Психологический запор у ребенка
Доброго дня! У нашего сына (2,11) начиная с 2,5 лет начались задержки со стулом. Когда это началось, я 2-3 раза в неделю возила ребенка из пригорода в Киев в детский сад домашнего типа. Много времени уходило на дорогу, на сборы, часто он хотел одеваться.Я теперь сама не знаю, как это получилось, но то он там не покакал,то дома не покакал, и возможно была где-то боль при покаке, и НАзар стал сдерживаться. Сначала это было 2-3 дня. НА сейчас было два раза по 7 дней, а всреднем интервал 4-5 дней.ПОначалу он поддавался на уговоры, вместе на унитаз садились (как с совсем маленьким). Потом всегда говорил, что попа не болит. Но со временем все больше дней не просился и отказывался садиться какать. Чувствовал себя хорошо, живот всегда мягкий.
После первого раза в 7-дневный интервал, скорее всего было больно какать (крови не видела никогда). Назарчик почти все время играл лежа, настроение хорошее было, просто вставая и ощущая давление, боялся и ложился опять. Постоянно говорит, что боится, что будет болеть попа.
С того раза он стал стабильно упорно избегать каканья.Гдето месяц мы какали, только споймая его и настаивая на покаке (это на 5 или 6 день, не раньше),держа его под коленки.Был период приема гомеопатии, когда сынок укакивался и не мог сдержаться, раз в 3-4 дня, потом этот эффект прошел и все вернулось.НЕдавно у него повторилось 7 дней, он покакал после клизмы.Сейчас мы даем размягчающее слабительное, все питание тоже подчинено. Назар хочет какать каждый день, но терпит по 4-5 дней, боится тужиться. В итоге, когда совсем уже не хочет ни ходить ни гулять, на руки постоянно просится или лежать, гудит, что болит попа, мы ставим свечку, но он и ее умудряется удерживать. Потом в итоге какает, бывает во сне, или после долгого сидения на горшке (всей семьей).
За эти полгода я прошла путь от полной паники до относительно трезвого спокойствия. ДО этого у нас не было никаких контактов с медициной по поводу ребенка, мы рожали его дома и Назар практически не болел. Мне было страшно давать ему хоть какое либо лекарство или проявлять к его телу какоето насилие. Мы уважительно относимся к потребностям ребенка,часто даем ему возможность выбора. Много сказок и слов было уже с ним проговорено,машинки какают у нас тоже на горшки, и НАзар им объясняет,что не будет болеть.НО реакция его самого на позыв в туалет - попа болит. Сейчас мы стараемся вести стратегию - твоя попа, какай как считаешь нужным. Но когда это уже 4-5 день и он явно страдает, этого не хватает(
Вопрос от: ; Возраст: 29

психолог онлайн
Елена Шпундра
Алла Владимировна Саенко
Здравствуйте, Ирина!
Похоже вы и сами не знаете, где и что произошло с ребёнком. То ли в детском садике, то ли ещё где. А без знания причин нарушения откорректировать его невозможно. Возможно, по отношению к ребёнку проявляли насилие, может быть пугали разными историями в детском саду (кто же из воспитателей в этом признается?!).
Или есть какие-то проблемы в отношениях внутри семьи - стрессы, скандалы. Т.е. ребёнок не чувствовал своей защищенности или нужности. А с помощью сдерживания он это преодолевает и компенсирует. Есть ещё и психоаналитическая теория запора, как проявления некоей скупости - жаль выпускать то, что так ценят и хотят увидеть родители.
Хорошо бы поисследовать причины совместно с
детским психологом. А затем, вместе с психологом в игровой терапии помочь малышу справиться с этим.
И ещё. Пишете, что даёте ребёнку во всём возможность выбора. Но какой может быть выбор, если он хочет в туалет?! Естественные потребности, на то они и естественные, что их нужно удовлетворять по мере поступления сигнала изнутри. И здесь никакой свободы быть не может: пришёл сигнал - пошёл на горшок и его выполнил.
психолог онлайн
Алла Владимировна Саенко
Алена Ивановна Узунова-Цебенога
По теории Фрейда анальная фиксация происходит в возрасте примерно ои 18 мес до 3 лет. Ребенок самостоятельно учиться контролировать свои туалетные потребности. Если родители выбирают принуждающий тип поведения "сходи на горшок сейчас". Ребенок может начать сдерживать естественные посылы, начинается запор.
Но это только теория, что именно произошло с вашим ребенком, похоже плохо представляете даже вы.
Тут я полностью согласна с коллегой.
Меня лично напрягла в вашем рассказе "Потом в итоге какает, бывает во сне, или после долгого сидения на горшке (всей семьей)".
Я сразу представила картинку сидит на горшке бедный малыш, его окружили большие взрослые, и все на перебой уговаривают "покакай". Мама с машинками "какай, машинки тоже какают", папа со свечкой наготове "какая, а не то свечку поставим", бабушки-дедушки с бубнами... Честно- это кошмар. В таких условиях вам бы никто не покакал.
Похоже что вся семья застряла в фазе анальной фиксации. Даже захотелось спросить а как лично вы испражняетесь. Не произошло ли у вас изменений, после того, как вы на сына насели.
Интересно так же, что запор у ребенка длится уже полгода. Вы сами пишите, что он психологический, но ни слова о том показывали ли вы ребенка
детскому психологу. Даже сейчас, на форуме, у вас по сути нет вопроса к психологам. Просто описание ситуации... Хотя для меня лично это было бы самым естественным действием, а не такое прямо даже фетишистское внимание к процессу дефикации сына, свечи, клизмы... Вот вы пишите про боль:
"Я теперь сама не знаю, как это получилось, но то он там не покакал,то дома не покакал, и возможно была где-то боль при покаке:
но жаловался ли вам Назар, что ему больно, или это ваша фантазия? Вам не приходило в голову что попа может болеть как раз от клизм и свечей, которые вы туда так увлеченно запихиваете?
В общем у меня много вопросов, думаю, что вам самой было бы не плохо к психологу сходить, проработать свое отношение к дефекации, к образу матери, там глядишь, вы изменитесь и ребенок начнет меняться.
консультация психолога
Елена Шпундра
Алена Ивановна Узунова-Цебенога
Вы все-таки разберитесь с тем,страшно ли вам давать лекарство,или вам страшно болезней ребенка.Чего страшнее?Проявлять к его телу насилие,или сделать необходимую операцию(дай Бог,не понадобится)?Понятно,что для каждого родителя не простой вопрос - решать,можно ли еще продолжать надеяться,что все обойдется,или уже пора принимать неотложные меры.Но у вас,похоже,этот вопрос еще осложнен общим отношением к медицине.А это значит,что этот случай с вашим ребенком - не последний.Вот если он начнет,например,кашлять - вы будете ждать,что пройдет,или все же начнете лечить?Уважительно отнесетесь к его потребности покашлять,будете находиться в ситуации неопределенности - решит ли он кашлять дальше или предпочтет полечиться?И будете решать вместо него только в случае,когда легкая инфекция перерастет в бронхит?Потому что сейчас примерно происходит то же самое,и для меня это,например - ваш страх сделать неправильно,принять на себя ответственность за действия в отношении ребенка.Который оказался бОльшим,чем сама ответственность.В отношении самой ситуации есть простое правило:чем меньше внимания взрослых к какому-то проявлению ребенка,тем менее ценным оно для ребенка оказывается.Сейчас под это дело организована жизнь семьи,ребенок пользуется широко предоставленными возможностями,уже просто не зная даже,под что бы еще родителей приспособить.Вы в вопросе спрашиваете,чем сделать эту область еще привлекательней для ребенка,каких еще половецких танцев добавить.
психолог онлайн
Алена Ивановна Узунова-Цебенога
Еще забыла добавить, то что вы написали:
"Мне было страшно давать ему хоть какое либо лекарство или проявлять к его телу какоето насилие. Мы уважительно относимся к потребностям ребенка,часто даем ему возможность выбора".
И то что вы делаете- принудительная дефекация с участием всей семьи- это как раз и есть насилие и отсутствие выбора.
Понимаете, что ваши действия и ваша оценка этих действий абсолютно не совпадают?
консультация психолога
Елена Шпундра
Алена Ивановна Узунова-Цебенога
Ирина, а с чего вы взяли. что это именно "психологический запор"?
Думаю, будет логичней, для начала пройти обследования, сдать анализы, посетить узких специалистов, и, если физиологическая причина будет исключена, тогда, и только тогда! - искать психологическую причину.
Итак: сначала - поликлиника, потом - психолог. Ищите
детского психолога и работайте с ним очно! В режиме переписки такие вопросы не решают.
А самолечением не занимайтесь. Вы такими играми (которые описывали в своем письме) можете только усугубить ситуацию. Оно вам надо?
Здоровья вам!