Смертельно болен отец
Уважаемые психологи,
У меня смертельно болен отец, сегодня утром он проснулся, расчесался и наполовину стал лысым, выпадают брови, ресницы (последствия длительной химиотерапии). Каждый день он тает просто на глазах. Когда мы узнали о его болезни, безусловно был шок, но в нашей семье, включая его, мы все полны оптимизма и надежды, однако все видим, как он угасает и сил на оптимизм и надежду становится все меньше. Он не глуп и понимает, что осталось ему мало, однако посоветуйте, как найти правильные слова, чем его поддерживать, как отвечать на его вопросы - ты не знаешь сколько еще? Как подготовиться к его утрате? Как сделать его уход психологически легче для него?
Вопрос от: ; Возраст: 32
консультация психолога
oksenia, здесь и сейчас. Не заглядывайте в будущее: его может не быть для него, а может и будет. Никто не может знать. Важна каждая минута здесь и сейчас, череда событий сегодня, ваши отношения и чувства на данный момент - делитесь своими чувствами друг с другом. Самое главное - надежда не упустить сегодняшний момент.
консультация психолога
Общаться с отцом как вы и общались,стараться избегать негативных рассказов ,просмотров.Вселять его надеждой (это все ,что у него осталось)рассказов,статьей.Никто не знает сколько отведено человеку.Надо верит в чудо и быть борцом.Не акцентируйте внимание на название этой болезни,относить к данному виду заболевания ,как к гриппу и вам окружающим будет легче.
консультация психолога
Доказано, что легче переживают уход те, у кого присутствует духовный компонент. Для себя, Оksenia, выберете время и сходите в церковь, поставьте свечку, поговорите с священником. Общайтесь с отцом. Если есть, что-то, что Вы в спешке забываете ему сказать, скажите сейчас, расскажите как он Вам дорог. Вспомните моменты, когда ранее Вы были счастливы.
В любых отношениях, будь-то отношения родственников, родителей, друзей присутствует тема отделения. Под отделением понимается развод, расставание, смерть и пр. И только взрослая, созревшая личность готова морально отделяться. Это происходит всегда. Говорят, когда мы теряем близкого, мы плачем не о том, что ему плохо, а плачем о себе, как мы будем без него. Говорите отцу, как сильно вы его любите.
консультация психолога
Правильные слова - те, которые подсказывает Вам сердце. Расскажите отцу о своих чувствах к нему, скажите то, о чем давно хотели сказать. Вселять в него надежду на выздоровление, самой в это не веря - обман. Приняв факт того, что умираешь, у человека появляется возможность встретить свою смерть без страха.
Предложите ему за то время, которое ему осталось, сделать как можно больше нового, того, чего он раньше никогда не делал, но очень хотел, то что откладывал на потом. Пусть использует все возможности, какие есть: прочитать что-то, что откладывалось, съездить в путешествие в другую страну, навестить старых друзей и т.д. Все, что ему захочется. Пусть наполнит остаток своей жизни радостными и приятными событиями.

психолог онлайн
Здравствуйте, Оксения.
Это действительно сложный период - подготовка к смерти и смерть.
Надо ли что-то специальное делать? Не знаю.
Но думаю, что чем больше готовиться, чем больше чего-то предпринимать, тем больше будете выпадать из "здесь и сейчас".
Просто любите его, уважайте и терпите.
Это ваш отец - вероятно, вам и членам вашей семьи известно - что он любит, что ему нравится, о чем папа хочет и готов говорить, что делать, что кушать и так далее.
Как вы считаете, что от вас ждет ваш папа сейчас, когда известен диагноз?
И что его уход означает для вас лично?
психолог онлайн
Здравствуйте, Ксения!
Очень сочувствую вам и вашим близким.
Я сам был в подобной вашей ситуации - у меня тоже умирал отец. И мне кажется, я нашёл правильный выход: поддерживал отца как мог и проводил его, когда он уходил навсегда - держал за руку, когда он умирал, говорил с ним и молился за него. Хотя он был далеко не верующим человеком и к вере пришёл только из-за смертельной болезни (так часто бывает). Но, всё, что я делал - я видел - помогало ему и отцу было легче болеть и умирать.
Человек, который находится на своём жизненном пути недалеко от выхода - смерти, очень нуждается в психологической и духовной поддержке родных и близких.
Поэтому, для психологической поддержки, постарайтесь:
- почаще бывать с отцом наедине (с физическим контактом руками и пр.) и разговаривать с ним;
- поддерживать его стремление к воспоминаниям, с интересом выслушивать их (ведь больше никогда не услышите!)и расспрашивать сами - при этом, старайтесь всегда находить позитивные моменты в воспоминаниях и делайте на них акцент;
Для духовной поддержки нужно подвести отца к мысли, что со смертью ничто не исчезает, а лишь трансформируется, что смерть - лишь переход в другое состояние (как сон) и что через какое-то время вы снова встретитесь (когда прийдёт ваше время умирать) и будете вместе. Желательно подвести его к вере в Бога (если он не верующий)- так его смерть станет более осмысленной и ему будет легче её принять. Можно дать почитать отцу Библию или Новый Завет, дать молитвослов. Эти книги принесут ему успокоение.
Главное, что вы должны понять - человек ни в коем случае не должен находится в неведении относительно своего будущего (как это часто у нас делали и делают медики) - он должен быть готов к смерти. Для человека крайне важно подвести итоги своей жизни и доделать дела, которые ещё не успел сделать - чтобы уйти спокойно, с чувством выполненного долга.
Дополнение от автора
Я безгранично благодарна всем Вам за внимание к моему вопросу и искренние рекомендации.
психолог онлайн
Вы замечательная добрая отзывчивая дочь. Я желаю мужества вам лично, поддержки со всех сторон, вы сильная, но она (поддержка) вам очень понадобиться, берите ее везде, где можно. Будьте это время с отцом, любите его и не стесняйтесь своей любви и нежности (мы часто стесняемся проявлять нежность), успейте сказать ему все самое важное - еще есть время. Прочтите Ирвина Ялома - у него практически все вещи на эту тему, особенно: "Мамочка и смысл жизни", "Вглядываясь в солце. Жизнь без страха смерти", "Шопенгауэр как лекарство" (эти книги просто перевернули некоторые мои жизненные ценности, они о жизни и смерти и о любви).