Вина, жертва, модель поведения.
Здравствуйте!
Коротко о главное. Очень часто выбираю модель поведения - я - жертва, и таким способом подсознательно стараюсь в человеке провоцировать чувство вины. Получается вроде как манипуляция, но это "вшито" в мое сознание и некпонятны альтернативное поведение. Причем, чтобы человек понял свою вину, могу в мороз без шубы убежать, или не есть весь день ну и так далее, вобщем, вредить себе. Разговорилась с одним человеком на эту тему, и выяснила кое-что интересное, приведу диалог:
он: зачем вам это?
я: бессознательно выходит. не специально. еле удерживаю, чтобы когда мне плохо не побежать делать себе еще хуже. (например, температура поднимется, а я пойду в спортзал бегать). как будто нравится переламывать себя всегда, доказывать, что моральный долг, обещания, благородство, желания других важнее, и что я готова на все.
он: Иными словами, постоянно доказывать, что вы лучше других?
Ведь в любом конфликте никак не может быть виновата та сторона, которую пришлось утешать) Как вы думаете?
я: Вобщем, я хочу, чтобы виноваты были другие чтобы самой избежать чувства вины....?
он: Что для вас значит быть виноватой, как вы переживаете это чувство в себе?
я: переживаю ужасно. если я виновата, особенно перед близким человеком, то мне вообще жить не хочется. Если есть возможность загладить вину - готова отдать все, что есть, если нет возможности, то причинить вред себе, чтобы он понял, что я тоже очень переживаю.
он: Не удивительно, что вам не хочется любой ценой быть виноватой, если одна ошибка - фактически сразу карается смертью. Звучит так, как будто в вашей жизни вам попался такой близкий человек, у которого прощение получить было очень не просто. И простых слов "извини, мне очень жаль" было не достаточно.
я: У меня с детства так. Я помню, что лет в 5-6, если провинилась, старалась сама себя наказать, но мама если видела эти мои попытки к самонаказанию, наказывала меня еще и за них и еще больше.
и вот тут я поняла, что это двойное наказание наверное и привело меня не туда куда-то. и как перестать чувствовать удушающее чувство вины по любому поводу (даже если чай не принесла), не знаю. посоветуйте что-нибудь....
Вопрос от: ; Возраст: 27

психолог онлайн
Дмитрий Алексеевич Ратушный
Анастасия Хромова
Светлана, Вы уже начали работать с психологом. Продолжайте! Почему вместо этого решили написать и спросить совета здесь? Чем Вас не удовлетворил психолог? Хотя с нескольких вопросов вывел Вас на причину проблемы. Только в личной работе с психологом Вы сможете решить свои проблемы.
Я желаю Вам удачи.
психолог онлайн
Оксана Одинцова
Готовность к идентификации с ролью жертвы.
И Вы провели анализ с кем-то и самостоятельно - выяснив для чего это Вам нужно делать:нравится переламывать себя всегда, доказывать, что моральный долг, обещания, благородство, желания других важнее...
Тут Вы выявили уже два компонента...
Потом прошлись по причинности - откуда это все...
Это замечательно. Хороший анализ. Хороший пример.
Конечно интересно узнать, что там Вам сказали на Ваш вопрос? И почему Вас не устроил ответ?
И есть, наверное, в этом тоже что-то привычное из Вашего поведения? Например, что я должен почуствовать и подумать читая Ваше письмо?
Наверное, я могу быть умнее и ярче - я правильнее отвечу на вопрос и мне - Респект! - ?
Не в этом ли что-то привычное для Вас вновь проявилось?
И ответ всегда ведь один: после выявление сути проблематики идет работа по ее преодолению. Она состоит в выявлении начальной фазы движения привычного способа действия, чувствования, мышления (паттерн) и поворота в начальной фазе в иную сторону. при этом помогают разные вещи, что и отражают разные школы психотерапии. Перепроигрование, ориентация на негативные чувства к своему поведению, осознание причинности в прошлом и прогноз будущего, ориентации и запечатлевание образа успешного поведения(в Ваших глазах)...
Вот собственно и все советы. Можно еще многое добавить и рассказать подробнее...но.
Как Вы сами думаете: Что Вам мешает идти путем перемен, не искать всяких советов?
Вы описали такую замечателльную аналитическую работу!
психолог онлайн
Алена Ивановна Узунова-Цебенога
Владимир Витальевич Ланько
Здравствуйте. Вы правы, что любой паттерн, в том числе вины, очень сложно изменить, поскольку он защищает характер от распада. А мазохизм, как я понимаю, защищает от ненависти, злости и фрустрации. Это как если бы способ обращения с собственной ненавистью и завистью, яростью, гневом. Любовь к себе в плохих условиях. Правда в том, что мазохизм дает любовь и маральное превосходство, а следовательно удовольствие и защиту от страха и тревоги. Но он содает паранойю и раздел между собой и другим (все плохое, ненавистное, виноватое помещается в других). Следовательно отношения становятся безцельными, а жизнь безперспективной, усилия напрасными. Все силы, энергии уходят на защиту и доказательство собственной грандиозности и ущербности.
Проблема в том, что мазохизм или назовем его мазохистическим компонентом переживания - является самым первым наличным способом защиты от инстинкта смерти и агрессивности. Поэтому он потдается коррекции иногда лишь частично. Мазохизм, это - борьба за хорошее и попытка удержать хорошее в плохих условиях (ненависти).
Дополнение от автора
1) Человек, с которым мне довелось пообщаться не психолог, а незнакомец в лице интернет-собеседника, он не имеет спец образование, а просто проявил участие.
2) "Конечно интересно узнать, что там Вам сказали на Ваш вопрос"
на какой вопрос? мой диалог с этим собеседником закончился, а я осталась с кучей мыслей, поэтому и написала их сюда, попросив совета.
А именно, как перестать чувствовать эту вину, вину за все что происходит? Возможно, я сознательно могу перестать причинять себе вред, даже если чувствую вину, но как перестать чувствовать эту вину так остро?
например, я помогла близкому человеку оптимизировать прибыль/налоги, проделала довольно объемную работу, потом предложила эти деньги поставить в рубли под высокий процент. Вся моя работа, конечно, бесплатно. И тут последняя неделя падение рубля, рост валюты, и потери, потому что высокие банковские проценты все равно не настолько высоки чтобы компенсировать 7ми% рост валюты. я думала вослосы на себе вырву за неправильное решение, хотя он наоборот говорит, чтобы я не переживала. Успокоилась я только тогда, когда роешила, что компенсирую его потери своими личными деньгами. И вот вопрос: я действительно вложила во всю эту схему оптимизации кучу времени, даже немного своих денег, здоровья и так далее. Обвала в январе я не ожидала (хотя и грамотный финансист). Я старалась как могла, но просчиталась немного. Почему я чувствую эту ужасную непоправимую вину?
"Что Вам мешает идти путем перемен, не искать всяких советов?"
я не знаю, как изменить это ощущение вины, поэтому и прошу совета.
Дополнение от автора
Дмитрий Алексеевич, спасибо за ваш ответ. Но я не совсем поняла, как можно хотя бы начать коррекцию на практике?
единственное, что углядела из возможных вариантов - отказ от морального превосходства, и стать такой же эгоистичной и мелочной, как большинство людей, и при этом не возненавидеть себя.
Но тут опять же, если начинаю такое поведение - упираюсь в чувство вины, и не могу так поступать с другими.
и прямо замкнутый круг(
психолог онлайн
На практике приходится пройти через все, прежде чем хотя бы наметится возможность выхода из мазохизма. Еще раз повторюсь, что это иногда становится настолько проблемой, что как утверждают психотерапевты может составить непреодолимое сопротивление психотерапии.
Всемогущество действительно составляет основу проблемы сохранения мазохизма. Но многие из этих вещей и процессов остаются бессознательными. Смысл и логика остаются скрытыми. Глубоко упрятанными и укорененными в переживаниях детства и научении (от родителей и в отношениях с родителями) как думать и чувствовать. Послушание и введение себя в соблазн перед лицом садиста приносит удовлетворение. Поэтому все эти вещи необходимо глубоко проанализировать и избавить себя и психическую фантазию от связки "боль-удовольствие", "безопасность - несвобода\подчинение", "удовольствие-ненависть к себе", и т.п.
Это очень сложно сделать, поскольку грозит сепарацией и депрессией. Любовь к агрессии или агрессору выступает единственной возможностью и надеждой на спасение.
Своего рода необходимо вывести себя из бреда очарованности образом себя плохой, виноватой. Любви, привязанности ко всякого рода неприятностям и тому, что по существу причиняет вред - психике и телу. Но дает безопасность, уверенность во всемогуществе и силе. Если я плохой, то САМЫЙ плохой - вот чем соблазняет мазохизм.
Чтобы пойти дальше угнетения или жадности, ненависти, жалости к себе и зависти - следует отказаться от нарциссизма. И нет (точнее если хотите, то да), стать таким же как все, но не в смысле только негативных свойств, но и позитивных - уважения, благодарности, ценности другого.
Это неизменно вызывает боль. Мазохист счастлив сам в себе. Он не переживает одиночество и боль, тоску, которые необходимо переживать, испытывая обычность.
Приходит даже такая мысль, что мазохизм, это такой сугубо человеческий ответ, защита от жизни и реальности. Человеческий ответ на психологическую человеческую участь в этом мире. В том смысле, что человек склонный к мазохистическим защитам вероятно глубоко в себе ощущает нечто сродни того, что он одержал верх над реальностью и смертью, что его это больше не касается. Что он выше всего и вдали от всего. Хотя это величайшая ложь и самообман (мученичество), укрепленная даже в религии, христианстве.
Противоядие мазохизму - жизнь здесь и сейчас, с осознанием того, что время ценно. Отношения важны и ценны. Время не вечно, жизнь не вечна, отношения не вечны. Вечность только в бессознательном. Таким образом мазохизм , это основа бессознательной фантазии. Он будет всегда противостоять реальности. Пожалеть себя или возненавидеть, напугать, или..., чтобы не соеденить, и не действовать.
Отказ от вечности, жизнь с осознанием конечности, быстротечности - принятие с грустью - вот панацея от мазохизма
психолог онлайн
"и вот тут я поняла, что это двойное наказание наверное и привело меня не туда куда-то. и как перестать чувствовать удушающее чувство вины по любому поводу (даже если чай не принесла), не знаю. посоветуйте что-нибудь...."
Простым советом Вам, Света, 100% не отделаться.
Очная личная психотерапия в кабинете у психолога. От года до двух.
Или групповая - два цикла по 15 занятий, 8 часов в день.
Всё остальное - детский лепет и мартышкин труд.