проблемы в общении
Здравствуйте. Мой сын учится в 3-м классе. Проблем с учебой нет, по словам учительницы он лучший ученик в классе.
Я считаю, что у него проблемы в общении. У него нет друга в классе. Учительница полагает, что у него все в порядке: "У них еще не сложился коллектив, сегодня с одним дружит, завтра с другим, он просто спокойный и умный и ему вопли и гонки по коридору не понятны". Но мне приходилось наблюдать, как он с удовольствием вопит и гоняет с кем-нибудь на улице. На новогоднем утреннике в прошлом году я наблюдала за ним, и мне показалось, что он чувствует себя в классе очень неуверенно, хотя выступает уверенно. На перемене мальчики либо бегают, либо смотрят как кто-нибудь играет на телефоне. Сын тоже иногда смотрит. Его слова: "Иногда они разрешают смотреть, а иногда говорят "вали отсюда"". Меня это приводит в отчаяние! Я не знаю что ему посоветовать и как помочь в такой ситуации.
Сын не агрессивный, доброжелательный, у него хорошее чувство юмора, в общении мягкий, но при этом часто "на своей волне". Если лезут в драку, дает сдачи, обзывают, отвечает тем же (по его словам). Он не жалуется, что его кто-то обижает, не считает, что его обижают и практически ничего сам не рассказывает о школе. Но иногда рассказывает подобные истории: "Ты не из нашей компании, вали отсюда," и т.п. Я спрашивала, предлагал ли он кому-нибудь поиграть вместе, он: "А вдруг откажутся?" У меня создается впечатление, что он этого боится и даже когда обращается к кому-нибудь, чувствуется его неуверенность.
Я дважды обращалась к психологам, но они не дают рекомендаций, а предлагают длительную (не меньше года) терапию. Но это очень дорого, на данный момент у нас нет такой возможности.
Неужели нет никакой возможности помочь моему ребенку в семье? У меня у самой в начальной школе были проблемы в общении, я боялась примкнуть к общей игре, потому что боялась, что меня прогонят (непонятно почему, я не припомню, чтобы меня прогоняли) и проявлять инициативу в общении из-за этого боялась. В старших классах проблема усугубилась. Проблема давно ушла, а страх, что такое может случиться с моим ребенком остался. Может это я каким-то образом невольно создаю проблему?
И еще сын постоянно приходит из школы с изжеванной ручкой, на улице сосет и облизывает воротник куртки, дома грызет ручку или облизывает колено. Возможно, это связано с ситуацией в школе? И мне кажется, что это может тоже вызывать неприязнь со стороны одноклассников.
Помогите, пожалуйста, разобраться.
Вопрос от: ; Возраст: 34

психолог онлайн
Елена Шпундра
Алла Владимировна Саенко
Татьяна, понимаю вашу обеспокоенность, хотя хочу предостеречь, что очень сильное вторжение в личную жизнь ребенка может только навредить.
Конкретно по ситуации.
С одной стороны, дети в 3 классе еще действительно не имеют стойких дружных групп, в этом учительница права, возможно, как и в том, что особых проблем на самом деле нет. Ведь Вы же не хотите, чтобы ваш сын дружил со всеми подряд, ведь с кем-то он гоняет на улице, судя по вашему письму. Возможно, он каким-то образом сам сортирует, с кем бегать и где.
При этом Вы допускаете возможность вашего искаженного восприятия ситуации сквозь призму собственного детского опыта. Поэтому важно понять, что есть на самом деле, а что вам только кажется.
С другой стороны ваш сын сам признает некоторую неуверенность в себе. И это уже та реальность, с которой можно работать. Ему действительно важно научиться отстаивать свою точку зрения и при этом уметь строить контакты с другими. И делать это лучше не откладывая на потом, ведь в подростковом возрасте все проблемы усиливаются.
Советов Вам не давали, потому что при работе с ребенком проблемы диагностируются и корректируются через игру и другие проективные методы. Это должен делать специалист. И рекомендации он сможет дать Вам только после определенной диагностики самого ребенка, а не с ваших слов.
При этом длительность работы с ребенком невозможно определить заранее. Не думаю, что на это понадобится год. Мой опыт работы в детском реабилитационном центре позволяет мне сказать, что некоторые проблемы «уходят» быстро, некоторые дольше, а есть такие, которые просто становятся не такими критичными. Очень многое зависит от ребенка и особенно, от родителей и обстановки в семье, чего многие родители, к сожалению признавать не хотят.
Поэтому попробуйте найти специалиста в вашем городе, который не станет уговаривать Вас на длительную работу, на этом сайте много контактов. Начнете работать – а там видно будет, может изменения произойдут, и необходимость дальнейших встреч отпадет сама собой. Со своей стороны могу предложить сотрудничество, если Вы находитесь в Киеве.
Удачи Вам.
психолог онлайн
Наталия Горская
Алла Владимировна Саенко
Татьяна, у меня сразу несколько разных мыслей возникло.
Первая- на счет ваших визитов к психологу и рекомендации годичной терапии... Я не знаю как было дело, на основании чего были выдвинуты такие именно сроки? Сына тестировали, как это было вообще?
Потому как год терапии это серьезное довольно действие и с бухты-барахты его мальчику 8-9 лет не предлагают.
Но с другой стороны сделать что-то либо заочно по Интернету тоже волшебников нет.
Так что психологу ребенка показать нужно, про год я лично сомневаюсь, но и так как вы хотите бесплатно и заочно тоже не будет.
Вторая мысль возникла после прочтения ваших воспоминаний о вашем детстве. И тут я бы очень сильно предлагала вам задуматься не проецируете ли вы свои детские проблемы и страхи на своего ребенка? Вам было трудно, ваши родители не приняли должного участия, теперь вы боитесь повторить и этот опыт и это неучастия в судьбе вашего сына. Это понято. Но "был ли мальчик?"
Вы разговаривали с сыном -Есть ли в классе кто-то с кем бы ему хотелось дружить? Есть ли у них какие-то компании в классе? С кем он сидит за партой, может дружить с соседом?
психолог онлайн
Елена Шпундра
Здравствуйте, Татьяна
Трудно видеть, как сына или дочь игнорируют сверстники. И причин в этом действительно может быть много разных.
Мне немного не понятна позиция учительницы, которая говорит о сплоченности в 3 классе. Она могла бы рассказать, а вы можете спросить ее о том - какие мероприятия предполагаются в классе для сплочения. Может быть - предложить свою помощь в организации таких сплачивающих детей мероприятия.
Вы также можете обратиться к школьному психологу, чтобы школьный психолог вам рассказал о своих наблюдениях и результатах тестирования вашего сына. Чтобы порекомендовала вам что-то. Возможно - договориться с ней о консультациях - она обязана это делать бесплатно в рамках своей школьной работы.
В конце своего сообщения вы рассказываете о своих детских переживаниях, своем опыте. И мне кажется - вы говорите о чем-то общем. О том, что действительно могло повлиять на поведение, реакции, чувства вашего сына.
Также, я думаю, что ручка-воротник-колено - это проявления напряжения. Того напряжения, которое мальчик пока не знает и не умеет реализовывать иначе.
Вы можете почитать книги и статьи в интернете о том, что и как помогает детям снимать напряжение, раздражение и делать это самостоятельно.
Можете все же найти способ, чтобы работать с психотерапевтом. Даже если ПТ говорит о годовой работе - вы можете договариваться о таком варианте, который возможен для вас. Ищите другого ПТ. Такая работа в любом случае будет полезнее, чем ее отсутствие.
Еще замечу отсутствие в вашем письме слов об отце вашего сына. Полагаю, это еще одна сторона проблемы.
психолог онлайн
Здравствуйте, Татьяна.
Вопрос, который вы вкратце описываете наскоком решить сложно. Он многогранен (ваш сын, вы, отец сына, ваши отношения с мужеи и с сыном, ваши страхи, ожидания,школа, учитель и многое-многое другое). Со специалистом вам проще будет найти и увидеть причины и пути.
А пока вы решаетесь и думаете, можете посмотреть вот этот фильм: https://upsihologa.com.ua/obzor/film-15
Возможно, что-то и прояснится.
Всего вам доброго!
Дополнение от автора
Большое спасибо за ответы! Дело в том, что последний мой визит к психологу состоял из трех встреч: со мной, с ребенком и снова со мной и с мужем. Т.е. сына протестировали. На третью встречу мы пришли с мужем. Психолог долго подводила к своим выводам и только через 40 минут с начала встречи она наконец сказала единственный вывод: присутствует как-бы некоторое отставание в эмоциональном развитии. Мол, он очень интеллектуально развит, настолько, что это интеллектуальное развитие является как-бы защитой (непонятно от чего, правда). Сразу оговорюсь, он действительно интеллектуально развит, но это не из-за того, что мы его пытались особо развивать, у него от рождения очень живой ум. И вот, чтобы это исправить нужен минимум год, а скорее всего два или три.
Когда я поговорила после этого с учительницей, она сказала, что об эмоциональной незрелости и речи идти не может: "Пусть они сначала до него дорастут". У нас очень хорошая учительница, она готова обсудить возникшие проблемы и помочь в случае необходимости, но мероприятия по сплочению класса у нас не проводятся, даже элементарная организация игр на переменах. Дети просто гоняют по классу и коридору переворачивая все вверх дномю
Школьный психолог его протестировала, но никакой особой проблемы не увидела. Она молодая, может быть, опыта не хватает...
у него завязывались отношения с тремя мальчиками, но их всех перевели в другие школы (родители считали, что учительница слишком безразлично относится к детям). Иногда дети его чем-то угощают, некоторые предлагали ему дружить. Но эти же дети потом поддерживали тех, кто говорит "вали отсюда".
Я согласна с тем, что заочно такие вопросы не решаются и поэтому пошла к специалисту. Муж считает, что я слишком преувеличиваю, но определенная проблема, вероятно, есть. Он готов что-то делать, но не понимает, чего я хочу. И считает, что я только говорю, а сама ничего не делаю. Когда я завожу речь о посещении психолога, муж раздражается, давать на это деньги отказывается : "Хочешь, иди, но денег я тебе не дам. Психолог ничего не решит". На данный момент на работу я выйти не могу(сижу дома с маленькой дочкой). И не смогу еще минимум полгода. Деньги на посещение психолога я нашла и на несколько занятий нам бы хватило. Муж, вероятно бы тоже согласился заплатить, если бы не такой срок и не сумма в полтоты тысячи ежемесячно. И психолог его не убедила, потому что "говорила неконкретно, не доводя мысли до конца и в итоге пришла к выводу, который можно было бы озвучить сразу, а не растягивать на 40 минут".
Если у него и в самом деле эмоциональная незрелость, неужели на нее и в самом деле нужно так много времени?
консультация психолога
Елена Шпундра
Наталия Горская
Знаете,по вашему описанию - у ребенка вроде как все в порядке.Не идеальные - то есть реальные отношения с одноклассниками."Вали отсюда" сочетается все же с "иди сюда".Я бы к ответам коллег еще добавила следующее:ребенок 7-8 лет стремится быть хорошим.Он уже понимает,что может как-то порадовать своих близких взрослых,и,по большей части стремится к этому.Причем стремления эти охватывают не только отчетливо выраженные пожелания,но и неосознаваемые.Вы трепетно и внимательно относитесь к области общения ребенка.Понятно,что вы стараетесь поддержать его в том,что для вас было сложным,проблемным.И,таким образом,вы невольно способствуете тому,что ребенок тоже начинает обращать повышенное внимание на эту область.Лучший выход,как мне кажется - это честно расслабиться на эту тему,и допустить,что ваш неглупый и вовсе не забитый ребенок будет в состоянии с этим справиться - если проблема все же возникнет.Потому что сейчас он скорее неосознанно "подыгрывает" вам.Но может и заиграться - если эта тема в его жизни будет продолжать оставаться столь важной.
психолог онлайн
Папа строгий и категоричный.
Мама мнительная и тонко чувствующая.
И это проявляете только к психологам? Или ребенок в этой атмосфере тоже живет?
Почему так долго, в чем проблема и так далее...
Сын, что тебе не так? Что в школе хорошо? Что плохо?
И дождитесь ответа. Примите и выслушайте. Не переча, не критикуя. Не подсказывая. Настойчиво слушайте.
Вот собственно все, к чему сводится год семейной психотерапии ориентированной на Вашего сына в первую очередь.
Сумеет выдержать такой алгоритм взаимодействий. Вкличив всех близких первого приближения. Психолог Вам - ни к чему. Нет - и психолог не поможет... Но и страшного особого нет. Характер сына Вы уже сами описали, я про будущее. Довольно не плохой. Бывает и похуже. Намного хуже.
Вы ведь пишите не о проблеме, а о желании улучшить его адаптивные свойства характера, и как ожидаемый результат - его качество будущей жизни, ну и нынешней немножко... Я правильно понял?
А на эти темы есть прекрасная литература хороших добрых авторов, Юлия Гипентрейтер, например. И многие другие.
Не надо ребенка тестирровать на его нормальность - не глупый парень ведь, расколет, а доверие Вы нарушите, или уже, к Вам...
Если и психолог - то гуманного толка.
психолог онлайн
Елена Шпундра
Наталия Горская
Здравствуйте, Татьяна. Если говоорить о детской психотерапии, то она занимает именно такие сроки. Именно терапия. Т.е. доращивание личности до условных норм, помощь в обучении социальному взаимодействия, эмоциональному интеллекту. Обычно это касается и семейной проблематики. Но, скорее всего, Вашему сыну достаточно было бы коррекции или обучения социальному взаимодействию и умению обращаться с чувствами(понимать, выражать эмоции, реагировать на чувства других). Вы можете обратиться за этим и к школьному психологу. Или поискать тренинговые программы для деток его возраста.
Но ребенок - это зеркало семьи. И судя по Вашей истории, скорее всего проблема, о которой Вы говорите, - только Ваша. Ваш сын когда-либо жаловался на отношения со сверстниками? Детство вообще жестокое время. Но многие дети вполне могут сами решить свои трудности в общении. Тем более, что 9-10 лет, предподростковый период, только начало масштабной социализации. А вот Вас эта тема задевает еще с самого детства. И если говорить о помощи семьи, то это передача ценностей, личный пример. Как Вы смогли бы помочь сыну в его такой проблеме, если сами для себя ее не решили?
Если говорить о серьезном обращении к психологу, то это полезнее будет именно Вам самой. Вы сможете найти ответы на такие свои вопросы: довольна ли я своей реализацией? что могу дать своим детям? как не проецировать свои трудности или свои желания на своих детей? как я могу принять то, что мои дети - отдельные, другие люди, чем я. и у них свой опыт, такой занимательный и интересный.
психолог онлайн
Я согласна с Аллой Владимировной, из того что вы описали я вижу нормального ребенка. Понятно, что делаем поправку на заочность, но то что с мальчиком все ок, скорее Да, чем Нет.
То что вам сказали о слабом эмоциональном развитии... ну так не все же люди эмотивы, есть логики. Это часть индивидуальности.
Общая рекомендация для вас просто расслабиться и наблюдать за ребенком.
А собой уже думайте, может настал момент проработать свои детские травмы.
Дополнение от автора
Огромное спасибо всем за поддержку и рекомендации! Я с детьми общаюсь мягко, не срываю на них раздражение, когда оно бывает. Но видимо,надо действительно начать с себя. Однажды невролог выписал ребенку успокоительное (гомеопатию), а он наотрез отказался ее принимать (маленький был, выплевывал). Тогда я решила попробовать принимать его сама. И ребенок сразу стал гораздо спокойнее. Видимо, проблема действительно во мне в первую очередь.
Спасибо Вам большое!