Что такое быть самим собой?
Здравствуйте! Проблема моя заключается в том, что я не могу найти себя. Не знаю, какая я на самом деле. Я заметила, что постоянно пытаюсь найти правильную модель поведения, я наверное, внушаемая, так как воспринимаю поведение окружающих людей как безоговорочно правильное, и стараюсь в самых незначительных жизненных ситуациях сопоставлять себя с окружающими меня людьми. Мне кажется, что все вокруг правильно живут,я же постоянно мучаюсь сомнений по поводу правильности моих поступков, жизненных приоритетов и целей.
И вообще, чувствую себя какой-то неестественной, как-то фальшиво звучит всё что я говорю, хотя мысли у меня чистые, никому ничего плохого не желаю. Мне кажется, что дюди чувствуют эту неестественность и недоверчиво относятся ко мне (хотя может это моя мнительность, я даже думать боюсь, что люди в лицо мне говорят одно, а сами считают в душе, возможно, насмехаются надо мной).
Например, я ходила на собеседование. Меня попросили рассказать о себе и др. Я начинаю говорить, и мне сразу в голову закрадывается мысль, что вот на меня сейчас смотрят и что от того, как я себя сейчас представлю, зависит результат собеседования. Это мысль меня выбивает из колеи, я начинаю чувствовать как нелепо, наигранно звучат все мои слова,голос чужой, и понимаю что мне не верят, хотя я говорю правду. Может это от того, что стараюсь соответствовать ожиданиям собеседника, хотя я не стремлюсь всем понравиться, но всё равно мне небезразлично как ко мне относятся люди, всё-таки боюсь не понравиться.
Могу ли я в моём возрасте изменить себя, потому что эту неуверенность я ещё начала испытывать в начальных классах школы с одноклассниками?
Как мне стать самой собой, понять, что я действительно чувствую и думаю, а не пытаться соответсвовать чужим ожиданиям?
Вопрос от: ; Возраст: 26
консультация психолога
Здравствуй Наталья!
Читая твой вопрос, захотелось убрать из него одну фразу: "Проблема моя заключается в том, что я...". Да, именно так текст бы казался вполне нормальным, текст человека, который задумывается, анализирует и хочет быть немного по уверенней. Тема уверенности - самая щепетильная тема. Во многом преувеличенная по значимости для людей, как по моему. Человек иной раз чувствует себя в окружении людей неуверенно (это нормально) и тут он почему то может подумать, что это он ненормальный, а не окружение... Собеседование - то самое место, где всегда может ощущаться нехватка уверенности, и в то же время уверенность не нужна там. Там есть человек - и это уже много!
"Как мне стать самой собой, понять, что я действительно чувствую и думаю, а не пытаться соответсвовать чужим ожиданиям?"
Пробую ответить. Все то, что ты описала про себя, Наталья - и есть ты! Ты действительно чувствуешь и думаешь то, что чувствуешь и думаешь. Может быть вопрос в том, чтобы меньше реагировать на других? Позволить себе в окружении людей быть тем чувствам, если даже они неприятные? Может быть ты конкретно кем-то хочешь стать?
Пусть пока будет так. Хорошо? Есть тревожность когда общаешься с людьми - это твоя тревожность, отметь это для себя и пусть пока будет так. Можно всегда попробовать по другому, но пока пусть будет так.
Может быть твой вопрос еще про оценку тебя другими людьми? Может быть про похвалу? Может быть про "право существовать" такой, какая ты есть? Не лучше не хуже, а просто такая и спасибо за то, что ты есть!
Всему можно научиться. Что подходит тебе, из моего ответа?
Дополнение от автора
Спасибо за ответ!
Конечно, оценка окружающих и похвала имеют для меня значение.
Как я не стараюсь,не зависить от чужого мнения, но именно оценка окружающих влияет на моё отношение к себе и на мою собственную самооценку. И если оценка негативная, она больно ранит, хотя я пытаюсь себя убедить, что это только чужое мнение, но всё равно не могу избавиться от обиды.
Когда меня критикуют или просто замечание делают, я начинаю думать, что я действительно такой ужасный человек, раз поступила неправильно и верю что плохая я, а не мои поступки.
консультация психолога
Спасибо за дополнение!
Судя по ответу, ты уже проделала большую работу, если хотя бы логически догадываешься, что поступки и человек их совершивший - не одно и то же ("верю что плохая я, а не мои поступки").
Хорошо.
Напиши пожалуйста про родителей, про их оценку твоего поведения, вообще тебя - как они принимают тебя?
Дополнение от автора
Родители хорошие, любящие, но на мой взгляд, слишком обеспокоенные тем, чтобы дети вели себя идеально,особенно на людях.
В детстве особенно не наказывали, хватало одного взгляда, чтобы понять, что что-то не так. Боюсь преувеличить, сказав что воспитание было строгое, но родительское "можно" или "нельзя" не обсуждалось.
Сейчас, конечно, более демократичные отношения, но иногда бывает давление,хоть это и вызывает сначала протест в душе, я в слух его стараюсь не выражать. А так, в целом родители признают самостоятельность, хотя мне и тяжело самой принимать решения, когда всегда всё за меня решали они.
консультация психолога
"...слишком обеспокоенные тем, чтобы дети вели себя идеально,особенно на людях..."
Наталья, как считаешь, похоже, что родительскую "обеспокоенность" ты сейчас продолжаешь ощущать? Как будто бы вместо них и в своих личных отношениях на людях?
"...хватало одного взгляда, чтобы понять, что что-то не так..."
Это похоже на то, как ты продолжаешь ориентироваться на взгляды окружающих, чтобы понять, что все идет так?
"...А так, в целом родители признают самостоятельность..."
Это похоже на право быть самим собой. То право, которое ты хочешь сейчас иметь, "но иногда бывает давление".
Скорей всего, сейчас ты на самом деле пытаешься получить это право!
Жду

психолог онлайн
Наталья,чтобы получить понимание,какая вы,чтобы появилась уверенность в себе и ощущение собственной ценности,не обойтись он-лайн консультацией. Потому что все равно надо проработать родительскую тему. Это предмет очной работы с психологом.
Второй момент: Вы написали,что очень болезненно относитесь к критике. А как обстоит дело с похвалой? Что-то подсказывает мне,что и когда вас хвалят,вы не очень-то верите,в силу того,что мало верите в собственную ценность,собственные принципы и позиции. Повторюсь,очень рекомендовала бы вам очную работу, и групповую терапию в том числе,т.к. большинство ваших пробоем завязано на коммуникации с людьми. Подробнее,если заинтересует,отвечу на личной страничке.
психолог онлайн
здравствуйте, Наталья.
"иногда бывает давление, хоть это и вызывает сначала протест в душе, я в слух его стараюсь не выражать" - это Вы рассказали о том, как подавляете в себе важное умение отстаивать свое мнение, свои границы, свое право на свой опыт и свои ошибки. Вы остаетесь хорошей и послушной девочкой с огромными претензиями к себе.
самой изменить себя и такую ситуацию очень сложно.
соглашусь с Алиной Иосифовной, если Вас интересует ощущение и познание себя - это запрос на продолжительную терапию. если Вы это чувствуете с начальных классов школы - нужно время и много общения с принимающим и понимающим человеком, что бы проявились, осознались и пережились все страхи и сомнения, укрепилось доверие к себе, усилилось ощущение собственной значимости.
Если этими вопросами Вы задались недавно – есть смысл начать с тренингов, групп общения, почитать книги... Но лучше терапия – индивидуальная или групповая.
психолог онлайн
Наталья!
Ваша тема - очень глубокая и проблему не решить одним ответом на сайте. Поэтому ищите групповые психотерапевтические занятия. Там можно многое понять о себе, пробовать новые формы поведения, осознать свои чувства, когда вы соприкасаетесь с внешним миром и понять мир внутри себя, обрести внутреннюю уверенность. Рекомендую гештальт-терапию.
Дополнение от автора
Так как все мои переживания живут во мне давно и достаточно глубоко, я понимаю, что очная консультация будет эффективнее!
Алексей! Да, действительно на свои поступки и слова я жду сама того не желая одобрения окружающих. Не могу себя заставить равнодушно относиться к недовольным вглядам или, например, к ироничной усмешке, даже если просто хотят зацепить.Или настроение у кого-то плохое, нагрубят, а я уже думаю, что я что-то не так, наверное, сказала.
Спасибо всем за рекомендации и понимание, знаю что надо долго над собой работать, я раньше думала что само пройдёт, с возрастом,а всё только усугубилось.
психолог онлайн
Надо работать над собой - фраза успокаивающая и пустая. Сразу хочется спросить, как Вы собираетесь это делать? Есть ли у Вас план? Нашли ли Вы себе терапевта? Какие тренинги или группы собираетесь пройти? Какие упражнения Вы будете выполнять? Это вопросы для рефлексии.
А у меня к Вам, Наташа, вопрос: какая Вы в семье по счету и были ли у мамы потерянные или абортированные дети?