Перфекционизм
Здравствуйте, уважаемые психологи!
Постараюсь кратко описать проблему.
Я художница, заканчиваю в след. году худ. академию. И меня очень стала беспокоить тема приближающегося диплома.
На диплом мы выбираем любую тему, там может быть любое исполнение и целый год на реализацию, то есть можно сделать прямо бомбу) затем приезжает много человек на защиту (вуз сильнейший в стране), после даже заключаются контракты, например художник + автор книг для запуска новых книжных проектов. В общем, это огромный шанс показать себя.
Сейчас идёт пора выбора тем, пробы материала, консультаций, чтобы через полгода уже приступить к работе. Но тему я так и не могу выбрать, глаза разбегаются и при этом ничего не интересно на 100%. В итоге остановилась на одной от безысходности. Чтобы хотя бы отчитаться за текущий семестр, а потом выбрать другую. Руководитель мной пока не особо доволен, что я выдаю такой средний результат сейчас. Я собой тоже, но стараюсь сделать хоть что то пока что. Кажется, это лучше, чем дальше метаться.
Тем временем ребята выбрали темы и уже вовсю вдохновенно решают чисто технические моменты на консультациях. Я им по-хорошему завидую.
Но меня пугает, что я так и не определюсь, и буду делать просто.. диплом, лишь бы что то сделать. Разочарую в итоге сама себя. А без мотивации, я уверена, точно получится слабый результат. Хотя я рисую неплохо и могла бы использовать весь потенциал для интересной работы
В проектах, которые нужно просто выполнить, где есть четкая задача, я от себя не требую такого вдохновения. Оно может быть, а может и не быть, главное - сделать. Часто получается хорошо, потому что не зацикливаюсь, а вдохновение приходит во время работы.
Но когда речь о моём личном проекте, о том, чтобы показать свой максимум, выбрав при этом то, что интересно больше всего, я панически жду от себя воодушевления (заранее, ещё до работы), огромной мотивации. Появился страх, что без этого работа рискует стать просто отчётом. И в моем понимании просто отчёт = творческий провал, в этом нет души.
Сейчас же при мысли о дипломе у меня пустота и страх, что сделаю скучный проект, не оправдаю своих ожиданий, что буду потом переживать, что не использовала такой шанс. Крутятся мысли, что я, видимо, просто ответственный исполнитель, а не художник, раз полная свобода ставит меня в тупик. И это тоже очень болезненно.
Понимаю, что это всё перфекционизм, но как можно его ослабить, перестать паниковать и ругать себя - большой вопрос...
Вопрос от: ; Возраст: 24

психолог онлайн
Оксана, добрый день!
А что случится, если Вы не сделаете идеально работу? Возможно, что Вы предъявляете к себе завышенные требования? Можно ли просто отпустить ситуацию и доверится своим чувствам?
психолог онлайн
Мария Валериевна Радченко
Оксана, здравствуйте! Когда в детстве не удовлетворяются базовые потребности в принятии, поддержке ( критика близких, требование хороших оценок и т.д), у ребенка формируется отношение к себе «я плохой, тупой..» и чтобы не чувствовать себя таким, вырабатывает стратегию поведения, которая помогает быть принятым, чувствовать себя не глупым. Например, не делать ошибок, быть идеальным или не начинать новых дел, чтобы не опозориться. Как у Вас было в детстве? Видите ли параллель сл взрослой жизнью? Это меняется в ходе осмысленной работы, терапией.
психолог онлайн
цитата:
Всё просто - 8-10 консультаций психолога, то есть 2-2,5 месяца работы и проблема Ваша решена.
психолог онлайн
Здравствуйте.
Какую тему Вы выбрали, и есть ли ещё возможность поменять её?
Вам сложно было выбирать только тему для диплома, или Вам в принципе сложно делать выбор в жизни?
психолог онлайн
Мария Валериевна Радченко
Здравствуйте, Оксана)
Возможно, проблема в том, что Вы делаете всё ставки на одну работу, как будто это не просто хороший шанс, а единственный шанс, и от него зависит всё ваше будущее. И если Вы себе примерно так видите, то это очень большой груз ответственности, который может парализовать - идеально я не сделаю, а посредственный вариант бессмысленен.
Я думаю, здесь были бы полезны две альтернативные идеи:
- это не единственный шанс. И после диплома у меня будут деловые встречи, выставки или размещения на платформах, где я могу встретиться с потенциальными клиентами и партнёрами
- к относительно любой теме, которую я бы не выбрала, если я приложу много часов, я проявлю свой талант и мои способности будут заметны. Может не на 100%, а, скажем, на 80%, но и этого будет достаточно для того, чтобы быть замеченной