Поведение ребенка
Здравствуйте!
Моему сыну скоро исполнится 8 лет. Проблема в том, что он ничего не хочет делать- ни по дому, ни домашние задания. Все делается из- под палки и с истериками. На обычное "заправь постель", "прибери игрушки" реагирует криком.
Дело не в том, что я его не приучала к выплонению простых обязанностей по дому, а потом вдруг стала что- то требовать- у него эта реакция (истерики) на любую просьбу сохраняется уже несколько лет. Пытаюсь приучить его делать хоть что- нибудь- бесполезно. Кричит, бьет себя по лицу, может стукнуться головой об стол, стену. Или просто игнорирует мои слова.
Летом прошлого года сыну поставили диагноз "абсансная эпилепсия". Принимаем противосудорожные препараты. Врач сказал, что такая форма эпилепсии на психику не влияет.
Не могу понять- это из- за болезни у него такое поведение или мое упущение в воспитании сына? Как воспитывать такого "неподдающегося" ребенка? Или он нуждается в лечении?
Вопрос от: ; Возраст: 34

психолог онлайн
Елена Владимировна Берегеч
"Как воспитывать такого "неподдающегося" ребенка?" Воспитывать в любви и принятии его с особенностями его характера.
Попытайтесь понять почему он именно так реагирует? Его особенность в том, что он не выдерживает требований (просьб). Для ребенка очень важно чтобы его пространство (комната) была в таком "порядке", который будет удобен именно ему. Позвольте ему проявиться, побыть собой.
Очень часто бывает так что родители стремятся "подогнать" детей по какие-то свои "жизненно правильные" рамки. Очень часто роль послушного и "правильного ребенка" для родителей служит доказательством того, что я хорошой, "правильный" родитель, значит я правильно воспитываю.
Но совсем не обращается внимание на то, что в каждом ребенке есть свой индивидуальный потенциал, интересы, темперамент, характер, чувства, эмоции, импульсы. Это какбы: "вот я хочу чтобы у меня были персики на дереве, но совсем не обращаю внимание на то, что именно у меня за дерево, возможно это вовсе яблоня".
Дополнение от автора
Ольга Анатольевна, спасибо Вам за ответ.
Но все- таки непонятно, что делать с неадекватными реакциями? Ведь общечеловеческие нормы поведения никто не отменял, а сын мой запросто может даже на просьбу или указание учителя сказать "не буду", развернуться и уйти с дополнительного занятия потому что ему не хочется, а что учитель сказал остаться- не в счет.
Истерики- это норма в его возрасте?
психолог онлайн
Здравствуйте! Поддерживаю Ольгу Анатольевну в её предложении о создании собственного пространства для ребенка - это необычайно важно, особенно в этом возрастном периоде. Так же, мне кажется, что такое поведение может быть вызвано недостатком положительного подкрепления, влияния на ребенка, общения с ребенком. Такая проблема достаточно часто появляется в семьях, где у детей есть хронические заболевания подобного или другого толка. Дети, очень чувствительные существа, они читаю все "между строк", а увы в таких ситуациях жалость может "фонить" от родственников и ближайшего окружения ребенка. В следствии чего, ребенок чувствует себя "не таким", чувствует, что с ним что-то не так, и это "не так" обычно воспринимается им не в плюс! Истерика, протест, агрессия и несогласие - это тот способ который нашел для себя ребенок, что бы справится с этими переживаниями.Такова моя гипотеза. Исходя из неё, я бы порекомендовала Вам больше проводить времени с ребенком так как он хочет! Сядьте и пусть он придумает для вас двоих игру, побудьте с ним когда он делает уроки, позитивно подкрепляйте обучение (любимое занятие, мультик, сладости, объятия, поцелуи), хвалите за любую маломальски выполненную работу! И делайте это постоянно!!! Иначе ребенок не поверит вам или поверит и обманется, что еще хуже для его состояния!
Такой диагноз не приговор, а специфика тела вашего мальчика!
Больше любви, внимания и терпения воздадутся Вам сторицей!
психолог онлайн
Ольга Анатольевна Артеменко
Да, истерики - это одна из форм того, как ребенок может проявить себя в этом возрасте!НОРМАЛЬНАЯ форма проявления ребенка! Я работаю с детьми на протяжении 9 лет и обычная история про истеричного ребенка, который не хочет учится!
1. Выделите ему отдельное место, угол в комнате, комнату комод, шкаф, где он будет хозяин и пусть там будет его королевство, с его правилами (которые пусть сам придумает и напишет)
2. Создавайте положительный фон обучения как узнавания нового, как очень интересного занятия для этого садитесь с ним читайте вместе, удивляйтесь и восхищайтесь прочитанным,задавайтесь вопросами "а почему именно так, а не иначе???" и вместе находите ответы.
3. Хвалите, Обнимайте и Целуйте за успехи, даже маленькие!
4. Позитивное подкрепление после уроков - то что он любит - сладости, мультики, игры и т.п.
Ну и побольше говорите как сильно вы его любите, поддерживайте его инициативы и обговаривайте с ним правила, почему, зачем и что за провинность. Но наказание пусть сам придумает и сам исполнит, иначе правило без реального наказания не работает! Поэтому и оно должно быть таким, что б ребенок мог его выполнить!
И все получится!!! Будет и ему проще, понятней и спокойней и Вам! :)
психолог онлайн
Здравствуйте, Елена
Я понимаю, что вы устали от такой эмоциональной реакции сына. Но все же - я лишь обращаю внимание на то, что вы описали в письме.
"заправь постель", "прибери игрушки" - возможно вы и иначе обращаетесь с просьбами к сыну, но это ваши кавычки и цитата из вашего письма. Эти высказывания фактически - не просьба, а распоряжения, команды. И ваш сын протестом реагирует на ВСЕ команды. И постепенно он к командам будет присоединять и просьбы. А вы, подавляемые такой его эмоциональной реакцией будете все энергичнее пытаться добиться исполнения, а значит - неминуемо использовать командные интонации.
Несмотря на интенсивность чувств - ваших и вашего сына, этот процесс можно изменить и вернуть общение и взаимопонимание в эффективное русло.
Для этого необходима работа с психологом или психотерапевтом.
Могу порекомендовать литературу:
Юлия Гиппенрейтер "Общаться с ребенком как?"
Очень эффективны в подобных ситуациях техники "направляемой ребенком интеракции", которым обучают прежде всего родителей.
Хорошо работает поведенческая терапия.
Но в начале все же следует разобраться со своими переживаниями, чувствами. Пока вы будете так интенсивно переживать (или подавлять) свои чувства - понимание ребенка и себя, а также общение будет затруднено.
психолог онлайн
Здравствуйте, Елена!
После каких событий в жизни семьи у ребёнка возникла такая реакция?
Каков по своим реакциям отец?
Дедушка, бабушка. Вы?
Много вопросов нужно прояснить, прежде чем дать Вам ответ.
Дополнение от автора
Анастасия, спасибо Вам за ответ.
Собственное пространство у сына есть. Занимаемся, учим уроки вместе. У меня еще двое младших детей, я все время дома, недостатка внимания нет. А когда я начинаю хвалить сына больше обычного, он начинает думать, что теперь ему позволено буквально все. Запретов не признает никаких вовсе.
Павел Леонидович, спасибо Вам за ответ.
Такая реакция возникла после того, как мы переехали к отцу мужа. Его (дедушку) ребенок видел всего пару раз в жизни, а тот сразу стал пытаться "воспитывать его по- мужски"- придирался, кричал, забирал игрушки. На просьбы (а потом и требования) оставить ребенка в покое не реагировал.Сыну было тогда 4 года. Мы съехали оттуда при первой же возможности.
Бабушка (моя мама) очень любит внука, иногда балует его. Если я сыну что- то запрещаю, он бежит к бабушке, и она, бывает, разрешает ему то, что я запретила.
Папа у нас очень вспыльчивый, и мне кажется, что он предъявляет к сыну повышенные требования, которые он не в состоянии выполнить. Любое непослушание- кричит на ребенка. А сын истерит на каждую, даже самую простую, просьбу.
Я в последнее время тоже часто раздражаюсь. В основном из- за того, что сын, кажется, совсем ничего не понимает и не признает никаких запретов- недавно порезал документы, взял деньги без спроса (сказал, что хотел купить в школе печенье, а сдачу принести назад, притом, что мы регулярно даем ему деньги с собой в школу).
Я не знаю, как общаться с ребенком. Разговариваю с ним каждый день- прошу, уговариваю, что надо спрашивать разрешения, если он хочет взять чужую вещь, вроде понимает, но тут же что- то берет без спроса. Спрашиваю- почему ты так сделал,- ответ один:"Захотел, а ты бы не разрешила".
Еще меня беспокоит, что у сына гиперчувствительность кожи. Купаем его в чуть теплой воде, если вода немного теплее- кричит, что горячо. Немного ударится или упадет- тоже в крик.