Перфекционизм в творчестве
Здравствуйте, уважаемые психологи! Я хотела бы задать такой вопрос, возможно, вы бы смогли мне помочь. Я сейчас студентка творческого вуза, всю жизнь занимаюсь рисованием, и меня очень изматывает то, с каким перфекционизмом я подхожу к своему делу, к достижению хорошего результата. Если я веду работу над картиной, я забываю есть, не могу уснуть, становлюсь раздражительной, не хочу общаться ни с кем, пока не закончу работу. Стимулирую себя в этот момент множеством чашек кофе, громкой музыкой. Часто стремлюсь закончить работу сразу же, то есть, работать по 10-12 часов 2-3 дня и больше не прикасаться. Однако, как только я завершаю её, наступает болезненное состояние (головная боль, может подняться температура), опустошение, разочарование, ни о каком удовлетворении речи не идёт: я понимаю, что невероятно далека от того, к чему стремлюсь, и ещё больше масла в огонь подливают мысли о том, что нашумевшие '10000 часов для достижения мастерства' уже давно превратились в 20000, и что всегда есть кто-то, кто делает лучше и проще, без такого надрыва. Часто думаю, что я работаю вхолостую, что сколько бы ни старалась, показать мне будет нечего, и я так и не 'выстрелю' (а этого я почему-то боюсь в первую очередь). Эти мысли заставляют работать ещё больше, ещё быстрее и усерднее, затем наступает такое же опустошение. Не понимаю, почему я просто не могу получать удовольствие от своего дела, почему важен именно результат. Ощущение, что у меня осталось очень мало времени, чтобы создать что-то стоящее, и эта мысль превращается в навязчивое состояние, которое создаёт напряжение. С одной стороны понимаю, что такой подход помогает быть все время в тонусе, генерировать идеи, но с другой - мне страшно, что скоро у меня не останется ресурсов, и что я распределяю их как-то неправильно, больше трачу энергию, чем получаю её в итоге от созданных работ.
Вопрос от: ; Возраст: 23
нравится: 1 из 1

психолог онлайн
Здравствуйте, Nina. Читая ваш вопрос, поймала себя на мысли, что думаю про горящую лампочку. И вот что думаю конкретно. Лампочка горит от 220 в, но когда напряжение скачет, она может гореть ярче какое-то время, также может легко перегореть. Ваша увлеченность работой ассоциируется у меня с этой лампочкой. Вы увлеченно "горите", затем наступает опустошение, либо истощение. Готовы ли вы продолжать работать в таком темпе? Жизненный дисбаланс сказывается на общем самочувствии в целом.
психолог онлайн
Здравствуйте! Вы описываете своё состояние, которое похоже на проблему нарциссизма. Проблема нарциссизма - отрицание собственного Я, когда вы считаете себя не подходящей, не годящейся, не достигшей идеала в своём творчестве. Вы ничто в сравнении с теми, кто стремится и достигает. А у вас так не получается. В такие моменты происходит обесценивание, отрицание собственного Я. Я не гожусь такой, какая я есть. Я должна стать другой. Быть другой. Лучше, более подготовленной, лучше знающей. Проблемы не в улучшении процесса. Проблемы в этом вот отрицании истинного Я. То, что я себя, в своих истинных размерах такой какая я есть, не принимаю. Я никак не попадаю в свою истинную величину. Да, так бывает.
Но, это всего-лишь мои наблюдения и ощущения от прочтения вашего текста. Скажите, какая помощь психолога, здесь на сайте, вам была бы нужна, важна сейчас? Задайте вопрос, пожалуйста.
С уважением, Елена Мороз.