможно, потому что я перешла этот рубеж, я это получила...для меня в жизни очень важно всегда иметь цель - куда-то идти, я не могу жить без цели, это не жизнь, существование, не понимаю людей, которые просто живут и ни о чем не задумываются. сейчас у меня есть работа, определенный рубеж я перешла, но я все время стремлюсь идти дальше, у меня был период, когда я просто работала, ничего нового не учила, не узнавала, это меня угнетало просто, я чувствовала вину, что ничего не делаю, не узнаю нового. конечно, это хорошо всегда ставить цели - я почти уверена, что их достигну, сейчас я чувствую в себе силы как никогда, я не боюсь показаться глупой или оценки окружающих, но я живу постоянно в напряжении, я живу не настоящим, а будущем, думаю о том, что у меня будет, куда я поеду, что куплю. что будет через год-два, я планирую, время, когда у меня появятся дети, я планирую, как я буду ими заниматься...мною родители не занимались, все к чему я пришла, я сделала сама, конечно они мне помогали, но это не они меня сделали... я не хочу полностью закрыть своих будущих детей в золотой клетке, но я хочу направлять их, помогать им, у моих родителей не было денег нанимать мне репетиторов, но возможно, если бы так было, не было бы меня такой - целеустремленной... мне сложно разобраться в себе,я просто не могу расслабиться, радоваться простым жизненным вещам, вся моя жизнь это какое-то сплошное достижение своих целей... и я не могу отказаться от этого...просто раньше я больше наслаждалась жизнью, сейчас обычные радости не доставляют мне удовольствия... мне доставляет радость быть независимой...
психолог онлайн
kleostr, здравствуйте.
В том, что Вы рассказываете о себе, много боли и усталости. В этом я вам очень сочувствую. Я вчитывалась в то, что Вы рассказали и увидела в этом еще много чьей-то оценки (когда Вы говорили о своей компетентности в работе, о зависимости от чужих мнений, много контроля (когда Вы говорите о планировании своего будущего и будущего Ваших детей) и много тяги к независимости (СВОИ деньги, СВОИ средства). Мне было бы интересно больше узнать об этих явлениях в Вашей жизни и я думаю, что они влияют на Ваше нынешнее состояние
Если хотите, давайте посмотрим в них вместе. Можете ли Вы ответить на такие вопросы:
1 - Кто оценивает мою жизнь?
2 - Чья оценка для меня важна?
3 - Чьей оценки я боюсь?
4 - Что мне важно контролировать в своей жизни (прямо перечислите)
5 - Что случится в моей жизни, если я не буду это контролировать?
6 - от кого или от чего я не хочу зависеть?
7 - от кого или от чего я завишу?
Думаю, что эти ответы могут помочь нам разобраться в причинах Вашего состояния.
психолог онлайн
Здравствуйте. Не поймите меня превратно. Я несколько раз перечитывал ваше сообщение и пытался понять о чем вы говорите, и какое послание выражаете. И, если не вдаваться в нюансы (хотя тонкостей очень много - разных аспектов, которые буквально расходятся в разные стороны), то основное чувство, которое вы, как мне показалось выражаете, - есть то, что мне никто не нужен. Я независимая, я самодостаточная. Владею всем миром. Я сделала вас всех и презираю вас всех. Тех, которые не такие как я. Хотя по сути - вы не хотите, чтобы они были на вас похожи, а вы -на них. Принцип контроля - разделяй и властвуй.
Еще раз извините за прямоту, но это не может не вызывать определенных эмоций у других, и у вас самой. У других - раздражения и зависти за то, что вы их отвергаете и обесцениваете. У вас - вины и тревоги. Конечно это ваше право. Но вас же что-то тревожит. Вы сами отмечаете, что достаточно далеко зашли на этом пути. Переступили черту. Да, в этом можно усмотреть момент развития и обретения независимости. Но и момент ненависти, разрушения - избавления от чего-то хорошего или плохого. Вы сами говорите, что раньше были счастливы и более удовлетворены, когда позволяли себе толику зависимости. Сейчас же вы ее с гневом и яростью изгоняете.
Наверное и в самом деле - вы приобрели нечто (реализацию) идеал, и теперь хотите его удержать. Боитесь потерять.
Но это требует отказа от зависимости и прежних удовольствий. Вам свалилась удача, но как распорядится ею - остались сомнения.
Думаю правы коллеги, что когда было все как вы описываете. Родители не давали достаточно заботы и поддержки. Сложно поверить в свою уникальность и право от рождения. Поэтому приходится такими путями справляться с неуверенностью и утверждаться.
Вы умный человек и неплохо бы было задуматься вот о чем. Что такого рода разделение и власть - лишь способ удержаться в данной ситуации. И без сомнения он вам помогает, но и доставляет хлопоты. Однако в глобальном смысле (вашего Я и самооценки) ни возможности покупать что вы хотите, ни путешествия, ни дети, ни статус, ни разделение на себя и других, хороших и плохих, и т.д, и т.п. - не реншат вашей базовой проблемы. Это все хорошо - и оказует вам поддержку. Как банковский гарант выплаты - если что. Но надо подумать о том, чтобы ростить и развивать саму "банковскую" структуру. Организацию собственного Я. А для этого надо во многом разобраться и пережить. Научиться доверять себе и любить иной любовью себя и других. И я не знаю пока иных средств проделать этот путь кроме психотерапевтических рамок
Удачи
Дополнение от автора
Добрый день Виктория Валерьевна! спасибо за комментарий. хочу ответить на ваши вопросы:
1. В большей степени я сама оцениваю свою жизнь, возможно для меня важна оценка других людей, если я знаю, что эти люди достаточно умны и компетентны, гораздо больше чем я. такими людьми я восхищаюсь
2. Раньше для меня было важно мнение брата, его оценка, в данный момент в последнее время для меня была важна оценка своего начальника, не непосредственного, а выше, поскольку пообщавшись с ним, я поняла насколько это умный, осведомленный во многих вопросах человек.
3. я не боюсь ничьей оценки (боялась оценки начальства, вышеупомянутого).
4. мне важно контролировать в своей жизни свой доход, свое самообразование (саму себя), не могу контролировать других людей, своего мужа, поскольку уверена, что человек сам волен принимать решения.
5. если я не смогу контролировать свой заработок, мне будет тяжело планировать будущее своей семьи, своих детей, а я не хочу, чтобы мои дети недополучили от меня чего-то, если не буду контролировать себя, если не буду заниматься самообразованием, я буду чувствовать себя глупой и ленивой, просто растением.
вы не поймите меня неправильно, я не всегда учусь, работаю и все, я тоже могу расслабляться, смотреть интересные фильмы, читать книги, но при этом свой досуг я пытаюсь построить так, чтобы он не проходил зря, если и читать книги - только на иностранном языке, знаете я в детстве очень много читала на русском, сейчас читаю мало (немного времени и если и берусь за книгу на русском языке, сразу начинаю себя одергивать, зачем читать на русском, если лучше прочитать в оригинале - полезнее и на языке оригинала лучше понять суть)
6. я не хочу зависеть ни от кого. чувство зависимости будет угнетать меня, для меня это будет унизительным.
7. от кого я завишу - не могу дать определенного ответа на этот вопрос, наверное я завишу от случая, от неожиданностей, от того, что я не могу чего-то предугадать, я очень боюсь за здоровье и благополучие своих близких, для меня неважно, что со мной, важно, чтобы с моими близкими было все в порядке.
я знаю в чем моя проблема - просто я не умею любить себя, во мне куча комплексов, сначала какие-то десткие комплексы во внешности, хотя я абсолютно нормальный симпатичный человек, умею флиртовать, могу нравится мужчинам, если захочу. сейчас комплекс, что я недостаточно разбираюсь в своем деле, во всяком случае мне так иногда кажется....
жду вашего комментария. спасибо
Дополнение от автора
здравствуйте Дмитрий Алексеевич! перечитывала ваш ответ несколько раз, он вызвал во мне двойственные чувства...с одной стороны я согласна с вами, что моя проблема кроется в детстве, неудовлетворенности в себе, недостаточная забота и поддержка родителей, нелюбовь к себе заставляет меня все время к чему-то стремиться, тоже заслуга родителей, не будешь учиться - ничего не достигнешь...
с другой стороны я не согласна с вами, что мне никто не нужен кроме меня самой, для меня очень важны мои близкие люди, их жизнь и здоровье, и я не хочу власти, я хочу просто нормальной жизни, я не хочу миллионов и бриллиантов, я хочу жить в нормальных условиях, позволять себе путешествовать (по средствам, знакомиться с интересными людьми, я не смогу и не сумею властвовать, для этого я достаточно мягкий человек, не безотказный, но мягкий, конечно я достаточно самокритична и меня раздражают чересчур самоуверенные, но при этом абсолютно глупые люди, я требовательна к себе и требовательна к окружающим, но при этом я не буду никого учить жить, каждый сам выбирает свой путь...
спасибо
психолог онлайн
Меня все равно не покидает ощущение, что вы исповедуете своего рода психологию кванта. Долгое время физики пытались выявить и описать самую эллементарную, базовую частицу. И до сих пор эта работа не завершенаю И наверное никогда в ближайшее время еще не закончится. Всегда будет отыскиваться нечто еще более далекое и эллементарное. И в то же время включающее все. Всю вселенную и ничего одновременно. О квантовой физике я говорю в том смысле, что вы как бы включаете все. Что вы неуловима. Только удается отразить одну сторону, как вы поворачиваетесь совершенно другой - неожиданной. Вам почему-то важно быть абсолютом - уникальной, идеальной.
И все же я думаю, что это избегание определенности - есть защита от неопределенности. Точнее, как вы сказали - самое страшное - это почувствовать свою зависимость и беспомощность.
В последнее и недавнее время была популярна вся эта тематика, если на английском, - хорошо звучащая в выражении "from the cradle to the grave". В том смысле, что ваше обращение обозначено "как вернуться к жизни". И кто-то из коллег говорил вам, что ваше стремление к идеалу ведет своего рода к смерти. С одной стороны абсолютная зависимость с другой - смерть. Между ними отрицание. Бегство от сегодня к завтра.
Снова прошу прощение за пространный коментарий. просто я еще обратил внимание на первые и последние слова. "каждый сам выбирает свой путь". Наверное вы говорите о том, что вам даже под страхом смерти важно быть собой, независимой, свободной.
А критика и требовательность (к себе и другим) наверное от того, что нечто в вас требует обратного (любви, зависимости, базового доверия).
Как-то наверное вы поняли или почувствовали, что любовь можно получать только всегда будучи первой. В некотором смысле вам повезло. Некоторые и этого не поняли
Дополнение от автора
спасибо за ваш ответ Дмитрий. не могу понять последние ваши фразы. почему в некотором смысле мне повезло, что я поняла или почувствовала, что любовь можно получать только всегда будучи первой? что вы имели ввиду? спасибо
психолог онлайн
Я имел в виду, что бывают разные сценарии родительско - детских отношений и воспитания. У вас такой, как вы описали. Возможно он требовательный и тревожащий, заставляющий устраивать гонку и вступать в конкурентную борьбу. Но по крайней мере он определенный и эффективный, хоть и суживающий жизненное пространство, свободу.
Существуют и иные, более запутывающие отношения и манеры воспитания, которые вообще дают мало шансов для того чтобы почувствовать собственные силы и реализоваться в жизни. Просто я работаю в больнице и часто приходится иметь дело с более патологическими вариантами отношений. Вот и все что я хотел сказать. Просто вырвалось личное отношение.
В любом случае, думать и сравнивать что лучше, что хуже не совсем уместно. У каждого своя жизнь, своя история и свой способ переживания. И если он ограничивает в чем-то и сьедает ощущение счастья - желательно с этим разбираться
Успехов
психолог онлайн
kleostr,здравствуйте. Прежде всего, простите за паузу в диалоге. Я некоторое время была в отъезде и только сейчас дбралась до интернета.
Я прочитала Ваш ответ и с большим уважением отнеслась к труду - потому что заглядывать в себя - это в моих глазах труд, духовная работа.
И в результате этой работы Вы резюмировали:
"я знаю в чем моя проблема - просто я не умею любить себя, во мне куча комплексов, сначала какие-то десткие комплексы во внешности, хотя я абсолютно нормальный симпатичный человек, умею флиртовать, могу нравится мужчинам, если захочу. сейчас комплекс, что я недостаточно разбираюсь в своем деле, во всяком случае мне так иногда кажется...."
Давайте же посмотрим внимательнее в эту сторону. Я поддерживаю Вашу идею о том, что источником проблемы может быть неумение любить себя. Такое вот: "если я поднимусь еще чуть выше, то стану лучше, стану достойной любви". Но, если это действительно так - то знаете ли Вы, где находится тот "барьер", который Вам надо взять, чтобы полюбить себя, чтобы понравиться себе? Каких достижений по работе Вам бы хватило, чтобы ощутить себя уже в достаточной мере компетентной? Какого уровня эрудиции, знания скольких языков?
Понимаете ли Вы мою мысль? Она состоит в том, что такой путь - иллюзорный. Всегда будет хотеться стать еще совершеннее - и казаться, что уж тогда-то я буду достойна любви. И будут продолжаться самопришпоривание и самоконтроль, а жить будет как-то не удаваться.
Ваш первый вопрос звучал "Как вернуться к жизни?". Чтобы начать возвращаться, предлагаю сделать два хода.
Первый ход: еще немного поосознавать и с присущей Вам честностью ответить на странный вопрос:
"Чью любовь и одобрение я пытаюсь заслужить, желая стать идеальной?" Если ответ на этот вопрос существует - как он звучит? Первое, что придет в голову?
Второй ход - попробовать жить непосредственно сейчас. А именно: в эту самую минуту, когда Вы читаете эти строки - чего бы Вам хотелось? Не "надо сделать", не "я запланировала" не "я должна" а именно "Я хочу... продолжите"
И пусть это будет что-то быстро реализуемое и легкодоступное. Возможно, даже не совсем правильное для Вас - потому что это может быть что-то "бесполезное", направленное на получение удовольствия.
Например,я, пока это писала, обратилась к своим ощущениям и поняла, что хочу зеленого чаю с молоком. Встала, налила его себе, выпила полчашки и продолжаю пить периодически. Получила удовольствие.
Есть ли что-нибудь, чего Вы хотите прямо сейчас? Хоть чаю, хоть сменить положение тела, хоть поспать, или выйти на улицу или что -нибудь еще? Попробуйте это осознать и разрешить себе это сделать.
А потом напишите - ответ на вопрос (первый ход) и что случилось в результате предложенного мной эксперимента. Чего Вы захотели, как сделали, что почувствовали, что при этом подумали, возможно, еще что-то важное?
Дополнение от автора
здравствуйте Виктория! большое спасибо за ваш ответ и поддержку.
попытаюсь ответить на ваши вопросы:
1. знаете, я понимаю, что вы имеете ввиду. для меня не столько важен чей-то авторитет, чья-то конкретная похвала и одобрение, сколько вообще сама похвала и одобрение....я очень редко получала именно это одобрение, я не умею принимать комплименты, всегда как-то в жизни получалось, я старалась больше всех (это об учебе), учила больше всех а в результате выходило, что мое упорство и труд никому не нужны были, выигрывали более креативные, более творческие люди...или же наоборот я удивлялась, как люди не прилагали особенно больших усилий и выигрывали, а мне приходилось выучить весь конспект + перерыть кучу материалов (это так воспоминания из студенческой жизни)
2. в данный момент я хочу просто отдохнуть, потому, что у меня жутко болят глаза от компьютера)но при этом я не могу отвлечься от мыслей о работе, потому что в последний час я узнала кое-что интересное и неожиданное)
когда я писала свой вопрос "как вернутся к жизни" - я была очень уставшей, возможно поэтому он прозвучал как крик души, сейчас я анализирую все ответы и вообще свою жизнь и понимаю, что это не сколько крик души, сколько поиск себя...мне очень хочется найти любимое дело, понять что мне именно нужно в жизни...к своей работе я отношусь сверхответственно, но это не то дело, которое меня увлекает и захватывает, мне трудно разобраться в себе, с одной стороны я хочу вести активную интересную жизнь, путешествовать, встречаться с людьми, с другой стороны мне хочется быть любящей женой и хорошей хозяйкой...наверное много я пишу не совсем по теме вопроса, но это то, что меня беспокоит
проблема в том, что большинство моих желаний не быстро реализуемые, а меньшинство сиюминутные))) наверное я так и не ответила на ваш вопрос)))
вероятно мне нужен просто отдых, чтобы разобраться в себе и в своих сиюминутных желаниях)
спасибо Вам большое всем за интерес к моему вопросу)
психолог онлайн
"да родители - брат всегда от меня ждали хороших оценок, но мой перфекционизм - мое стремление хорошо учится, все знать шло не от родителей, а от себя самой". Уверен, вам удобно так думать. Но вот соответствует это действительности или просто очередной самообман - 131-я иллюзия, можете разобраться только вы - в контакте со специалистом. Ведь чтобы перестать обманываться - нужно взглянуть на ситуацию не изнутри её (как это делаете вы), а как бы со стороны - через психолога, выполняющего для клиента своеобразную функцию "зеркала".