Иллюзии восприятия? Чем они вызваны?
Вот уже прошло несколько лет, как я веду блоги разной направленности, в том числе и по психологии. И столкнулась с неким феноменом, который я не знаю, как правильно с психологической точки зрения охарактеризовать. Как называется расстройство, когда человек (бывшая одногруппница) считает все написанное в моем блоге камнем в свой огород? То есть она считает, что я пишу о ней. Что бы я не размещала в сети интернет она считает это оружием против нее.
Ровно 4 года назад произошла ссора с этой одногруппницей, которая началась в соцсети и переросла в реальность. Ссора произошла на почве ее бредовой ревности, в безосновательности которой я не могу ее разубедить до сих пор. Я думала, что мы нашли общий язык и помирились еще год назад. Плохой мир был лучше самой распрекрасной ссоры. Но не тут-то было. Недавно я ощутила новый поток агрессии, который заключается в том, что она настраивает наших одногруппников против меня(всячески очерняя и наговаривая и передавая им какие-то сплетни). Подговорила своего знакомого и он украл мои деньги, которые подарили на праздник, с целью мести. И я поняла в чем суть проблемы: она мои статьи принимает на свой счет! И лепит из меня образ врага, вовлекая меня в свои фантазийные игры. Как будто я пишу о ней и она называет это кляузы, компромат и грязь (у меня была серия статей о психопатах, социопатах, о расчеловечивании, об окне Овертона, о человеческих отклонениях и ненормальностях, о бреде воображения Дюпре-Логра и другие материалы) . Я еще подумала о том, если она мои статьи принимает на свой счет, то вполне может быть, что какие-то негативные посты на этом сайте других авторов, она тоже принимает на свой счет, и думает, что это я пишу, чтобы ее злить. Она пишет в своем блоге о наших токсичных отношениях и собрала команду френдов, с которыми дружит против меня и каждый из которых в угоду подруге пытается уколоть, оболгать и унизить в сети интернет. Думаю, что и любители коррид среди них найдутся. Приведу цитату из ее поста обо мне:
»В последнее время мне не хочется ее видеть - она стала каждый раз при встрече говорить мне гадости про меня и мою семью.»
Мое самоощущение от всего этого такое: как будто на меня напала саранча, а я не могу отбиться и выбраться из этой живой липкой и вязкой тучи.
Вот такая глупая ситуация, похожая на фрагменты из фильма «Игры разума», когда главный герой, заболевший шизофренией, любой текст воспринимал как обращенный к себе.
Вопрос от: ; Возраст: 39
нравится: 1 из 1
Дополнение от автора
Признаюсь, что я не злоупотребляю письмами-вопросами в это сообщество, и если наберется моих вопросов от силы 7 за все 9 лет, то это хорошо. В этом сообществе я читатель, а не писатель. Причем читатель, делающий паузы на 2-3 года. А если еще и за время этих моих пауз одногруппница воспринимала чужие негативные посты за мои, то представляю, какой булыжник она носит против меня за пазухой. Ведь из тех слов, претензий, обвинительных постов других людей сложился фейковый образ обо мне.
Возможно, кто-то поправит и подскажет, как называется такой феномен в психологии, когда любые истории воспринимаются, как обращенные к тебе? Посоветуйте, как быть, чтобы не быть никому врагом из-за иллюзий. Вы понимаете, как это для меня опасно, если у мстительного человека ко мне такое вот предвзятое отношение, подкрепляемое больным воображением?
Что мне делать со всем этим?
Как отдалиться МИРНО в реальном и интернет пространстве от этого человека, чтобы она оставила меня в покое? На Земле еще, кроме меня, есть 7 млрд людей.

психолог онлайн
Екатерина Сандуляк
Здравствуйте, Марина! Возможно, Вы знаете о таком психологическом защитном механизме, как проективная идентификация. Именно этот процесс можно предположить в ситуации, которую Вы описали.
Этот механизм исследован в психоанализе, поскольку, как любой защитный механизм, он функционирует бессознательно. Это процесс используется в норме младенцем, когда еще нет вербальных способностей, чтобы "сообщить" матери о своем страдании. Во взрослом возрасте он предназначен для избавления от страданий посредством "помещения" своего страдания в окружающих людей. В качестве объекта, в которого будет спроецировано некое эмоциональное содержание (это могут быть чувства вины, стыда, разочарования, зависти, ревности и др.), как правило избирается человек, чье бессознательное также "наполнено" этими чувствами или одним из них. Поскольку для "срабатывания" этого механизма, в качестве психологической защиты, важен эффект резонанса в объекте. К вопросу, почему Ваша однокурсница избрала Вас, вероятно, Вы лучше всех из ее окружения резонируете в соответствии с ее психическим содержимым.
Как "мирно отдалиться"? Психоанализ дает следующий рецепт - осознать и изучить содержание своего бессознательного и взять под собственный контроль свои прежде бессознательные чувства. Перестав резонировать, Вы станете для нее просто неинтересной. Она найдет себе другой "контейнер".
Успеха Вам!
Дополнение от автора
Доброго Дня Вам! Вы попали в точку. Я сама над этим размышляла не раз. О резонансе особенно. Я вплотную подходила к пониманию резонанса и возможно психологической индукции в мой адрес всякого своего ментального хлама. Значит, я была эти годы "бесплатным сливным бачком" для этой однокурсницы? Я это чувствовала, что моим душевным ресурсом пользуются на халяву, сначала это было в виде всяческих советов, рекомендаций для "а воз и ныне там", потом пошла агрессия. Видимо в дальнейшем только такого свойства нужна была энергия, "бросовая" - грубая, раздергивающая нервную систему, запугивающая. Вы пишете:Во взрослом возрасте предназначен для избавления от страданий посредством "помещения" своего страдания в окружающих людей. Это как-то инфантильно и по-детски. Как будто бы все чем-то на дармовщину обязаны этому человеку. Вот это я замечала не раз. Так именно и происходит, пользование чужим ресурсным состоянием. Психологический ресурс, духовность, знания в психологической и медицинской областях дорогого стоят. Но эти люди все хотят получить бесплатно! И это продолжалось годами. Еще непереносимость чужого позитивизма наблюдалась и злонамеренность воздействия на объект позитивизма(желание причинить зло). Сейчас такому прессингу подвергается мой сын, потому что они знакомы по работе. И очевидно, там начинается тот же слив негатива, тот же "контейнер" и та же "дармовая энергия". Псипомощью мы интересуемся.
психолог онлайн
Здравствуйте, Марина.
Дело не столько в том, как это называется. Дело в том, как Вы с этим обходитесь. Ваша подруга может поступать, как угодно, но это Ваша задача, останавливать ее проявления в Вашу сторону, которые Вам не нравятся. По ходу Вашего текста у меня сложилось впечатление о любви к "объяснялкам" вместо контакта с собой и своими эмоциями. Будто Вы строите картинку мира своими "пониманиями" и хотите, чтобы окружающие ей соответствовали. И тогда получается такая ситуация. Вместо прямого предъявления своих желаний и потребностей, Вы демонстрируете "структуру мира", то есть вместо "я хочу или не хочу" предоставляется "так правильно". И окружающим приходится вычленять из этой картинки, что же из сказанного относится к отношениям с Вами. И тогда вместо прямого контакта между двумя людьми возникает целое поле для догадок, проэкций и фантазий. Похоже, что у Вас о подруге своя фантазия, а у нее о Вас - своя. И эти фантазии вами двумя никак не проясняются и не согласовываются с реальностью. Отсюда много злости и безсилия, по крайней мере у Вашей подруги. Как только вы внесете ясность в ваши отношения, ситуация изменится.
Дополнение от автора
Да, Юрий, точки над і надо уже ставить и ясность надо вносить, иначе из-за иллюзий неизвестно, что ждать от человека.
=И тогда вместо прямого контакта между двумя людьми возникает целое поле для догадок, проэкций и фантазий=.
Поскольку контакт реальный невозможен по ряду причин, то чтобы избежать иллюзорного фантазирования в отношении интерпретации моих текстов, прекращаю вести блоги и возможно их удалю. Ведь эпицентр фантазий - мои блоги и то, что я пишу в комментариях и это в буквальном смысле экстраполируется на себя, а потом вынашивается план мести( как я уже разобралась) .
психолог онлайн
Эпицентр фантазий не Ваши блоги, а ваши отношения. Процесс запущен - и удалите Вы блоги или нет - поле для фантазий останется. И даже сейчас Вы пишите не о предьявлении напрямую, а о уходе из контакта: "контакт реальный невозможен" и "прекращаю вести блоги и возможно их удалю". И это не про Вашу подругу, а про Вас и как Вы с этим обходитесь.
Ясность - это прямой разговор между вами двумя, а не убегание. Похоже, что Вы для вашей подруги важны, вот только она не знает, как к Вам подступиться. Возможно, она хочет более близкого общения, чем Вы хотите. Возможно, чего-то еще. Но пока это все не проговорено, эта неясность будет порождать конфликт.
Дополнение от автора
Юрий, люди, которые хотят близкого общения, поговорить, обычно, звонят, пишут напрямую письма, выясняют. Телефоны есть в контактах. А тут нужно другое - терзание в интернете и трагизм неосуществленности дружбы, я так понимаю. Ну, попробую сама набрать, чтобы убедиться:) Ясность действительно необходима, чтобы человек не думал, что я ей враг. Мне надоела эта игра во врага. Во мне нет бойцовских качеств.