Комплексы
Здравствуйте!Помогите,пожалуйста.Моей дочке 16 лет,у нее проблемы в общении со сверстниками,она очень стеснительная.Постоянно боится того,что о ней скажут другие,переживает,что может ошибиться или глупо пошутить.Переживает за то,что до сих пор нет парня и практически нет подруг.По характеру она "жилетка",в которую все плачут,а когда у подруг все хорошо,то они нуждаются в ее обществе.Может есть какая-то литература для подростков,которая могла бы изменить ее мировоззрение.Много раз просила ее поменьше обращать внимание на мнение людей, которые для нее ничего не значат,так легче с ними будет пойти на контакт,но для нее это сложно.Заранее спасибо.
Вопрос от: ; Возраст: 36
консультация психолога
Добрый день,Кристина!
Понятна Ваша обеспокоенность,как матери,судьбой дочери...
Человек социален по самой своей природе и ему присущи социальные по своей природе потребности --потребность в контактах и потребность в самоутверждении.Потребность в самоутверждении говорит о том, что человек хочет быть значимым в глазах других. В период становления молодого человека, как личности,особую ценность приобретает общение со "значимыми другими",сверстниками, возлюбленными. Приобретение необходимых навыков и стилей общения окажет свое влияние на всю последующую жизнь.Когда потребности общения неудовлетворены, это накладывает особый, иногда не изменяющийся в дальнейшем отпечаток на характер личности.Муки неудовлетворенности делают любое существо угрюмым, недоверчивым, нелюдимым, легко ожесточающимся и в то же время боязливым и неуверенным в себе.
Одной лишь литературой на тему общения делу не поможешь.Вашей дочери поможет тренинг развития коммуникативных навыков,который проводится психологами практически в каждом городе.

психолог онлайн
"Много раз просила ее поменьше обращать внимание на мнение людей, которые для нее ничего не значат,так легче с ними будет пойти на контакт,но для нее это сложно.»
– А как реагирует в общении мама? Кристина, вы – полная противоположность дочери - активны , коммуникабельны, открыты или такая же, как она?
Ведь мы учимся не на словах, а перенимая стиль поведения значимых близких, их мнения о себе и т.п.
Что вы говорите дочери о ее внешности, уме, личностных качествах, как поддерживаете ее самостоятельность? Говорят, девочка растет уверенной в себе, если она любима отцом, который подчеркивает, как он ее любит, какая она красавица и т.п А как у вас?
Похоже, у вашей дочки низкая самооценка, отсюда неуверенность в себе, нет навыков общения. Можете посоветовать дочке обратиться к психологу в ее школе, ( сейчас они есть в большинстве школ)- или найти тренинг общения в вашем городе. В любом случае, ей будет легче измениться, если она сама захочет этого и начнет прикладывать какие-то усилия к изменению.
психолог онлайн
Похоже, кто-то в Вашей семье слишком энергичен и активен, а также слишком критичен. Застенчивость - продукт завышенных требований к себе и соответственно к окружающим. Это ощущение несоответствия ожиданиям окружающих на нее не упало с неба. Оно транслируется кем-то из семьи. Впрочем корень проблемы может быть и в другом. Вы дали очень мало информации. Напишите чуть больше о вашем браке, о себе, о муже, о бабушках дедушках. Сколько еще детей в семье? Какая ваша дочь по счету? Были ли абортированные дети, мертворожденные, выкидыши. Здесь нужна семейная консультация.
психолог онлайн
Кристина,вы написали,что дочь-жилетка,в которую можно поплакать. А есть ли у нее самой такая жилетка? Как складываются ваши отношения с ней? Может ли она доверить вам свою грусть и свои страхи? Слова "поменьше обращай внимание на людей,которые ничего не значат для тебя",могут расцениваться ею как то,что вы ее не понимаете и ее проблема ничего не стоит. Я думаю,что отталкиваться во многом нужно от отношений между вами.
Следующий и ключевой для меня вопрос-почему ничего не пишете о муже? Он живет с вами? Как у дочери складываются отношения с отцом? Мало информации.
Дополнение от автора
Спасибо всем,кто ответил на мой вопрос.Хотела бы дополнить свое сообщение.Возможно есть и моя вина в том, что сейчас происходит с дочкой.Ей было 4 года,когда погиб ее отец и никто другой не смог заменить его.Когда ей было 14лет я была вынуждена уехать в другой город,чтоб зарабатывать и в дальнейшем для ее поступления в ВУЗ,у нас маленький городок,в котором уже негде работать и с учебой дела обстоят не очень хорошо.Причем сама дочка уже стала говорить о том,что все-равно уедет из него после школы.Она осталась жить с бабушкой,дедушкой и родной тетей,которые ее любят и хорошо к ней относятся.Уже тогда она была не очень общительной девочкой.Я постоянно стараюсь говорить дочке,что она хорошо выглядит,что просто сейчас подростковый возраст,я тоже была не очень смелой и в общении было комфортно только с теми людьми,которых я знала давно.Только после гибели мужа мне пришлось измениться и стать более коммуникабельнее,т.к.многие вопросы решала сама.У нас очень хорошая бабушка(моя мама),общительная,даже очень.Дочка даже иногда "одергивает" ее болтливость и недовольна тем,что бабушка стала ее строго контролировать.Но я объясняю это тем,что она сейчас отвечает за дочку.Я ежедневно звоню ей домой,раз в три месяца(иногда и раньше) мы видимся.Она мой единственный ребенок.Только недавно я встретила человека,с которым хорошо и надежно и дочка его хорошо приняла. Но она повзрослела,а до этого с кем бы я не втречалась - все воспринимались в штыки и я была каким-то предателем пока не прекращала эти встречи.все мои усилия по доказыванию на словах и на делах,что я ее люблю больше всех не помогали.Всегда рассказывала ей,что папа ее очень любил и она убеждена в этом.Так же говорила ей,что я любила его.В дет.саду после случая с мужем все заметили только, что она резко повзрослела.В начальной школе ей было уже не очень легко в общении,учитель была нацелена только на образовательный процесс.И многие говорят,что классы ее выпуска не очень дружные.Дочке нравится общаться с людьми веселыми, но она сама переживает, что не может быть такой как они и что им с ней может быть неинтересно.Со мной она делится,но порой все "тащу клещами".Если у нее есть настроение,то все расскажет,если нет-может замкнуться и тогда никто до нее не может достучаться.Я стала бить тревогу и из-того,что очень сложно найти хорошего психолога даже в большом городе,а в нашем маленьком вообще невозможно.Пытаюсь как-то подбодрить,научить ее сама,но боюсь чем-то навредить из-за своей некомпетентности.ведь я говорю с ней только как мама,а здесь нужен и совет специалиста.Заранее благодарю всех,кто откликнется!
психолог онлайн
Здравствуйте, Кристина
Быть "популярной жилеткой" - значит быть достаточно смелой и сильной, чтобы выдерживать истории и проблемы тех, кто "плачется". И при этом справляться со своей собственной тревогой, страхами и другими эмоциями без того, чтобы об этом рассказать.
Или даже просто что-то сказать свое - свое собственное мнение.
То есть - рассказать об этом - значит подвергнуть слушателя как минимум тому ужасу, который она испытывает сама. А может и того хуже - мои проблемы невыносимы для моих родителей. И это либо разрушит родителей, либо будет разрушительно для себя самой. Потому лучше молчать.
Есть ли у вас идеи, как получилось, что ваша дочь так себя чувствует?
Дополнение от автора
Возможно,основная вина лежит на мне.После гибели мужа я решила всю себя отдать на воспитание дочки и,наверно,сильно привязала ее к себе.все знакомые были очень удивлены тому,что я смогла уехать в другой город.Но мы обе были готовы к этому и понимаем,что так будет лучше.Сейчас многое она решает сама,хотя близкие стараются ей что-то посоветовать и всегда из добрых побуждений.Серьезных проблем с родными у нее нет.Но главным для дочки сейчас является общение со сверстниками.
психолог онлайн
Кристина,рискну предположить, что консультация больше нужна вам, а не дочери. Ведь на портал написали вы, а не она. Хотя сюда пишут и ее ровесницы с запросами о проблемах общения со сверстниками. Возможно, будучи действительно привязанной к дочери, вы чувствуете вину оттого, что не можете быт рядом с ней, не можете поддержать и помочь. А бабушка боится не справиться с воспитанием взрослеющей внучки, вот и пытается контролировать, что в общем - то не совсем эффективно для 16-летнего подростка. (или, скорее это уже юношеский возраст). Но в этом возрасте естественно испытывать глубокие чувства, в том числе и чувство одиночества и непонимания сверстниками (или вообще никем), ведь у нее рождается внутренний мир, который очень дорог и очень страшно открыть его кому-то, вот и появляется повышенная ранимость и скованность в отношениях. Возможно именно вам нужно почитать литературу о воспитании такого возраста ( язык не поворачивается назвать ребенком 16-летнюю девушку), поищите в интернете Баярд Роберт. Ваш беспокойный подросток.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком: как?
Восемь цветов в букете нашей жизни: возрастные этапы
Гордон Т. Тренинг эффективного родителя и еще, что вам подойдет)
Вы сможете лучше понимать свою дочь, ее потребности и правильно строить общение с ней, чтобы ваши отношения помогали ей взрослеть .