попытка суицида девочки 15-ти лет
Я работаю психологом в учебном заведении (ПТУ), где учатся дети в основном из проблемных семей. Одна из учениц наглоталась таблеток. Это ее уже вторая попытка. Психиатр настаивает на лечении у психиатрической клинике. И девочка, и ее мать отказываются от лечения. Причины: не хотят в "психушку" и нет денег. Девочка эмоционально нестабильна. Вопрос: что мне дальше делать? И что делать администрации учебного заведения?
Вопрос от: ; Возраст: 28
консультация психолога
Александр Витальевич Кашин
Нелли Викторовна Дебелая
Елена Шпундра
Павел Леонидович Басанский
Во-первых,сказать маме,что похоронить - дороже,чем лечить.И уверена ли она,что лучше на кладбище,чем в психушку?Раз уж мама такая экономная,а точнее - не воспринимает серьезности ситуации.Что делать администрации - я не знаю.Мне неизвестно,как устроена ответственность администрации за жизнь и здоровье студентов.Она же не на занятиях таблетки глотала?Но вот так чувствуется,что там мама - менее заинтересованное лицо,чем вы.Это вы сочувствуете,или опасаетесь,что вас сделают крайней,если что?Хоть такого наверняка в административных нормах нет,я бы,наверное,потребовала от мамы расписку в письменном виде,что отказываются от лечения.Потому как помещение суицидента в отделение сильно меняет его мировосприятие.Сразу все проблемы отступают...и жизнь,оказывается,вполне ничего.
консультация психолога
Елена Шпундра
Павел Леонидович Басанский
Забыла спросить - с вами девочка готова работать?подозреваю,что при такой маме подростку нужен хоть кто-то,кто ею бы интересовался.Только не должно быть так,конечно,что она шантажирует окружающих суицидом,и поэтому они с ней начали носиться.Предложите ей что-то вроде "посмотри,у тебя с саморегуляцией как паршиво дела обстоят!похоже,ты не очень умеешь как-то со своими эмоциями договариваться.А ведь этому можно научиться!а то наглотаешься гадости - ножки отнимутся,инвалидом станешь...оно тебе надо?"И дальше поддерживать контакт по поводу вот этого дела - следя за тем,чтобы девочка не уселась на вашу шею,а действительно обучалась быть сильнее по-другому.

психолог онлайн
Елена Шпундра
Алла Владимировна Саенко
Здравствуйте.
1. Провести беседу с матерью под ее подпись с разъяснением необходимости обследования у психиатра, возможных последствий и ответственности за жизнь несовершеннолетнего ребенка.
2. Если есть желание и умения, и не страшно, то можете поработать с девочкой сами. Если это был псевдосуицид, то скорее всего надо работать как с истероидом. Если истинный- возможно как с депрессивным пациентом, или опять же истероидным. Если шизофрения и вы сможете это заподозрить- отправляйте в психиатрическую принудительно.
Но, конечно, если были попытки суицида, то надо а психиатру. Это вопрос вашей ответственности в конечном счете.
Дополнение от автора
Спасибо, слова хорошие. Девочка на контакт идет. Проблема в том, что у нее, по-моему, умственная отсталость. Она толком не знает, зачем это делает. Скорее всего привлечь внимание. А мать пила, не работает, болеет. Не с кем разговаривать. У дочери наследственность такая вот.
психолог онлайн
Алла Владимировна Саенко
Елена, про девочку у вас есть мало рычагов влияния, а вот о себе я бы позаботилась.
Что у вас с границами? Это первый, так торкнувший вас клиент? Если да, то чем именно?
Вы же понимаете, что мы регулярно сталкиваемся с несправедливостью и драмами жизни, если можно так сказать. И чтобы быть экологичным прежде всего к себе нужно понимать "это моя ответственность, это я могу, а вот это мне не изменить". Вы понимаете границы своего всемогущества?
консультация психолога
Елена Шпундра
Наталия Горская
Александр Витальевич Кашин
Павел Леонидович Басанский
Не надо у нее спрашивать,зачем она это делает!умственно сохранный взрослый не всегда это сумеет сказать.Это же могут быть невербализуемые переживания,в ее случае,возможно - заброшенности,ненужности.Если на маму надежды нет,а девочка на контакт идет,это же неплохой вариант!Ваша задача тогда - то,что называется "усиление личности".Поддержание,а в ее случае еще и обнаружение и формирование -моментов увлеченности,контактности - всего,что может ей пригодиться.Хорошо использовать арт-методы - она рисует,или лепит,а вы поддерживающе комментируете.Не надо только лезть в глубины - достаточно,чтобы девочка получала хоть какое-то одобрение в какихто действиях.
психолог онлайн
Елена Шпундра
Павел Леонидович Басанский
Елена, есть такая «Методика исследования склонности к виктимному поведению Андронниковой О.О.» можете найти в интернете, или написать мне на личную почту, я Вам вышлю файл. Я работала с этой методикой в детском приюте, могу по телефону пообщаться, если нужно будет. Методика исследования виктимного поведения является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения предрасположенности подростков к реализации различных форм виктимного поведения.
Использование этой методики помогает с одной стороны выявить «проблемные области» ребенка, а с другой стороны (со стороны вашей ответственности) – каким-то образом может помочь Вам «отстоять свои границы». Если диагностика покажет высокий уровень риска суицида, то это может стать официальной причиной письменного заявления на имя администрации заведения, которая в свою очередь должна будет предпринимать какие-то шаги (думаю, что они сами должны разобраться какие именно).
В принципе, с «проблемными» семьями обычно работают службы по делам детей, в которые «сигналы» о неблагополучии могут поступать из разных источников – от соседей, родственников, из учебных заведений, больниц и поликлиник. В том числе и от Вас или вашей администрации. Службы по делам детей в свою очередь имеют свои «рычаги». Возможно то, что мать могут лишить родительских прав за не удовлетворение основных потребностей ребенка, поможет подтолкнуть ее к «правильному» решению.
консультация психолога
Елена Шпундра
если вы начнете работать с девочкой. и она совершит суицид, то это будет очень плохой конец. вы же не имеете права решать такие вопросы. раз они не хотят лечиться, то вам лучше не вмешиваться. потому что неумением можно навредить и даже спровоцировать.
Дополнение от автора
Большое спасибо. Все ответы ценны для меня, так как я работаю в ПТУ первый год и с таким количеством проблемных детей никогда не сталкивалась. Методику Андронниковой О.О. нашла в интернете, спасибо Наталия. У меня есть еще одна девочка, которая резала вены, но она сама ко мне пришла за помощью, очень просит никому не рассказывать и на лечение не отправлять. Я молчу. В общем, я окончательно запуталась.
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Елена, я тут вспомнила, как на лекции хороший психиатр упоминала о таком критерии – послушайте, как говорит человек, каких глаголов в его речи больше. Если «я не могу так больше жить», «я не знаю как с этим жить», « после такого не живут»… - то тут больше про «жить» ( хоть и сложно, но все таки…)
А если человек чаще употребляет слово смерть, умереть, - то это уже должно насторожить. И если еще и способ уже придумал и говорит что и как будет делать – это сигнал об опасности.
Правда, эти все маячки - «инструменты для личного пользования», к «делу их не пришьешь».
Дополнение от автора
Спасибо, Наталия. Никогда не задумывалась, но правда, одни с суицидальными желаниями говорят о жизни, а другие о смерти. Среди других есть мальчик, которому даже снится как он синий лежит, на войну хочет, и есть девочка, которая совершила преступление и ей нечего терять. Но странное дело, вторые ни разу не пробовали ничего себе сделать, а первые имеют уже 2-3 попытки. И работать со вторыми мне легче. Это я себе не могу объяснить.