Откуда хроническое чувство вины?
Добрый день! Расскажу вам о своей проблеме.
Я не знаю, как и когда это случилось... но у меня постоянное чувство вины без причин.
Оно было всегда, сколько я себя помню, с детства, и, похоже, перешло в хроническую форму. Потому что оно никуда не девается, оно постоянно и является фоновым.
Мне 21 год, я замужем и счастлива, у меня очень хорошие друзья и родители. Но такая проблема.
Если я совершаю какую-то ошибку, совсем незначительную, это каждый раз огромная травма для меня. Даже если это и не ошибка, а просто неприятный момент, где я испытываю стыд... Я не перестаю думать об этом месяцами, годами, эти негативные воспоминания копятся, никуда не деваются и при каждом вспоминании это снова травма... Дошло до того, что иногда я чувствую вину по поводу всего. Я виновата, что не так стою, не так говорю, что начальник недоволен, что я не идеальная хозяйка, что я не знаю и не умею каких-то вещей, что я многое забываю и так далее... Вместе с этим у меня присутствует страшный перфекционизм. Если я что-то сделала недостаточно хорошо (как мне кажется), сразу начинаю себя винить и грызть за это. У меня сформировалось чувство собственной неполноценности, и я понимаю, как многого оно мне мешает достичь, как во многом ограничивает...
Когда я испытываю чувство вины, стыда, неуверенности, находясь с людьми, когда мне кажется, что я что-то делаю не так, появляется: дрожь в голосе, напряжение во всём теле, чувство отсутствия опоры, защиты, контроля, желание убежать, спрятаться, защититься, желание наказать себя и в то же время как-то искупить свою вину (даже если ни в чём не виновата на самом деле), оправдываться, доказывать... Это ужасно.
У меня замечательные родители, в детстве они никогда меня сильно не наказывали, я не думаю, что они могли сформировать во мне такое чувство. Были, конечно, моменты, когда мне говорили, что я плохая, непослушная, помню даже момент, когда в раннем детстве я довела маму, и она заплакала (было очень стыдно, это сильно повлияло на меня). А вот в детском саду помню очень много критики в мой адрес. Может быть, там я и узнала, что я «плохая и виновата»... Ребёнком я была очень впечатлительным. В общем, проблема серьёзная, так как она много лет мешает мне жить.
Нервы и стрессы для меня стали привычными и постоянными. Слёзы тоже. Конечно, ведь каждая ошибка — для меня катастрофа...
Можно ли с этим справиться? Скажите пожалуйста, из-за чего могло сформироваться такое ужасное постоянное чувство вины? Жду ответа, заранее спасибо! Ангелина, 21
Вопрос от: ; Возраст: 21

психолог онлайн
Здравствуйте, Ангелина!
Справиться с этим возможно, но только в процессе психотерапии с психологом.
Такое ложное чувство вины и перфекционизм формируют ТОЛЬКО родители, пусть они у Вас и замечательные - кстати все перфекционисты искренне считают своих родителей замечательными и глаза выцарапают любому, кто в этом усомниться. Вот мне, например) Потому что я сильно сомневаюсь.
У замечательных родителей ребёнок невротиком не вырастает, а если вырастает - значит не такие уж они и замечательные, как он считает. Ведь человек с чувством вины никогда не обвиняет других - он просто это очень боится делать, а только самого себя.
Подробней и с конкретными способами преодоления Вы познакомитесь на очной психотерапии. Описывать это здесь не имеет смысла.
психолог онлайн
Здравствуйте Ангелина. Вы очень хорошо описываете свою проблему, которая не дает Вам жить качественно. Из описания многое становится понятным. Ключевая фраза "Вместе с этим у меня присутствует страшный перфекционизм" может многое (если не все) объяснить. Перфекционизм, как глубинное убеждение, был сформирован скорее всего в детстве, возможно в школьные годы. Под воздействием воспитания (другой вариант из-за психотравмы) было сформировано убеждение, что все необходимо делать идеально, совершенно (perfectly). Если я так сделать не смогу, то или я этого вообще не буду делать, или если сделаю несовершенно, то буду страдать,т.е. испытывать чувство вины, стыда и т.п. Кроме этого у Вас наблюдается тревожность, мнительность и впечатлительность.На вопрос "Можно ли с этим справиться?", отвечаю - можно. Для этого необходимо пройти курс психотерапии. Обращайтесь- поможем.