Что делать?
Добрый день!
2 года болел муж (рак).Я - медик , понимала перспективу ,но ...Страх и надежда ,вверх - вниз...Муж умер .У меня тревожность ,жуткая неуверенность в себе ,проблема с принятием решений ,естественно канцерофобия и т. д. Уже прошло полтора года ,пора прийти в себя!
Вопрос от: ; Возраст: 56

психолог онлайн
Доброго дня, Ірина.
Дуже співчуваю Вашій втраті чоловіка. Скажіть, будь ласка, Ви зверталися до психолога? Насправді втрата - це завжди травматично. Людина переживає наступні стадії (Ви як медик напевно знаєте): заперечення, гнів, торги, депресія, прийняття. Іноді ми застряємо на одній із стадій тому, що повністю не перепрожили інші (наприклад, Ви можете несвідомо блокувати гнів). Крім цього, Ваш чоловік хворів аж 2 роки і це споглядання "повільного згасання" також дало свій осад. Те, що Ви описуєте: невпевненість, страх прийняття рішень, канцерофобія - це наслідки втрати, адже це запустило "екзистенційний страх смерті". Також скажіть, будь ласка, чи бували у Вашій родині ще випадки онкології (батьки, бабусі і дідусі, брати і сестри)?
Що я можу Вам порекомендувати? Вам обов'язково необхідно звернутися до психолога-психотерапевта (хоча зараз карантин, проте є формат онлайн), щоб безпечно перепрожити втарту, бо, на жаль, в режимі переписки це вирішити неможливо. Також чи є у Вас люди, які б Вас могли зараз емоційно підтримати?
психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
Здравствуйте, Ирена!
Сожалею вашей утрате.
Каждому человеку нужно своё время, чтобы отгоревать потерю близкого. Именно отгоревать, со всей гаммой чувств.
Пройдя через все стадии горевания, разделяя свою боль с кем-то, кому вы можете доверять - это важный процесс заживления душевных ран.
При этом есть много нюансов, среди которых:
- позволять себе испытывать все чувства, которые у вас есть, не запрещать себе грустить, плакать, злиться... Дайте ход тому, что должно прожиться в полной мере;
- побыть некоторое время в одиночестве, если это вам требуется;
- заручиться поддержкой близких людей, с которыми вам будет комфортно и безопасно. И которые не будут говорить: "надо жить дальше, хватит уже", "не плачь" и т.д.
Если вы понимаете, что самостоятельно не справляетесь, то стоит обратиться к специалисту, который с вниманием отнесется к тому, что вы из-за сильного аффекта упускаете из виду.
Силы вам и терпения.
психолог онлайн
Ирена, добрый вечер!
Сочувствую Вашей утрате. Очень тяжело терять близких и родных людей. Обычно на горевание уходит 1-2 года. Вы говорите, что ухаживали за мужем и Вам пришлось пройти с ним этот нелегкий путь. Этот страх у Вас еще мог появиться, потому что Вы могли с ним идентифицироваться и думать, не случится ли это с Вами или с кем-то из близких. Возможно, что могли подняться на этом фоне какие-то Ваши ранние переживания. Есть ли у Вас кто-то из близких, с кем бы Вы могли говорить об этом. Кто Вас может поддержать в этой ситуации?
Дополнение от автора
Большое спасибо!Буду обращаться к психологу онлайн.
Дополнение от автора
Идентифицировалсь и всплыли ранние переживания -это точно!
Спасибо!
психолог онлайн
Очень важно это прожить со специалистом терапии, чтобы была поддержка. Конечно, Вы же за ним ухаживали, буквально за его телом, поэтому сложно отпустить и выйти в жизнь. На это нужно время.
психолог онлайн
Сочувствую вам. Потерять спутника жизни, еще и наблюдая 2 года, как он борется с болезнью, это очень тяжело. И сроки проживания горя могут быть разными. Я предположу, что в период болезни мужа многие чувства вы подавляли, стараясь и мужа поддержать, и самой не впасть в уныние. И теперь все эти переживания выходят. Плюс естественные страхи, а что дальше, как будет.
Я бы предложила вам поработать с психологом, чтобы и тему утраты проработать, прожить все своим переживания, поискать новые смыслы, опоры, ресурсы. Поддержка вам была бы очень нужна
Дополнение от автора
Спасибо!