Нет ресурсов
Добрый день! В последнее время я почти всегда чувствую себя усталой и ничего не хочется. И даже если сплю много, то ощущение что все равно не выспалась. Почти все мои мысли исключительно про войну и единственное желание, чтобы она поскорее закончилась и вернулась мирная жизнь. Но я реалист и прекрасно понимаю, что война может затянуться ещё очень надолго и от этой мысли ощущение безнадеги. Я переселенка, ВПО, мой родной город бомбят каждый день. В городе, где я живу, большую часть времени относительно спокойно, но пару недель назад прилетело и сюда и погибло много людей 😭 После этой трагедии у меня исчезло ощущение безопасности и теперь каждую тревогу очень сильно беспокоюсь и думаю о том, что может снова прилететь. Недавно ездила в родной город за вещами и заделывали выбитые окна, очень грустно, что не могу жить дома, что в месте, которое я так сильно любила теперь летает ракеты и артиллерия( Ещё в Мае и Июне мне казалось, что как-то привыкла к новой реальности, полюбила новый город, у меня была работа, учеба, хобби, волонтерство. Это все и до сих пор есть, но без ресурса, просто потому что " так надо". И, как мне кажется, это произошло после удара по ТРЦ в Кременчуге, а потом по Виннице, где я сейчас живу. Остался только страх и ощущение опасности. Но за границу поехать не могу, так как для меня важнее быть рядом с любимым человеком. Подскажите пожалуйста, как смириться с тем, что война это надолго и найти в себе силы и ресурсы жить. Заранее спасибо.
Питання від: ; Вік: 29
Ви можете звернутися до психолога безкоштовно з приводу війни.

психолог онлайн
Марта Надточій
Наталия Павловна Венглинская
Сочувствую, что в городе, где вы сейчас, уже погибли люди. Это дополнительно усиливает страх, тревогу и ощущение небезопасности.
Ваше состояние естественное для нынешней ситуации. Важно понимать это, принимать и не ругать себя за то, что нет ресурса что-то делать.
Старайтесь радовать себя какими-то мелочами приятными, которые доступны вам. Хвалите себя даже за самые элементарные вещи, ведь сейчас и правда нужно огромное количество сил, чтобы даже обычную рутину выполнять.
Ограничьте время чтения новостей, обсуждения темы войны. Пусть это будет какое-то конкретное время, например, полчаса в обед. Если получится, можете вообще их не читать. Главное не находится в этом чтении целый день, хватаясь за телефон с самого пробуждения. Начинайте утром с чего-то приятного, спокойного.
Возможно отписаться их соц.сетей от тех, кто активно пишет и постит страшные фото. Это тоже дополнительно травмирует.
Подумайте про то, как бы вы могли отвлечься - может съездить куда-то на несколько дней, где можно отдохнуть. Война не повод лишать себя радостей и удовольствий.
Подумайте о том, как позаботиться о вашем теле - спорт (любой, какой вам по душе), прогулки.
Рассматривали ли вы с любимым человеком вариант уехать в какое-то более безопасное место? И вместе, и спокойнее будет. На Западной Украине все же и правда спокойнее.
психолог онлайн
Iri, приветствую вас!
Вы всё правильно пишете в своём вопросе. Мне импонирует ваш трезвый взгляд на состояние вещей.
Давайте поговорим о вашем состоянии и где взять ресурсы.
цитата:
В последнее время я почти всегда чувствую себя усталой и ничего не хочется
- это симптоматика эмоционального выгорания. Причин может быть несколько. Ну вот хотя бы это:
цитата:
все мои мысли исключительно про войну и единственное желание, чтобы она поскорее закончилась и вернулась мирная жизнь
и вот это:
цитата:
мой родной город бомбят каждый день.
, а так же вот это:
цитата:
В городе, где я живу, большую часть времени относительно спокойно, но пару недель назад прилетело и сюда и погибло много людей
Так же на утоньшение ресурсов работает вот такой механизм:
цитата:
у меня была работа, учеба, хобби, волонтерство. Это все и до сих пор есть, но без ресурса, просто потому что " так надо"
- вы на подъёме адреналина своей активностью хотели залатать эмоциональные "дыры" - активность вложена, а эффекта нет. Вы сами себя обессилили, обесточили и начали работать по инерции - "так надо", а не из ощущения необходимости и полезности вашей активности.
Вы описываете своё теперешнее состояние:
цитата:
Остался только страх и ощущение опасности
цитата:
теперь каждую тревогу очень сильно беспокоюсь и думаю о том, что может снова прилететь
- в ситуации стресса наши инстинктивные реакции: бей, беги, замри. Какую стратегию используете вы? По вашим словам, скорее, "замри" - самая бесплодная стратегия: изматывает наши психические силы и никак не решает ситуацию, в которой мы оказались.
Как минимум, есть подсказка: - ещё два неиспользованных механизма: беги и бей. Стратегию "беги" вы не можете использовать в полную меру (надеюсь, ваш любимый человек рядом с вами). Значит, остаётся "бей" в варианте разрешения вашей жизненной ситуации (не буквально ввязываться в драку в поиске выхода, но необходимо предпринимать некие активные действия, чтобы помочь себе, - буквально: много физической активности).
Теперь о том, где взять ресурсы:
- вас не очень устраивает ситуация, в которой вы оказались. Следовательно, те действия, которые вы предпринимали, видимо, не очень эффективные.
Чтобы получить иной результат, стоит поступать иначе. Например, обратите внимание на такие источники внутренних ресурсов:
- Есть ли в Вашей жизни традиции, ритуалы, которых Вы любите придерживаться?
- Вам нравится чувствовать принадлежность к какой-то компании, как будто это «большая семья» или «стая»?
- Для Вас важно иметь возможность делиться мыслями и тревогами с теми, кто рядом?
- Что для Вас в жизни значит взаимная помощь и поддержка?
- Как Вы считаете, насколько важно делить обязанности в семье?
- Вам нравится быть лидером, вести за собой других?
- Вам нравится помогать тем, кто оказался в более трудном положении, чем Вы сами?
- Вам нравится создавать что-то новое? Насколько Вы новатор?
- Импровизация – Ваша стихия?
- В своей жизни как часто Вы тренируете себя, самодисциплинируете?
- Вам важно иметь реалистический сценарий будущего?
- Как Вы чередуете свою активность и периоды отдыха?
- Вы можете увлечься работой, несмотря на физический дискомфорт (голод, холод, сырость)?
- Какие виды отдыха Вам больше нравятся?
- Пользуетесь ли Вы техниками релаксации?
Каждый подобный пункт - это один из возможных источников ресурсов.
По вашему вопросу я так поняла, что вы рациональный человек, можете анализировать ситуацию и принимать решения по поводу её изменения. Чего не хватает в вашем запросе, так это доверия своей эмоциональной сфере и сфере мотивации к деятельности.
Поэтому, во-первых, ваша наипервейшая задача - позаботиться о собственной безопасности (крепкий дом, наличие бомбоубежища рядом, собранный тревожный чемоданчик и т.п.).
Во-вторых, если вы делаете нечто, что "так надо", то кому, собственно говоря, это надо. Ваши эмоции вам сигнализируют - это нужно не ВАМ. А что нужно вам лично?
Войну пережить нам помогают не вечные стенания по поводу утрат и болезненных моментов. В вашей теперешней жизни вы обязаны (себе обязаны, понимаете?) найти те моменты, которые вас РАДУЮТ. Буквально радуют, а не вынимают из вас все силы, которые ещё остались.
Поэтому, например, не скрольте новости с передовой 24/7. Отведите себе на это какое-то время в течение дня (не сразу после просыпа, часа два в день выделяйте на это в первую половину дня. Никогда перед сном). Всё остальное время в течение дня вы не позволяете себе горевать о трагических новостях: "Я сегодня уже два часа потратила. Следующий сеанс горевания будет завтра". Вы же можете себе так сказать? Правда?
психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
(ответ весь не влез, сорри. Поэтому я продолжу :-)
психолог онлайн
Мария Валериевна Радченко
Добрый день!
цитата:
Остался только страх и ощущение опасности. Но за границу поехать не могу, так как для меня важнее быть рядом с любимым человеком. Подскажите пожалуйста, как смириться с тем, что война это надолго и найти в себе силы и ресурсы жить. Заранее спасибо.
К сожалению, мы все оказались сейчас в другой реальности и очень важно сейчас выжить, чтобы вернуться к мирной жизни. Пока никто не знает, как долго будет война. Вы пишите, что думаете о переезде, но присутствие близкого человека не дает Вам возможности сделать это. Вы говорите, что нашли утешение в работе и это тоже важно, постарайтесь найти что-то ценное в этой ситуации, хотя это может быть и сложно сделать
психолог онлайн
В нашей ситуации, то есть когда идет война очень важно принять этот факт. Я бы Вам посоветовала послушать практикум коллеги Романа Мельниченко. Даю ссылку в ютюб. Это не спам. Он мне самой очень помог. https://www.youtube.com/watch?v=fgClkODn4vM
психолог онлайн
Скажите, о каком близком и родном человеке идет для Вас речь? Какие у Вас с ним отношения? Поддерживаете ли Вы друг друга? Если Вы переедите в более безопасное место для себя, то сможете ли Вы поддерживать общение
Доповнення від автора
Всем спасибо за ответы! Ольга Владимировна, я имею ввиду мужа, так как мужчин не пускают заграницу. Мы очень близки с ним и для меня важнее быть вместе, чем даже в абсолютной безопасности, но одной
психолог онлайн
Очень важно, что Ваш близкий человек рядом и с Вами все в порядке . Бывает так, что помогая другим, это помогает нам с чем-то справляться
психолог онлайн
Мария Валериевна Радченко
Наталия Павловна Венглинская
Добрый день, Вы знаете, подобное состояние, которое вы описываете, присуще многим, возможно каждому из нас, в определённый момент времени.
Мы не безграничны в своих ресурсах.
Как вы пополняете ваши ресурсы? Как поддерживает ваш муж вас?
Мы перегружены чувствами, показательной гибелью невинных людей,наших людей.
Возможно вам стоит попробовать работать индивидуально с психотерапевтом. Это очень хорошая дополнительная опора. Всегда. А в войну, наверное даже необходимость.
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Наталия Павловна Венглинская
Здравствуйте, Iri!
цитата:
Подскажите пожалуйста, как смириться с тем, что война это надолго и найти в себе силы и ресурсы жить.
Я хочу уточнить, что отбирает силы и энергию жить - неспособность смириться или неспособность принять? Думаю, это разные по содержанию и качеству процессу, дающие, соответственно, и разные последствия. Во многом похожие, но не тождественные.
В этой связи, считаю, было бы уместно и полезно проникнуть в Ваши внутренние механизмы сопротивления принятию. Ведь что-то формирует это сопротивление - какие-то ощущения собственной силы/слабости, выдержки/нетерпения, запаса прочности/неверия и т.д.
Заодно это поможет узнать, на что расходуются Ваши ресурсы.
Поэтому логичной потом окажется задача - перекрыть утечку ресурсов и после повернуться лицом к способам пополнения ими.
Обычно ресурсы пополняются двумя путями - снизу и сверху. Первый через тело, заботу о нем, вплоть до механических ритуальных действий. Второй через открытие новых смыслов и переосмысление себя в изменившихся условиях.
психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
Наталия Павловна Венглинская
Здравствуйте, Iri!
Вполне очевидно, что Вы сталкиваетесь с последствиями ПТСР и, разумеется, самым действенным было бы обратиться лично к психологу, работающему с этим.
Но, если сейчас нет желания, готовности или возможности это сделать, то попробуйте для начала 1)минимизировать получаемые негативные импульсы извне, а также, наоборот, 2)оптимизировать и максимизировать свои внутренние и внешние ресурсы.
Что я имею в виду?
Минимизировать информацию извне о войне - хотя бы какое-то время не смотреть телевизор, не читать новости в интернете, не смотреть никакие страшные военные ролики и ни с кем не разговаривать на тему о войне. Сделать такой себе тайм-аут, перезагрузку. И в это время читать любимые книги и смотреть любимые фильмы. И все. Через какое-то время можно себе позволить какие-то новости - но ОЧЕНЬ дозировано, минимально.
И на время оставить волонтерство. На время восстановления, пусть ненадолго, но оставить. Потому что оно 100% забирает много душевных сил, которых Вам и на себя-то не очень хватает.
Что же касается увеличения ресурсов, то это максимально проведенное на природе время (парк, река, озеро, пруд) - благо в Виннице все это есть, красивый город, я в нем бывал. Плюс занятие творчеством и своими хобби. Если есть тяга к духовности, то и вера в Бога и благое Божье провидение тоже помогает - успокаивает и придает смыслы всему происходящему.
цитата:
как смириться с тем, что война это надолго и найти в себе силы и ресурсы жить.
Я заменил бы слово "смириться" на слово "принять" - а это кардинально разные по смыслу слова. В первом незримо присутствует насилие и подчинение этому насилию, а во втором - добровольность и мудрое осознание.