Как эффективно совладать с тяжёлой, кризисной ситуацией?
Наверное, чтобы лучше прояснить возникшую ситуацию, надо бы зайти издалека и сказать, что я, боясь не найти своё место в жизни, по окончании школы, по какой-то горькой иронии судьбы получил аж два образования по не очень-то подходящим мне специальностям -- экономической и юридической и, несмотря на мою хорошую успеваемость в обеих оконченных мною ВУЗах, попытки работать в государственных и муниципальных учреждениях ни к чему хорошему не привели: бумажная рутина, стойкое отсутствие интереса к работе при вполне добросовестном и ответственном к ней отношении, некоторые проблемы морального характера, вынудили меня пойти по другому, случайно подвернувшемуся мне пути и стать ...шлифовщикомполировщиком ювелирных изделий. Эта работа мне очень понравилась и буквально зажгла меня. Я получал огромное удовольствие от самого связанного с нею процесса, -- от того, как в моих руках растёт новая, красивая вещь. Понравились мне и работодатели, которых я не только уважал, но даже и любил, можно сказать. И, естественно, что я им полностью доверял. И вот, около года назад, после 12 лет продуктивной работы, меня (впрочем, не только) уволили совершенно ни за что -- у моих милейших работодателей возникла идея, что надо бы впрыснуть в производство новую волчью кровь, и набрать 18-летний молодняк (естественно, оказавшаяся провальной). Помимо того, что лично мне уже далеко не 18 и я едва ли где-нибудь смогу применить те навыки, которые получил на весьма специфическом (сказал бы даже -- уникальном!) ювелирном производстве, а мои дипломы более чем 10-летней давности уже не будут востребованы, ситуация усугублялась ещё и висящими на мне тремя потребительскими кредитами. А моя мама уже полгода как болела тяжёлым онкологическим заболеванием. Конечно же я не размазался по стенке, а находил более-менее приемлемую, хотя и весьма непростую работу. И, надо сказать, положение моё было сносным: я мог платить (пусть и со скрипом) кредиты, на что-то жить, радовался устойчивой ремиссии мамы. Более того, у меня были определённые надежды на лучшую жизнь: три года назад я поступил в аспирантуру по вполне подходящей мне (наконец таки!) специальности историка и, как бы сложно не было, учился, писал статьи, научный доклад и т.д.
Вопрос от: ; Возраст: 38
нравится: 1 из 1
Дополнение от автора
Но очередное сильное потрясение я получил в начале сентября, когда мой собственный научрук начал склонять меня к тому, чтобы я отчислился по собственному желанию из-за ряда недоразумений в организации учебного процесса, возникших не по моей вине (проиллюстрирую это тем фактом, что все историки-аспиранты, всё-таки, были отчислены под разными предлогами). Это, к тому же, было ещё одним разочарованием в людях, т.к. я увидел, с какой лёгкостью он готов был уничтожить мои трёхлетние усилия -- лишь бы ему было чуток проще. Мне понадобились огромные нервные затраты и усилия, чтобы всё же окончить и этот ВУЗ, хотя я ещё и не совсем понимаю, что делать с так называемым Дипломом исследователя без базового исторического. Тем временем, мамина болезнь стала стремительно прогрессировать и, к большому горю, она несколько дней назад умерла. Так вот, что меня на данный момент настораживает и даже пугает, -- так это состояние моего какого-то апатичного отупения, которое мне не позволяет до конца осознать, прочувствовать и пропустить через себя смерть очень дорогого мне человека. Вскорости, я думаю, меня, что называется, накроет -- от тяжёлой утраты, от безденежья, от отсутствия постоянной работы (сейчас даже и не знаю, где мне подработать). И вот тогда, как мне лучше справиться с этими переживаниями? Что бы вы, дорогие психологи, могли бы посоветовать сущностного и простого (а может, и не очень) в данном случае? Благодарю вас за внимание!

психолог онлайн
Здравствуйте!
Искренне соболезную вашей утрате самого близкого вам человека. Можно только представить, как вы себя сейчас чувствуете. Очень хочется вас морально поддержать и помочь.
Конечно, в рамках форума это сделать будет непросто, но могу хотя бы поделиться некоторыми наблюдениями.
Прочитав ваше сообщение, видно, что вы умный, интересный человек, борец по жизни, всегда стремились к цели, искали и продолжаете искать свое место в этом мире. Мама была для вас центром вселенной, много чего в жизни вы, наверное, делали ради неё.
Но за все время вы ни разу не упомянули о вашей личной жизни. Была ли у вас семья, есть ли сейчас рядом близкий вам человек (девушка, жена, друг), который может и готов вас поддержать?
По поводу эффективного совладания с эмоциями: правильного рецепта не существует. Более того, любые эмоции, если их отвергать или сдерживать, могут негативно повлиять на ваше состояние здоровья в целом.
Поэтому если хочется грустить, погрустите. Если есть желание заплакать, плачьте. Тем более, у вас умерла мама. Это ваше горе и его нужно пережить. Есть стадии проживания горя, и первая из них - это тотальный "ступор", отрицание самой ситуации, мышление заторможенно, как будто в дымке. Похоже на то, как вы описываете ваше состояние сейчас.
Да, вы правы, в скором времени с большой вероятностью вас могут "накрыть" эмоции, но их не нужно бояться. Их нужно прожить. Позвольте себе почувствовать всю горечь ситуации, принять реальность такой, какая она есть сейчас, в данный момент.
Но не уходите в это состояние на долго. После самой тёмной ночи всегда наступает новый день. И у вас он тоже настанет. Сейчас может быть плохо, но так будет не всегда.
По поводу безденежья, потери работы: не забивайте пока себе этим голову, ведь мыслями о работе вы не даёте себе прочувствовать горе от утраты матери. Отпустите разум, прислушайтесь к сердцу.
Работа, деньги, карьера успех - это все атрибуты материального мира, которых можно достичь при наличии желания и немного упорства. У вас есть образование ( а вернее, 3), огромный жизненный и профессиональный опыт, вы несомненно найдёте решение в данном вопросе.
Но не все сразу.
Что думаете сами? Как вы себя чувствуете? Резонирукт ли вам что-то из выше написанного или никак не откликается?
Дополнение от автора
Здравствуйте, Татьяна Викторовна! Да, конечно, к счастью, у меня есть рядом жена и друзья. Но, опять же, на уровне ума я понимаю, что Вы написали мне доброжелательное, тёплое и весьма искреннее сообщение в сложнейшей для меня жизненной ситуации, за что я Вам очень благодарен! Однако читая его я, будучи человеком крайне чувствительным, не ощущаю никаких эмоций, что для меня совершенно не характерно, и не чувствую того самого резонанса .. Никогда в жизни вся моя эмоциональная сфера не была ТАК заморожена .. Это-то и страшно! И я не знаю, что именно за этим последует ..
Дополнение от автора
Мыслей тоже, будто бы, и нет вовсе .. Нахожусь в каком-то вакууме настоящего, и совершенно не могу ни осознать уже произошедшего, ни сосредоточиться на решении будущих задач ..
психолог онлайн
"Эмоциональная замороженность" может быть формой психологической защиты, которую вы бессознательно используете, чтобы уберечь себя от тотального коллапса.
Вы сейчас находитесь в растерянном состоянии. Все, что делали раньше, ради чего старались, рушилось, а новая стратегия того, как быть, еще не выработалась. В этом похоже, и состоит ваш основной страх, а именно: как быть дальше с тем, что есть (или больше нет) сейчас.
То, что вы не чувствуете ничего и нету никаких мыслей, эмоций - это реакция психики на огромный стресс, который накапливался достаточно долгое количество времени, и сейчас вы находитесь в его эпицентре.
Как вы сами думаете, что самое страшное может произойти в вашем состоянии? Если ничего не чувствуете, чем это грозит? то есть, что именно вас пугает в состоянии эмоциональной тупости?
психолог онлайн
Здравствуйте, Mansur!
Очень Вам сочувствую. Горе немаленькое.
цитата:
что меня на данный момент настораживает и даже пугает, -- так это состояние моего какого-то апатичного отупения, которое мне не позволяет до конца осознать, прочувствовать и пропустить через себя смерть очень дорогого мне человека.
Это состояние называется шоковым и очень часто бывает в моменты утраты близких. Оно играет защитную функцию некоего "предохранителя", не позволяющего сойти с ума от горя или наделать других фатальных и необдуманных поступков под воздействием жесточайшего стресса. Оно пройдёт через какое-то время и Вы сможете пережить горе до конца - то что называется отгоревать. Но тогда, когда Ваша психика будет готова к этому. Она сама знает когда. Всё будет в своё время.
И Вы со всем справитесь, я в этом не сомневаюсь. Вы сильный и хороший человек.
Сил Вам и удачи!
Дополнение от автора
Татьяна Викторовна, пугает то неизвестное и непредсказуемое состояние, которое может за этим последовать; пугает моё нынешнее, совершенно ненормальное для меня состояние (я ведь отнюдь не флегматик); боюсь нервного срыва и утраты контроля над своей жизнью
Дополнение от автора
Павел Леонидович, благодарю Вас за пояснение и поддержку!
психолог онлайн
Ваши страхи вполне оправданы в данной ситуации.
Но не стоит пытаться сейчас анализировать или предугадать, что с вами может случится в будущем. Таким образом вы только подпитываете ваши страхи и усугубляете ситуацию.
Я уверенна, что как только вы оправитесь от шока, в котором сейчас находитесь, вы найдёте в себе силы совладать с собой! Согласна с коллегой, всему свое время. Тем более, у вас есть семья и друзья, которые вас любят поддерживают.
Ну и мы здесь на сайте всегда отзовемся, если что).
Удачи вам!
Дополнение от автора
Благодарю Вас за разъяснения и поддержку!