бессмысленность жизни
Сегодня проснулась с мыслью зачем я живу и какой смысл всего , что я делаю и не только я , а все люди . Зачем что-то делать , к чему то стремиться , если итог один - смерть . Все обыденные вещи сегодня я делаю на автомате, без эмоций .. Смотрю на людей , как они суетятся , куда то бегут , радуются чему то и думаю зачем это , вы ведь все равно умрете . Как мне теперь жить с этим , я не вижу смысла ни в каких действиях ?
Вопрос от: ; Возраст: 30

психолог онлайн
Добрый день.
Давно ли у Вас такое состояние? Было ли что-то предшествующее ему?
Я бы очень рекомендовала обратиться к психотерапевту, поскольку это похоже на депрессию, а чате с ней не поработаешь. А если у Вас это состояние давно, то можно обратиться и к психиатру параллельно. Ничего зазорного в этом нет, потому что причиной может быть что угодно, и врач действительно может с этим помочь.
Смыслы вообще очень непростая штука. Какие были у Вас и что случилось, что Вы их больше не находите?
Дополнение от автора
Да ничего не случилось .. просто сейчас пришло осознание конечности жизни я об этом не думала , и я не вижу смысла ни в чем .. Вот Вы мне ответьте , Вы понимаете что рано или поздно умрете ? Зачем Вы сейчас живете и чтото делаете если итог один - смерть!
психолог онлайн
Наталия Горская
Да, конечно я понимаю, о чем Вы. Я не думаю каждую минуту о смерти, но конечно знаю, что умру. Не знаю точно когда, но у меня есть время. И вот чем я хочу его наполнить как раз продиктовано моими смыслами. Вы через важную штуку проходите - осознание конечности всего. Опять же рекомендую психотерапию, чтобы проходить с минимальными потерями. Но в этом этапе рождается куча смыслов, красок, инсайтов. Ну и конечно много печали, куда без нее.
В любом случае финал не обесценивает процесс. Безусловно влияет, но не стирает.
Дополнение от автора
спасибо Анна за внимание ...
психолог онлайн
Надежда Скороход
Selez, не знаю как у других, но лично меня подобное состояние «накрывало» периодически, наверное, несколько лет, я задавала этот вопрос многим, чье мнение уважала. Возможно, они мне что-то и отвечали, но в моей памяти это не отложилось, теперь понимаю почему – это были их ответы и меня они «не грели».
СВОЙ ответ я нашла намного позже, и не скажу, что это про «поняла», потому, что если искать ответ только «головой», то может получиться «горе от ума».
То, что с Вами происходит, является, по сути, результатом вашего внутреннего развития, когда те смыслы, которые Вы видели раньше, выглядят уже иначе, а других пока нет. Юнг писал, что первую часть жизни (не помню точно, но мне кажется, что он имел в виду до 40 лет) человек занимается внешней стороной жизни, а потом – внутренней.
А что касается самих смыслов, то большое значение имеет ориентация человека («привитая» ему родителями, обществом…) на такое понятие как «результат». И если смотреть на жизнь сквозь «фильтр результата», то со смыслами, на мой взгляд, сложнее, ведь «все заканчивается», «ничто не вечно» и т.д.
А вот если обратить внимание на такое понятие как «процесс», прочувствовать, что именно приносит радость, что делает счастливой, то возможно, в этом направлении и могут отыскаться какие-то из ответов.
Ведь какая разница, что будет завтра, если сейчас – «….» (тут у каждого свое от «я ощущаю шелковое прикосновение воды, в которой плыву» до «мой малыш мне улыбается»…), и «я хочу продлить этот момент, прочувствовать его еще, и другие, которые наполняют чувством счастья…»
Дополнение от автора
да так Наталия .. только ведь этому счастью тоже придет конец ( и что толку если ты его хочешь продлить ..это не от тебя зависит сколько он будет длится и в конце концов ты умираешь .
психолог онлайн
Надежда Скороход
Да Selez, «не от тебя зависит сколько он будет длиться», но от Вас зависит КАК именно будет длиться.
И еще. Если в вашей жизни есть воспоминание о каком-то особенном счастливом моменте, попробуйте «окунуться» в это воспоминание.
А теперь ответьте на вопрос: готовы ли Вы отказаться от этого дня в своей жизни, «вычеркнуть» его, только потому, что эта жизнь рано или поздно закончится?
К сожалению, из нашей жизни уходят близкие, дорогие нам люди, но разве то общее, что было у нас вместе с ними, от этого становится «бессмысленным» ?
Дополнение от автора
нет не вычеркнешь такие моменты они помнятся .. но почему они не испытываются сейчас ?
психолог онлайн
Надежда Скороход
Возможно это особенности периода, который Вы переживаете, это Вы можете разобрать со специалистом в вашем городе очно, ведь по интернету не получится «включить чувства», которые, возможно, временно блокируются, да и всех тонкостей лично вашей уникальной жизненной истории тут учесть невозможно.
У кого-то «не испытываются» потому, что закончились отношения, и «все бессмысленно», у кого-то, потому, что выросли дети, у кого-то наступило разочарование в выбранном пути…людей много, у всех все по-разному.
Знаете, когда не понимаешь, что происходит, можно попробовать «повесить паузу», просто понаблюдать, за собой, за близкими, за жизнью… Побыть в этой «паузе», не торопить себя, не заставлять «срочно» искать ответы, а принять себя вот такую, без смыслов, без ответов. При этом прислушаться к себе, чтобы почувствовать, что приносит удовольствие, радость, что делает счастливой.
Дополнение от автора
спасибо Наталия за развернутый ответ .. пытаюсь осмыслить что Вы сказали .. как то тяжело и это даже осмысливать .. может это временно .
психолог онлайн
Хорошо, что осознали конечность бытия, даже замечательно!
Не издеваюсь, говорю это от души. Когда начинаешь осознавать смерть - многое в жизни переоцениваешь и начинаешь ценить даже то, что считал полной безделицей или ерундой - например, каждое мгновение жизни, радости, общения с близкими и пр. Пообщайтесь с людьми, больными неизлечимыми и смертельными болезнями - и тогда поймёте, о чём это я.
Не все, разумеется, из них будут так считать, но большинство из них точно. Ведь не каждый становиться по-настоящему мудрым, а лишь тот, кто к этому стремится.
А часть людей после подобного Вашему понимания приходят к духовной жизни - т.е. когда появляется твёрдое убеждение, что со смертью тела жизнь не заканчивается. Такое убеждение есть и у меня. А я повидал достаточно смертей близких людей, а значит имею на него право, не из книг вычитал.
Так что, Вам всегда есть куда двигаться - и Вам решать, куда. К могиле ли, сырой и холодной, пугающей своей чернотой или к Вечности и Свету. Выбор всегда за человеком.
психолог онлайн
"нет не вычеркнешь такие моменты они помнятся .. но почему они не испытываются сейчас ?"
Возможно потому, что сейчас у Вас такой период жизни - депрессирующий.
А вот почему да откуда он такой - можно разобраться и самой, и совместно с психологом.
Дополнение от автора
спасибо Павел !!! первая часть ответа мне понравилась .. я не общалась со смертельно больными ,но часто читала форумы неизлечимо больных , умирающих и мне правда это как то помогало .и я понимаю о чем Вы говорите а вот в жизнь после смерти я совсем не верю .. я думаю на этом все и кончается ....
Дополнение от автора
. Когда начинаешь осознавать смерть - многое в жизни переоцениваешь и начинаешь ценить даже то, что считал полной безделицей или ерундой - например, каждое мгновение жизни, радости, общения с близкими и пр. У меня самой была проблема со здоровьем пару лет назад , преувеличенная мною в серьезности , но на тот момент у меня была цель только от нее избавиться и Вы знаете ,я чувствовала себя намного счастливее чем сейчас как ни странно , был в жизни и смысл и цели а сейчас нет .
Дополнение от автора
неужели чтобы был смысл нужны болезни или трудности ..
психолог онлайн
Да, часто именно так: "и болезни, и трудности". По-другому нам почему-то не доходит...пуленепробиваемые мы и на бронепоезде)
А у Вас сейчас не период преодоления наступил, а "завязание в болоте" какое-то с разочарованием и усталостью вкупе.
Депрессируете...
Разбирайтесь с причинами - и это уйдёт.
Что же касается веры или неверия, то по-моему, лучше всё-таки верить - это даёт силы.
А есть или нет что-либо после - узнаете уже там, но сюда уже не сможете сообщить)
Связь с тем миром трудно держать - только лишь во снах иногда получается.
психолог онлайн
Добрый вечер. Утверждение, что жизнь сама по себе не имеет смысла по той причине, что она конечна, является ооочень большим заблуждением. Если бы например человек был бессмертен, он бы откладывал каждые свои действия, всю свою жизнь, на потом, по той причине, что ему просто-напросто некуда спешить, таким образом, понятие бессмертия обесценивает саму жизнь. Все это говорит о том, что мы должны максимально продуктивно использовать отведенное время, и мы не имеем права упускать ни единой возможности, сумма которых делает нашу жизнь осмысленной, то есть полной смысла. А если она осмысленная, то не имеет значение её продолжительность, длинная или короткая, по той причине что жизнь превосходит себя не в длину, а в высоту, путем реализации ценностей.
Можно сказать, что сама смерть, заставляет ценить нашу жизнь, делая при этом её более яркой и насыщенной. Если вы хотите узнать как сделать свою жизнь осмысленной и полную смысла, обращайтесь я постараюсь помочь.