Какие есть практики проработки обид на умерших
Я долго работаю над собой и понимаю, что основные мои страхи и комплексы связаны с тем, что в детстве бабушка и дедушка диктаторы в семье тоталитарно руководили всем, оскорбляли и пугали меня криками, не позволяли постоять за себя, когда ругали, не выслушивали мое мнение. Оттуда родом моя неуверенность в своих силах во всем, стремление заслужить любовь, ощущение никчемности и полной несостоятельности. Этих родственников давно нет в живых, но обида, страхи, желание всеже отстоять себя, когда меня обижали, никуда не девается. Как можно самостоятельно проработать этот вопрос? Близкие говорят "это было 20 лет назад, глупо жить этим"; но обесценивание значимости для меня этих переживаний не помогает их переварить. Пробовала пообщаться с мамой, которая так же сильно страдала от бабушки, которая разрушила нашу семью. Мама говорит, что поборола это сама, а я веду себя глупо и неадекватно, если на этом зациклилась. Я не думаю, что такой подход к моей проблеме мне как-то поможет. Уважаемые специалисты, подскажите практики прощения и проработки, с которыми я смогу отпустить прошлые обиды.
Вопрос от: ; Возраст: 32

психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Людмила Александровна Павлова
Здравствуйте. В этом помогает психотерапия. Самостоятельно справиться невозможно. Если даже и мама говорит, что сама справилась, то вероятнее всего этот способ есть обесценивание своих собственных обид и чувств. Да, это некоторым помогает выстроить защитные механизмы, но позволяет ли жить качественную жизнь, и не тянуть прошлое за собой всюду, в отношения в том числе? Вам решать. В том, чтобы обратиться к психотерапевту нет ничего плохого, ведь обращаетесь же вы к врачам. Душа, психика также нуждается в том, чтобы на нее обращали внимание, заботились о своем душевном здоровье.
психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Здравствуйте.
Есть техника "письмо прощения". Пропишите на бумаге свои чувства к обидчикам, представляя как будто вы пишите обращаясь к этим людям. Опишите свои чувства и переживания. Например: мне больно от того-то... мне страшно..я раздражаюсь на то-то..злюсь, ненавижу, чувствую вину.. и т.д. Пишутся эти письма много раз. И дают эффект облегчения на некоторое время. Техника действует. Но способы реагирования, которые записались глубоко в вашем опыте не меняются. Нужно все же пересмотреть отношения и свое прошлое рядом со специалистом - психологом, психотерапевтом, человеком который знает и понимает как с этим работать. Поскольку вы находитесь внутри своей собственной психической системы самостоятельно выйти из замкнутого круга не представляется возможным.
психолог онлайн
Доброго времени суток!
Есть несколько техник, одну из них изложила моя коллега выше, есть ещё техника "пустой стул" - перед вами пустой стул, представьте, что на нём сидит Ваш обидчик и Вы высказываете ему всё, что хотели сказать. Однако без помощи психотерапевта обе техники будут давать лишь временное послабление. Более того, есть вероятность, что Вы поднимете пласт обид, боли, возможно и травм из подсознание. Т.е. усугубите проблему.
Поддерживаю коллег, обратитесь к психотерапевту и проработайте конкретно этот запрос вместе со специалистом.
Мудрости Вам!
психолог онлайн
Техники нужно проводить совместно с психологом.
Обращайтесь.