Как побороть неуверенность в себе?
(Заранее спасибо).. У меня проблема в неуверенности в себе и в зависимоти от чужого мнения. Чувствую, она уже достигла такой степени, что нужен профессиональный совет.
Всю свою сознательную жизнь я никогда ничего серьезно не добивалась. Видимо, потому, что при неудачах разочарование не настолько сильно. В институте я не старалась, и из-за этого мои оценки были средние. У меня - творческая специализация (т.к. с ранних лет я была «талантливым художником»), но доходило до того, что я ничего не делала весь семестр (хотя занималась персональным творчеством), и когда припирали сроки сдавать, например, серию из 10 картин, я дотягивала до последнего, и потом, не спя всю ночь до сдачи, я таки писала все 10 картин, неплохих, но не на полный потенциал. Соответсвенно, мои работы и были оценены средне. Такое повторялось... На самую финальную выставку я вообще никого не пригласила, пришли только родители. После института я не особо искала работу, а «падала» куда было удобно, благодаря друзьям некоторое время проработала на телевидении, но из этого ничего не вышло, я не обзавелась полезными контактами, чувствовала себя чужой. Потом переехала в другой город за поиском «новой жизни», нашла работу в офисе. Совсем не мою. И застряла.
Уже два года я занимаюсь непонятно чем. Я терпеть не могу свою нынешнюю работу, мне не нравится, как я живу. Хотя у меня есть много целей, желаний, планов. Но все они кажутся нереальными. Я долгое время фотографирую, хочу продолжать учебу, продолжать рисовать. Но я не могу решиться начать. Потому что заранее чувствую, по какому сценарию это пойдет – при первой же неудаче опять сдамся, опять начну считать, что у меня нет таланта. У меня есть друзья с довольно успешными творческими карьерами – фотографы, режиссеры, художники. И я им завидую. Мне противно это, но я завидую. Мне кажется, что успех дался им легко (хотя я прекрасно понимаю, насколько абсурдно такое заявление). Я чувствую, что они живут жизнью, о которой я мечтаю. А я не знаю, как пробиться в этот мир. Мне многие говорят о том, как я талантлива - это вдохновляет, но, при малейшей неудаче или критике, я сдаюсь. Я пытаюсь не сдаваться, но просто опускаются руки. Требуется долгое время, чтобы опять осмелиться показать кому-либо свои работы.
Без творчества я не могу. И я творю, фотографирую – но никому не показываю, стесняюсь своих работ.
Моя мечта - зарабатывать себе на жизнь любимым делом, гордиться своими достижениями. Но я не могу найти в себе силы, чтобы начать...
Вопрос от: ; Возраст: 26

психолог онлайн
Доброе утро.
Вы уже знаете свою проблему, остаётся только действовать. Составьте список чего Вы хотите добиться, пусть этого будет много. Выделите самых основных 5, из низ на ближайшее время и долгосрочное. проанализируйте каждое, что может случиться при достижении этой цели:хорошее и плохое. Когда Вы будете видеть ситуацию со всех сторон с негативом и позитивом и негативный результат рассматривать тоже как результат у вас будет всё получаться. Удачи Dfs и исполнения задуманного.
психолог онлайн
Здравствуйте, bklyn!
Истоки вашей неуверенности находятся далеко в детстве. Ведь именно от того, насколько верят в нас наши родители зависит наша собственная вера в самих себя. Если же родители постоянно нас критикуют и сравнивают с другими (причём, почти всегда не в нашу пользу) - то скажите пожалуйста, откуда тут появиться уверенности в себе.
Скорее всего, у вас было именно так.
Но, вы уже выросли - и теперь именно вы решаете верить вам в себя или нет. Если же вы постоянно оглядываетесь на родителей и других значимых и важных людей, значит психологически вы всё ещё ребёнок и ждёте одобрения со стороны. А художник, ждущий одобрения со стороны - не художник. Настоящий художник - сам себе высший суд и только он решает, что в его творчестве является достойным, а что - нет. Если бы все настоящие художники ориентировались на мнение окружающих - что бы мы видели в галереях? Ваша задача: изменять окружающий мир, облагораживать его, а не подстраиваться. И вы это сможете, если прервёте эту вредную для вас зависимость от окружающих, но в первую очередь - от родителей. Ведь истоки её там.
Потому, сейчас вам нужно побольше эгоизма и игнорирования чужого мнения. И ещё, сначала пусть и небольшие, но достижения - оценить которые должны лично вы и никто другой.
И не мешало бы подкорректировать отношения с родителями, но это желательно делать только с психологом, т.к. много негатива (которого, думаю что хватало в детстве) самостоятельно выдержать очень трудно. И ещё есть "слепые пятна", мешающие нам видеть. И здесь рядом нужен другой человек и желательно профессионал.
Работа эта трудная, но благодарная.
Удачи вам в работе над собой!
психолог онлайн
Здравствуйте!
Ошибки, неудачи всегда имеют не только свою цену в смысле потерь, но они имеют свою положительную цену и в смысле приобретенного опыта. На ошибках, как на фундаменте, строится наш опыт. Ошибки, в таком понимании, — неплохое инвестирование в свое развитие. Тогда проигрыш — это часть возможного будущего выигрыша. Возможно, эти два года были необходимы вам для того, чтобы захотеть менять что-то в своей жизни, как в профессиональном, так и в личностном плане (повышении уверенности в себе). Сейчас чувствуется огромное Желание, а желания всегда являются началом пути, отправной точкой. Не останавливайтесь. Начните двигаться в этих направлениях. Ставьте цели и достигайте их. Удачи!
психолог онлайн
Здравствуйте ещё раз, bklyn!
Я как раз сейчас набираю психодраматическую группу - для работы с различными проблемами, в том числе и с неуверенностью в себе.
Если вам это интересно - зайдите в раздел "Психологические тренинги".
Удачи!
консультация психолога
bklyn, видимо вас часто в детстве критиковали или вовсе не замечали ваших успехов. Я бы посоветовала вам пройти психотерапию длительную для нахождения того стержня, который даст вам сил. Неудача - это опыт, который даёт возможность сделать свои шаги ещё лучше.
Дополнение от автора
Большое спасибо за все ваши ответы. Вы совершенно правы насчет моего детства. Дело в том, что родители развелись, когда мне было 7 лет. Папа завел новую семью и никогда мной не интересовался, даже увидеться не хотел. Мама активно устраивала свою личную жизнь, для нее очень было важно, чтобы я была самостоятельная и независимая от других (особенно, от мужчин), она постоянно мне об этом повторяла. Мои художественные способности никогда не воспринимались всерьез - мол, это все баловство, займись делом, художествами себя не прокормишь, и т.п. Она была очень удивлена, когда в 17 лет я получила первый приз на местной школьной выставке за одну из своих картин. Ее реакция была типа "Ты умеешь так рисовать?!?"...
Вобщем, еще раз спасибо за ценные советы. Не могли бы вы посоветовать полезную литературу для работы над моей проблемой?
психолог онлайн
Здравствуйте, bklyn!
Можете зайти на мой сайт (кликаете на моё имя, затем внизу и справа моего резюме - "страничка У психолога" - кликаете на неё и там адрес моего сайта) и в разделе "Литература по психологии" найдёте книгу "Секреты уверенности в себе" Роберта Энтони. Можно скачать и почитать, но главное!!! - выполнять те упражнения и рекомендации, которые там написаны. Иначе нет никакого смысла читать.
Но книги книгами, а для вас всё же было бы лучше поработать с психологом индивидуально, а ещё лучше пройти психологический тренинг (о своём тренинге я вам уже писал). Это, конечно же, значительно дороже чем книги, но, поверьте, и во много раз эффективней. Проверено на собственном опыте.
Удачи вам в работе над собой!