Проблема с дочерью-подростком
Здравствуйте, уважаемые специалисты. Впервые в жизни не понимаю, что происходит с моим ребенком. Совсем. Вот уже почти год, как моя девятилетняя дочь рвет свою одежду. Прямо на себе. Началось все с тренировочных купальников - по низу трикотажного(!!!) купальника во время тренировки просто пальцами отрываются куски ткани. Строго в одном месте и строго квадратные или прямоугольные. Говорили, беседовали, зашивали. Результата нет. Теперь рвутся все трикотажные вещи - майки, гольфы, свитеры, рубашки. Домашняя одежда, школьная, спортивная, любимая и не очень. Обещает больше так не делать. И все равно рвет. Сегодня, увидев зашитый купальник опять разодранным, не выдержала уже я - разорвала купальник дальше. Надо сказать, что разрывался он с определенным усилием. Как она умудряется это делать только пальцами - для меня загадка. Спортом занимается четыре года. Семья нормальная - папа, мама, сын, дочь, кот. Живем более-менее дружно. Мы, родители, очень заняты, но каждый вечер и все выходные мы всегда вместе. Дочь - милый, контактный и веселый человечек. Учится хорошо, в спорте тоже не последняя. В общем, великий гугл я уже спросила и почитала, но картина для меня не совсем ясна и что делать дальше я не знаю. Какие разговоры с ней разговаривать?
Вопрос от: ; Возраст: 46

психолог онлайн
"Началось все с тренировочных купальников - по низу трикотажного(!!!) купальника во время тренировки просто пальцами отрываются куски ткани. Строго в одном месте и строго квадратные или прямоугольные".
В каком именно месте?
Каким спортом занимается дочь? и видели ли вы как она рвет вещи? Если да то опишите буквально все что вы видели.
И еще- какие лично у вас есть объяснения происходящему?
Дополнение от автора
Дочь гимнастка-художница. Купальники пошиты шортиками. Рвет левой рукой внизу возле бокового шва. Там, где идет строчка двойной иглой. Дочь - правша. И на тренировке гимнастические предметы в основном в правой руке. Рвутся все трикотажные вещи, которые подшиты снизу двойной иглой. Но началось именно с купальников. Как рвутся - не видела. Из моих объяснений - могу предположить, что от волнения или напряжения во время тренировки. Это купальники. А почему рвутся домашние вещи, даже предположить не могу.
психолог онлайн
Наталия Горская
Павел Леонидович Басанский
Уважаемая мама, ребенка нужно очно показать психологу. Или самой очно обратиться.
Потому что из того что вы написали можно строить только гипотезы, и ни одна из них вам не понравится. В смысле, может растревожить или напугать.
Если вы хотите, быть растревоженной или напуганной, я вам напишу о чем подумала. Но опять же- это только версии.
Дополнение от автора
Елена, спасибо за ответ. Я уже и так растревожена и напугана... И я действительно думаю о том, чтобы обратиться к психологу. Просто дочь очень-очень-очень боится врачей. Для нее поход на ежегодный осмотр в спортивный диспансер - пытка. Как раз после такого осмотра в ноябре была разорвана любимая туника с "хеллоу Китти". Жду Ваш ответ.
психолог онлайн
Наталия Горская
Алла Владимировна Саенко
Мне пришла в голову мысль о сексуальных домогательствах, учитывая что рваться начали именно спортивные вещи, внизу и в виде отверстий. И само разрывание одежды, причем такое интенсивное, сложное (нелегко порвать дважды застроченную ткань) это что-то о ненависти, о наказании себя. Но за что?
Мир спорта это общие раздевалки, душевые...
Еще раз повторю, что это только моя версия, но я не могу не сказать об этом.
Возможно, это что-то связанное с нежеланием заниматься спортом вообще.
Конечно, это может быть еще следствием каких-то проблем дома в семье, но если все началось со спорта, со спортивной одежды, начать поиски стоит оттуда.
К психологу сначала лучше обратиться самой. В кабинете есть больше возможностей задать вопросы, проанализировать ответы, а потом уже решать вести ли ребенка.
А еще есть хороший способ поговорить с самой дочкой методом сочинения истории о ней самой. Найдите в сети книгу Дорис Бретт "Жила-была девочка похожая на тебя", прочитав ее вы поймете, как составить такую историю. Детям проще говорить не о них лично, а о ком-то другом. Тогда возможно, вы узнаете о том что происходит с вашей девочкой больше.
Дополнение от автора
Елена, спасибо. О домогательствах - в раздевалках только девочки. Разного возраста, но все свои и знакомые. Свободного времени у нее нет вообще - с утра школа, со школы сразу на тренировку (с 16.00 до 20.00). В субботу - тренировка. В воскресенье - хореография. Да, нежелание заниматься спортом есть. Она очень одарена физически, но трудолюбия и спортивной злости нет. Проблемы дома, конечно, есть. Как у всех - нехватка времени, денег, вечная занятость и бег по кругу. Старший сын тоже не дает скучать. Но мы все любим друг друга и живем дружно...
Буду думу думать. Надо, наверное, самой как-то успокоиться. Книгу обязательно прочту. Спасибо.
психолог онлайн
Елена Шпундра
Алла Владимировна Саенко
Павел Леонидович Басанский
«О домогательствах - в раздевалках только девочки» - это ни о чем не говорит, и безопасности не добавляет (подтверждением тому могут стать множество историй в СМИ).
То, что Вы описали, просто таки требует принятия мер. Согласна с коллегой в вопросе необходимости работы с психологом. На сайте можно только предполагать причины такого явления. Не стоит «прятаться» за боязнь врачей. Ведь психолог даже халата не носит. Вопрос серьезный. Ведь Вы же не станете откладывать визит к хирургу в случае аппендицита.
Можно поговорить с дочкой (если вы уже обозначили это как проблему), что «обычно, когда происходит что-то, что человеку мешает, но сам он это изменить не может, он консультируется со специалистом. Давай попробуем». Или, например, «представляешь, «тетя Маша» ходила с сыном к психологу, он там рисовал, отгадывал загадки, играл игрушками. А я и не знала, что там так интересно». Это только варианты, а у Вас наверняка имеется свой арсенал способов, которые «работают».
А что касается ваших действий, пока Вы читаете книгу (книга и правда хорошая), попробуйте спросить у дочки, что бы ей хотелось изменить в ее жизни. Если она не хочет заниматься гимнастикой, то может она выберет какое-то другое занятие. Ребенку 9 лет просто жизненно необходимо иметь время, чтобы быть просто ребенком. Для чего так сильно нагружать гимнастикой? Ей ли это нужно, или родителям, чтобы «достигала, трудилась, во дворе не болталась…» ? И еще. Попробуйте уделять дочери больше внимания, чем привыкли, больше тепла, принятия.
Дополнение от автора
Наталия, спасибо за ответ. Вы правы, я для себя уже обозначила это поведение как проблему. Но думала, что моего просто материнского и личного опыта хватит, чтобы с этим разобраться. Говорить с дочкой пробовала. У меня получается плохо, прямо скажу... Она или делает вид, что не понимает о чем я, или говорит, что все нормально.
консультация психолога
Елена Шпундра
Наталия Горская
Павел Леонидович Басанский
Поддерживаю версию о том,что в жизни ребенка происходит что-то,превышающее ее возможности адаптации,и ее возможность об этом говорить.Но,кроме того,спорт - это трудно и больно.И сопровождается переживаниями вокруг побед-поражений.Родители занимались спортом?или из каких соображений спорт,и насколько профессионально?Это вам вопросы "для себя",пока к психологу пойдете - обдумайте.Пока же сильно возражаю против того,чтобы вы брали с нее обещания.Думаю,что таким образом девочка дает выход какому-то сильному напряжению на неизвестную пока тему.Вы же согласны,что это не каприз и не баловство?Если пытаться "перекрыть" этот "выход" - напряжение возрастет и проявится еще в какой-то форме.Лучше всего сейчас почти не обращать на это внимание - не укорять,а отмахиваться,как от неважного,не замечать почти.
психолог онлайн
Наталия Горская
Павел Леонидович Басанский
Вот это кстати Да, очень поддерживаю Аллу Владимировну, что пока вы не разобрались что к чему, не сходили к психологу, лучше пусть дочь рвет одежду, чем калечит себя или в болезнь переводит происходящее. Тут был пару месяцев назад вопрос от женщины, дочь которой царапает и уродует кожу. Одежда пусть и дорогая, но это все восстановимое и наживное.
психолог онлайн
Наталия Горская
Алла Владимировна Саенко
Здравствуйте, Осень!
"Семья нормальная - папа, мама, сын, дочь, кот. Живем более-менее дружно. Мы, родители, очень заняты, но каждый вечер и все выходные мы всегда вместе" - красивую картинку нарисовали, что является верным знаком: в семье так много проблем, что и говорить о них не хочется - как бы так их смягчить...
"Проблемы дома, конечно, есть. Как у всех - нехватка времени, денег, вечная занятость и бег по кругу" - "как у всех" звучит как оправдание. А значит можно ничего не делать, не менять свою жизнь.
"Говорить с дочкой пробовала. У меня получается плохо, прямо скажу... Она или делает вид, что не понимает о чем я, или говорит, что все нормально" - одна из них: отсутствие доверия у дочери к маме, ожидание того, что мама так и не услышит и не поймёт - зачем тогда ей говорить?
Навязчивые действия однозначно связаны с сильнейшим внутренним напряжением и тревогой у ребёнка, с которвми она не в состоянии справиться и выразить открыто их - боится.
Моральное давление?! Пусть даже мягкое?!
Проблемы в отношениях с тренером?! С коллегами по спорту?!
Нужно разбираться с психологом, который выстроит доверительные отношения с ребёнком и поможет Вам сделать то же самое.
Дополнение от автора
Алла Владимировна, Елена, спасибо за комментарии. Вчера у нас был "корпоратив" за городом. Как ни странно, но во время этого шумного балагана мысли мои немного упорядочились: не спешить с выводами, наблюдть, на порчу вещей стараться не обращать внимание, снизить "обороты" и перестать циклиться на спорте. С удивлением поняла, что менять то нужно себя саму и свое отношение к происходящему.
Еще думаю поговорить с тренером. На общие и спортивные темы мы общаемся и так, но поймет ли молодой и амбициозный тренер такие тонкие вещи, пока сомневаюсь. Спортсмены - они такие спортсмены.
Чувствую, что наступающий год для нас будет решающим, в смысле, что надо будет определяться для себя, куда двигаться дальше. Спорт или не спорт... Пока мы плыли по течению.
Дополнение от автора
Отдельное спасибо Павлу Леонидовичу! ;-) Про картинку, которую я нарисовала. Это действительно так - я ее нарисовала. Значит, я понимаю, что проблемы в семье есть и я от них не прячусь, я их вижу и в меру своих сил с ними работаю. И еще я очень верю в эту картинку, что не только я одна ее вижу. МЫ ее видим.
Все равно как-то иносказательно получается. А если прямосказательно, то да, семья наша переживает сейчас последствия глобального семейного кризиса. Вот так совпало, что в один год все кризисы - личностные, финансовые, душевные, возрастные пришли к нам в гости! Но с этими кризисами мы уже как-то определились и идем дальше, то вот с таким кризисом, который вынесен в заглавие темы, я пока ничего лучшего, кроме как вижидать, наблюдать и не торопиться, пока не придумала.
психолог онлайн
Рада, что у вас все упорядочилось.
Если вы живете в Киеве, напишите мне в личку, могу порекомендовать хорошего
детского психолога.
Дополнение от автора
Спасибо, Елена. Да, я в Киеве.
Поход к психологу с малой пока только планирую. Почему-то рассматриваю этот вариант, как крайний. Мне кажется, что мы сможем справиться. Как оказалось, для меня очень трудно, даже анонимно, как здесь, рассказать постороннему человеку о себе и своих тараканах. Не готова. Привыкла как-то и коня на скаку, и в горящую избу, если что. А тут какие-то драные купальники! Поедем сегодня покупать новые - на всякий случай возьму стандартные, с резиночкой по вырезу для ног. Такскать, решаю проблему комплексно - резиночка сложнее поддается отдиранию. :-)
психолог онлайн
Алла Владимировна Саенко
Павел Леонидович Басанский
А если бы у дочери аппенидицит был, тоже бы сами справлялись? Честно, я этого не понимаю, вам ребенок кричит уже просто "SOS", но нет, к специалисту не обратимся, решать не пойдем, будем пришивать резиночки. Это все равно, как умирающему компрессик сделать, не поможет, но и не повредит.
Но ок, это ваш ребенок и дело ваше.
Удачи с резиночками.
психолог онлайн
Елена Шпундра
Алла Владимировна Саенко
Павел Леонидович Басанский
Знаете, то, что Вы увидели корни проблем – уже хорошо. Только пока «легче» от этого стало только Вам. У дочери проблема остается.
И с этой проблемой важно работать, т.к. она уже сейчас «вылезает» на внешний уровень (в виде одежды), а ведь следующий уровень – телесный. Не хочу Вас пугать, но насторожить – считаю своим долгом, т.к. перед глазами стоит образ девочки, которая попала в Центр, где я работала, из-за того, что вырывала волосы у себя на голове. Так она не могла справиться со своими жизненными проблемами.
Поэтому «выжидать, наблюдать и не торопиться» - это скорее про ваше отношение к дочери, а не про ее реабилитацию.
Опять же, « а тут какие-то драные купальники» - это смягчение остроты ситуации лично для Вас, чтобы картина, которую Вы себе представляете не так Вас пугала.
Возможно все те кризисы, которые одновременно обрушились на вашу семью, и с которыми Вы более или менее справились, девочке оказались не по силам. Поэтому эти «драные купальники» - скорее крик о помощи, и в этой ситуации покупать другую модель – это как сделать опять вид, что все нормально, да еще и забрать из рук рупор, с которым еще есть шанс докричаться.
А кризис, как известно, это всегда шанс. Шанс что-то изменить. Потому и «зажимает в угол» по всем фронтам, чтобы ускользнуть не было возможности. К сожалению. Или к счастью?
«Чем глубже пропасть, в которую падаешь, тем больше шансов научиться летать» (В. Туровский)
Дополнение от автора
Елена, не обижайтесь. Это действительно не аппендицит. И я написала выше, что думаю. Не тороплюсь. Наблюдаю, разговариваю, верю.
Дополнение от автора
Наталия, спасибо. Да, все так. Подстраиваюсь...Заставили задуматься - а по силам ли мне?
психолог онлайн
Если что, обращайтесь, я работаю с детьми.
психолог онлайн
Елена Шпундра
"Дочь - милый, контактный и веселый человечек"..."Говорить с дочкой пробовала. У меня получается плохо, прямо скажу... Она или делает вид, что не понимает о чем я, или говорит, что все нормально" - Вы полны внутренних противоречий, хочется думать одно, а в реальности замечается другое, не очень удобное. Дочь - милый, контактный и весёлый человечек исключительно для Вас, дабы не огорчать горячо любимую маму (вы ведь искренне огорчитесь, верно?), а на самом деле, она полна противоречивых переживаний, которые скрывает от Вас, ибо не уверена, поймёте ли Вы её, услышите ли вообще?! Ведь вы больше слышите саму себя. Такая форма эгоцентризма, часто мною наблюдаемая у родителей, читается и в ваших письмах.
Ребёнок сомневается в принятии себя мамой такой, какая она есть!? Это ли не страшно?! А Вы: "Это действительно не аппендицит...Не тороплюсь. Наблюдаю..." Ну, наблюдайте...
"Как оказалось, для меня очень трудно, даже анонимно, как здесь, рассказать постороннему человеку о себе и своих тараканах. Не готова" - не кажется ли это Вам похожим на то, как себя ведёт с Вами ваша дочь?!! Не общие ли корни у этого сходства? Ваша мать тоже не особо Вас понимала и слышала?! Вот Вы и привыкли "держать фасон"?! Видимость благополучия... Не страдаете от этого сами?
"Привыкла как-то и коня на скаку, и в горящую избу, если что" - и ждёте того же от дочери?! Достижения в спорте - не ваша ли мечта? А реализовать её должна дочь ... "Ты должна быть сильной" - не говорятся ли подобные слова ребёнку в моменты, когда просто хочется заплакать, искренне...но "фасон надо держать"!?
"Чувствую, что наступающий год для нас будет решающим, в смысле, что надо будет определяться для себя, куда двигаться дальше. Спорт или не спорт... Пока мы плыли по течению" - а неплохо было бы хоть иногда спрашивать мнение ребёнка: что и как он хочет делать? Видит она себя гимнасткой или нет? И если нет, то кем? Только до этого, чтобы было честно, не проводите предвыборную кампанию (уверен, вы умеете) по художественной гимнастике.
Ваша проблема нааамного глубже, чем Вам хотелось бы думать.
P.S. А с тренером обязательно поговорите. Умело. Думаю, его амбициозность играет во всей этой истории с любимым Вами ребёнком далеко не последнюю роль. Интересно как это проявляется в живом общении между ними, пока этого никто не видит (Вы, естественно, тоже). И с подружками по секции тоже. Соперничество детей между собой (особенно, умело спровоцированное тренером) приводит иногда к жутким вещам.
психолог онлайн
Елена Шпундра
Кстати, как-то не акцентировал вначале.
9-ть лет - это вовсе не подростковый возраст.
Подростковый: от 13 (макс. 12) до 15-16.
Не слишком ли делаете взрослой свою дочь, лишая, тем самым, её детства?!
И было ли так у Вас?
Считайте, Ваша личная психотерапия уже началась:)