Отношения с дочерью
Добрый день!
Дочери 10,5 лет.
Сложный крутой нрав, часто имеем ссоры, выяснение отношений.
Ранее всегда, когда "накосячит" и понимала, что неправа шла просить прощения. Мы проговаривали то, что произошло и мирились.
В последнее время может меня обидеть, в сердцах наговорить обидных несправедливых вещей и просто замыкается. Дуется сама, занимается своими делами. Так может продолжаться день-два, неделю. Извинится только тогда, когда ей что-то от меня будет нужно и делает это только для того, чтобы вернуть мое расположение и получить то, что необходимо.
Я держу себя ровно, хотя и мне и ей понятно, что мама обижена и расстроена. Но без игнора.
Как правильно вести себя в этот период?
Идти первой мириться и проговаривать конфликт?
Ждать пока она сама придет и попросит прощения?
Справедливости ради замечу, что если виновата я, то всегда прошу прощения и делаю это как можно раньше, стараюсь не затягивать напряженную обстановку дома.
Спасибо за советы!
Вопрос от: ; Возраст: 40

психолог онлайн
Оксана Сенченко
Доброго дня
цитата:
В последнее время может меня обидеть, в сердцах наговорить обидных несправедливых вещей и просто замыкается.
Чи були якісь ситуації, які б могли це спровокувати?
цитата:
Так может продолжаться день-два, неделю. Я держу себя ровно, хотя и мне и ей понятно, что мама обижена и расстроена. Но без игнора.
Чи можна детальніше? Рівно, проте без ігнору це як?Адже часто діти сприймають ситуації та поведінко зовсім не так як дорослі.
цитата:
Как правильно вести себя в этот период?
А як би ви хотіли себе вести?який варіант би обрали, якщо, наприклад, хтось попросив у вас такої поради
психолог онлайн
Ніна Андріївна Кіях
Доброго дня, Ксения.
цитата:
В чому саме проявляється ще її "крутой нрав"? Якою є основні причини конфліктів? Як у дівчинки справи у школі, з друзями? Які стосунки з батьком?
цитата:
Що Ви почуваєте у зв'язку з цією ситуацією? Які думки виникають у Вас? Можете, будь ласка, навести приклад отанньої такої ситуації? Насправді, дівчинка поступово вступає у підлітковий вік, а в цей період починає проявлятися негативізм та протистояння авторитетам, що є етапом розвитку особистості та психологічної сепарації.
психолог онлайн
Добрый день, Ксения)
Ваша дочь взрослеет и у неё появляются свои понятия по поводу: что такое хорошо и что такое плохо. Если раньше понимание своей "неправоты", преподнесенное ей с Вашей подачи, воспринималось для неё , по большей части, как истина в последней инстанции, то сейчас, взрослея, она всё больше ставит под сомнение Вашу, и не только Вашу правоту. И это нормально, потому что действительно - понятия правильности и неправильности на самом деле весьма условны и относительны
Дополнение от автора
Добрый день!
Немного конкретизирую:
1. В последнее время может меня обидеть, в сердцах наговорить обидных несправедливых вещей и просто замыкается. Чи були якісь ситуації, які б могли це спровокувати?
Да, были. Основные проблемы с ней начались после моего развода с ее отцом. Это была вынужденная мера, т.к. человек был откровенным абьюзером и жизнь в какой-то момент превратилась в кошмар и для меня и для детей. 2 года мы живем отдельно. Дочь вроде бы и понимает, что это была необходимая мера, но при каждом конфликте все заканчивается словами "вы развелись и разрушили мою жизнь, я вас ненавижу за то, что испортили мне жизнь и мое детство..." Мне иногда кажется, что она, видя, как я в этот момент начинаю испытывать чувство вины, уже начинает просто спекулировать этой темой.
2. В последнее время может меня обидеть, в сердцах наговорить обидных несправедливых вещей и просто замыкается. Дуется сама, занимается своими делами. Так может продолжаться день-два, неделю. Извинится только тогда, когда ей что-то от меня будет нужно и делает это только для того, чтобы вернуть мое расположение и получить то, что необходимо. Що Ви почуваєте у зв'язку з цією ситуацією? Які думки виникають у Вас? Можете, будь ласка, навести приклад отанньої такої ситуації? Насправді, дівчинка поступово вступає у підлітковий вік, а в цей період починає проявлятися негативізм та протистояння авторитетам, що є етапом розвитку особистості та психологічної сепарації.
Пример, из последнего конфликта. Заглянула в дневник, там за 3 дня три двойки подряд. Не учится вообще, только делает вид. Я разозлилась, отобрала телефон и планшет. Началась истерика. Длилась с дикими воплями часа полтора (я на такие меры иду крайне редко и она не ожидала такого поворота). Потом просто начала мне высказывать: "ненавижу свою жизнь, ты мне жизнь испортила, ты меня заставляешь учиться а у меня ты спросила - чего хочу я? нормальне семьи ездят отдыхать в дубаи, а такие как мы в турцию и египет, сколько бы ты для меня не сделала я все равно этого не ценю и не буду, мне все равно что ты одна работаешь и стараешься, я специально буду учиться плохо и принципиально назло тебе стану уборщицей,...в конце истерики швырнула дневник на пол и сказала (я стояла спиной и не видела кому это было сказано) чтоб ты сдох..." Уверяет, что сказала это дневнику, но я предполагаю, что сказано это были именно мне.
Ка я себя чувствую при этом? Ужасно. Безумное разочарование в ней, постоянно думаю - что и когда я начала делать не так, что не смогла ей привить элементарного уважения к себе (о любви уже молчу).
3. Так может продолжаться день-два, неделю. Я держу себя ровно, хотя и мне и ей понятно, что мама обижена и расстроена. Но без игнора. Чи можна детальніше? Рівно, проте без ігнору це як?Адже часто діти сприймають ситуації та поведінко зовсім не так як дорослі.
Естественно я становлюсь "холоднее", не прихожу к ней в комнату, чтобы что-то рассказать, посмеяться. Когда она ко мне подходит и что-то спрашивает я достаточно холодно с ней разговариваю - мне очень хочется, чтобы она видела, что мне обидно. А она, как будто специально, ведет себя так, как будто ничего не произошло. Денег не даю, если она меня о чем-то просит (включи свет, отнеси мои вещи) я ей отказываю, хотя в обычно жизни спокойно эти вещи делаю.
4. Как правильно вести себя в этот период? А як би ви хотіли себе вести?який варіант би обрали, якщо, наприклад, хтось попросив у вас такої поради
Мне нужно немного - чтобы она пришла и извинилась. Правда очень хочется понимать, что она искренне раскаивается и сожалеет, что сделала мне больно словами. Хочется просто поговорить с ней обнять, сказать что люблю и прощаю ей все, чтобы она не сказала и не сделала. Мне просто нужен контакт. А она специально его избегает, говорит: а зачем мне с тобой мириться, мне и так хорошо, ты меня не достаешь своими просьбами, разговорами и требованиями.
психолог онлайн
цитата:
Да, были. Основные проблемы с ней начались после моего развода с ее отцом.
Чи пробували пояснювати ситуацію дочці?питати про її почуття?
цитата:
Естественно я становлюсь "холоднее", не прихожу к ней в комнату, чтобы что-то рассказать, посмеяться. Когда она ко мне подходит и что-то спрашивает я достаточно холодно с ней разговариваю - мне очень хочется, чтобы она видела, что мне обидно.
деякі моменти дитина може спрйняти саме як ігнорування, а оскільки, припускаю, не знає як себе повести, робить вигляд що нічого не відбулось. Чи пробували відверто поговорити з дитиною про те, що ви відчуваєте, чого б вам хотілось, і чим вона вас образила
цитата:
хотя и мне и ей понятно, что мама обижена и расстроена.
часто діти можуть відчувати, що щось не так, проте не так чітко розуміти причину.також, дитина може сприймати вашу образу, як, наприклад злість на неї.
цитата:
Хочется просто поговорить с ней обнять, сказать что люблю и прощаю ей все, чтобы она не сказала и не сделала.
Чи пробували так робити?
психолог онлайн
Ніна Андріївна Кіях
цитата:
"вы развелись и разрушили мою жизнь, я вас ненавижу за то, что испортили мне жизнь и мое детство..."
Розлучення - це досить стесова ситуація для дитини + якщо стосунки були абьюзивними + підлітковий вік. Помітно, що всередині доньки сидить гнів, який вона виражає на Вас, а не на батька, бо Ви "безпечний замінник" + під цим всим сум, якій їй необхідно виразати після того як вона погнівається. Крім цього, припускаю, що донька також відчуває і провину у тому, що ї батьки розлучилися - це часте явище і для того, щоб її "заблокувати" вона використовує гнів. А як Ви пережили розлучення? Я правильно Вас зрозуміла, у Вас є ще діти?
цитата:
Мне иногда кажется, что она, видя, как я в этот момент начинаю испытывать чувство вины, уже начинает просто спекулировать этой темой.
Можливо Ваше почуття провини повертає її до своїх болісних переживань.
цитата:
Заглянула в дневник, там за 3 дня три двойки подряд. Не учится вообще, только делает вид. Я разозлилась, отобрала телефон и планшет. Началась истерика. Длилась с дикими воплями часа полтора (я на такие меры иду крайне редко и она не ожидала такого поворота).
Якщо говорити про покрання, то тут важливий наступний принцип: попередня домовленість. Заздалегіть Ви маєте заключити з донькою усний договір, про те, які санкції слідують за певний її проступок: Наприклад, "Якщо ти приходиш на час пізніше за встановлений термін, то цей час вираховується з наступного твого відпочинку". Тоді таке покарання справедливе, а донька бере відповідальність за свої вчинки. Крім цього, Ви хвалите за щось доньку, проявляєте просто так знаки любові (щоб вона не прагнула отримати негативну увагу)?
цитата:
"ненавижу свою жизнь, ты мне жизнь испортила, ты меня заставляешь учиться а у меня ты спросила - чего хочу я? нормальне семьи ездят отдыхать в дубаи, а такие как мы в турцию и египет, сколько бы ты для меня не сделала я все равно этого не ценю и не буду, мне все равно что ты одна работаешь и стараешься, я специально буду учиться плохо и принципиально назло тебе стану уборщицей,...в конце истерики швырнула дневник на пол и сказала (я стояла спиной и не видела кому это было сказано) чтоб ты сдох..." Уверяет, что сказала это дневнику, но я предполагаю, что сказано это были именно мне.
Знаєте, у цьому повідомленні відчувається психологічний підтекст: "Я хочу, щоб ти зрозуміла мене, почула і поспівчувала". Так, форма подачі була жорстка, проте, таким чином, вона хотіла привернути Вашу увагу і якось залучти Вас (хоча робила це не конструктивно). Перш за все, було б добре поцікавитися у доньки, чому їй тяжко вчитися, що б вона хотіла, що почуває, які у неї стосунки в школі.
цитата:
Безумное разочарование в ней, постоянно думаю - что и когда я начала делать не так, что не смогла ей привить элементарного уважения к себе (о любви уже молчу).
А що для Вас "повага" та "любов"? Повага і любов йде із взаємного безумовного прийняття. На Вашу думку, Ви приймаєте доньку, всі її емоції на всі 100 %?
цитата:
Когда она ко мне подходит и что-то спрашивает я достаточно холодно с ней разговариваю - мне очень хочется, чтобы она видела, что мне обидно. А она, как будто специально, ведет себя так, как будто ничего не произошло. Денег не даю, если она меня о чем-то просит (включи свет, отнеси мои вещи) я ей отказываю, хотя в обычно жизни спокойно эти вещи делаю.
Насправді, образа - це рекетне почуття, що перешкоджає відкритій комунікації, під яким лежить конструктивно не виражений гнів. Насправді, ігнорування - це прояв психологічного насилля і використовувати його у виховних цілях - неефективно і травматично. Найкраще - це відкрито говорити про свої переживання через я-повідомлення: "Мені дуже сумно і я гніваюся, коли ти..... тому, що.....". Крім цього, "не давати гроші" знову не законтрактована дія, що викликає зрозумілий бунт у відповідь.
цитата:
Мне просто нужен контакт. А она специально его избегает,
Як це робите і Ви, коли ображаєтеся - ігноруєте.
цитата:
Правда очень хочется понимать, что она искренне раскаивается и сожалеет, что сделала мне больно словами. Хочется просто поговорить с ней обнять, сказать что люблю и прощаю ей все, чтобы она не сказала и не сделала.
У Вас прекрасне бажання, проте , для цього, необхідно виражити свої почуття і бажання конструктивно.
Дополнение от автора
Спасибо за ответы.
Судя по ним, я должна даже в такой сложной для меня психологически ситуации, что-то делать. Если она ничего не делает? Мне нужно делать первый шаг?
Даже, если сказаны такие злые и обидные слова в мой адрес?
Как? Хочется подобные ситуации мне, как маме, проходить грамотно, чтобы ее это чему-то научило? Способности признать свою ошибку, знанию о том, что я ее люблю и принимаю любой.
Просто не понимаю, вот в данной конкретной ситуации, что делать дальше мне?
Конфликт длится уже неделю, живем в одной квартире, как чужие люди.
Она видимо и не пойдет на контакт.
Как грамотно мне выйти из этой ситуации?
психолог онлайн
Ніна Андріївна Кіях
Також хотіла запитати: Чи Ви прагнете близького контакту із донькою у "мирні часи"? Чи Ви реалізуєте це своє бажання? Можливо планшет і телефон для Вашої доньки є єдиним способом отримати визнання та дистанціюватися від своїх болісних переживань, а коли Ви їх забираєте - це для неї травма (як втратити доступ до їжі чи кисню).
цитата:
Конфликт длится уже неделю, живем в одной квартире, как чужие люди. Она видимо и не пойдет на контакт. Как грамотно мне выйти из этой ситуации?
Перш за все, коли починати розмову, Ви маєте бути емоційно стабільною (заздалегіть попіклуйтеся про себе). По друге, домовитися з донькою, коли їй було б зручно з Вами поговорити. Після цього сісти і сказати, що спершу висловитеся Ви (якщо вона не проти), а потім вона дасть свій зворотній зв'язок. Говорити з позиції своїх почуттів: "Дякую, що погодилася зі мною сьогодні поговорити - це дуже цінно для мене. Останнім часом, я помітила, що наші стосунки стали дуже напруженими, а тебе щось сильно мучає і тобі боляче. Так, як ти і наші стосунки для мене важливі, я б хотіла погворити з тобою і зрозуміти тебе, адже я люблю тебе будь-якою. В останній наш конфлікт, коли ти почала кричати на мене і говорити, що я тобі спортила життя, що ти не будеш вчитися через мене, мені було дуже боляче, сумно і я розгнівалася. Я розумію, що ця ситуація тебе дуже ранила, а ми її з тобою навіть не обговорювали. Можливо ти хотіла б щось сказати (чекаєте відповіді)? Також я зрозуміла, що деяка моя поведінка могла ранити тебе і я зробила не вірно. Так, я розгнівалася, коли побачила, що ти отримала погані оцінки, але не запитала тебе чому, що відбуважться з тобою, адже я знаю, що ти розумна дівчина і отримала негативні оцінки не просто так. Щось сприяло цьому. Так що ж трапилося? (чекаєте відповіді) Далі співчуваєте доньці, пояснюєте, чому навчання є важливим для неї + встановлюєте попередній контракт на санкції (які були б ОК доньці) у разі проступку".
Загалом, накраща, найефективніша рекомендація, яку я б Вам дала - це звернутися разом із донькою до ддитячого психолога, щоб не просто налагодити контакт між Вами, але і пропрацювати її травму розлучення.
Дополнение от автора
Спасибо!
Попробую поговорить.
Очень всем благодарна!