Дочь говорит о смерти
Здравствуйте, уважением психологи.
Моей дочери 4,5 года и вот уже как несколько месяцев она говорит о смерти.
Ничего особенного у нас не произошло (мы не в Украине сейчас, поэтому война точно ни при чём). Просто она начала спрашивать что будет когда она или я умру. Плачет, что когда умрет, то её не будет. Я сказала, что она просто попадет в другое место и теперь она постоянно спрашивает за это место, как там и всё такое. Мы семья атеистов и про рай и бога рассказы это прям мимо. Я сказала, что не знаю что там, никто не знает. Сказала как есть, что когда человек умирает, то его либо кладут в гроб и зарывают в землю либо зжигают и тогда пепел либо закапывают либо развеивают. Так она опять в слёзы, что не хочет в землю. Я объясняю, что она не скоро умрет и ей нечего бояться, но она опять и опять начинает эти разговоры.
По правде, меня очень пугают эти разговоры, я сама до одури боюсь об этом думать (не умереть боюсь, а что дочь может умереть или я умру, а ей без меня будет плохо). Когда она опять заводит эти темы меня всю аж тресет. Но я спокойно отвечаю на все вопросы, не злюсь и не запрещаю об этом говорить, хотя ненавижу когда она снова к этому возвращается. Что говорить, как реагировать? Почему такой маленький ребенок постоянно об этом говорит?
Питання від: ; Вік: 30

психолог онлайн
Алла Володимирівна Романенко
Здравствуйте!
Для возраста дочери нормально задавать вопросы о том, как устроен мир, в том числе и о смерти. Война могла косвенно повлиять тоже, потому что дети чувствуют, что происходит, даже если лично не сталкиваются и им подробно о чём-то не рассказывают, считывая настроение своих родителей.
Вы правильно делаете, что не табуируете тему смерти в разговорах с дочерью и спокойно ей отвечаете. Можно также акцентировать внимание на том, что бояться умереть - нормально, и Вы этого боитесь тоже. Так дочка почувствует, что не одна в своём страхе, а это успокаивает больше, чем когда пытаются убедить, что умирать не страшно или что это будет не скоро. Это не значит, что нужно сесть на пол и плакать вместе с ней, но честность с собой и с ребёнком приветствуется.
Плюс, если для Вас самой тема смерти тяжёлая, и есть страхи, связанные с возможной утратой близких или утратой близкими Вас, Вы можете попробовать проработать это с психологом или психотерапевтом. Тогда дочь почувствует, что Вы эмоционально стабильны, и сама будет меньше нервничать. Или обратиться вместе с дочкой к семейному психотерапевту, чтобы он(а) консультировал(а) Вас обеих.
Жизнь может пугать внезапными переменами и тем, что смерть может наступить в любой момент. Но главная задача жизни - это провести её с собой и своими близкими настолько осмысленно (в таком виде, в каком Вы это представляете), и настолько наполнено эмоциями, которые Вас вдохновляют и поддерживают, чтобы умирать было не так страшно, потому что жизнь была прожита не зря.
психолог онлайн
Володимир Анатолійович Тарасенко
Тася, ребенок говорит на эту тему, потому что ему интересно. Ребенок постоянно об этом думает и ищет ответы. Мысли о смерти у ребенка могут быть из-за горя, которое случилось с кем-то из близких, из-за просмотренного фильма или мультика, сказки, в которой погибает персонаж.
Вопросами о смерти ребенок начинает интересоваться в возрасте примерно с 4 лет. Он пытается , осознать, принять непростую информацию о том, что жизнь не бесконечна.
Вы сами боитесь этой темы, потому что, скорее всего, очень тревожная, и это Вам передалось от родителей, а им от своих родителей. И здесь нужна помощь психолога. чтобы поработать с генетической тревожностью. которую Вы передаете своему ребенку.
Говорить с ребенком на тему смерти нелегко. Поэтому важно обеспечить ребенку поддержку. Лучше посадить его на колени, обнять, дать понять, что Вы рядом с ним, что вместе вы справитесь с любой болью.
Уверенно говорите: «Да, все умирают. Но до этого мы все растем, учимся, работаем, заводим свои семьи, у нас появляются свои дети. Мы проживаем долгую и интересную жизнь. А потом мы становимся старенькими и умираем».
Следующий любимый детьми вопрос — «от чего люди умирают?». Можете ответить: «От старости, от тяжелой болезни, от несчастных случаев. Но болезни, от которых люди умирают, бывают редко. В основном люди выздоравливают и продолжают жить до старости. Несчастные случаи тоже бывают редко. Чаще всего люди благополучно возвращаются домой».
Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии. Тут можно рассказать несколько вариантов, пусть выберет сам, во что ему верить. Только не нужно слишком пугающих картин.
Лучший вариант — поделиться воспоминаниями людей, которые пережили клиническую смерть. Обычно они носят позитивный характер.
Можете сказать. что люди, которым удалось на минуту заглянуть в загробный мир, говорят, что там очень хорошо, красиво и спокойно. Там поют птицы, журчат ручейки, ярко светит солнце. Но на земле мы можем расти и развиваться, взрослеть, учиться, чувствовать печаль и радость.
Відредаговано автором 25-05-2024 01:50:35
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 366231 для Марія Радченко
Спасибо за ответ.
Я наоборот думала, что нельзя показывать дочери свой страх, чтобы не напугать её ещё больше. Пыталась ответить максимально спокойно и непринуждённо.
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 366234 для Ирина Константиновна
Спасибо за ответ.
Да я ей в принципе так и объясняю, но появляются некоторые нюансы: если я рассматриваю, что там хорошо, что-то новое и приятное, она как будто желает туда попасть и начинаются разговоры о том, что вот она умрет и ... Она так воодушевлена, а у меня дрож по коже (
Когда говорю, что точно никто не знает что там и что только душа попадает в новый мир, а тело уже хоронят/кремируют здесь, то у нее истерика: я не хочу в землю и я не хочу сгореть.
Из крайности в крайность, уже не знаю какой вариант ей придумать, что бы она не так сильно расстраивалась, но и не стремилась умереть.
Про причины смерти я ей так и сказала, что либо старость, либо болезнь, либо несчастный случай. И если второй и третий вариант как то прошли мимо нее, то первый впечатлил и она постоянно "хоронит" всех 50+. Я объясняю, что это ещё не та старость от которой умирают, а она говорит, но скоро же они постареют ещё и умрут.
Плачет, что будет делать, когда я стану старой и умру. Я говорю, что у тебя будет семья: дети и внуки, а она говорит, что всё равно хочет маму.
психолог онлайн
Доброго ранку Тася!
Як на мене, дитина такі питання стала задавати, як це не дивно, але саме через те, що у Вас сім'я атеїстів. І, насправді, відповіді на питання більше потрібні Вам, а не дитині. Бо діти та батьки - це одне ціле. І все, що відбувається з батьками напряму торкається і самої дитини. Власне, тому Ви і не можете пояснити нічого таким чином, щоб дитина заспокоїлася. Адже, у Вас немає знань з цього питання, а діти інтуїтивно відчувають фальш і це, в тому числі, їх дуже сильно лякає.
Якщо дійсно хочете пояснити дитині і самі в усьому розібратися, я Вам раджу поцікавитися Ведичними знаннями, які не мають ніякого відношення до релігії. Власне, як на мене, більшість людей і стали атеїстами, бо замість віри поколіннями нав'язувалися релігійні догмати та примітивні трактування знань про існування Всесвіту.
Як тільки Ви самі почнете цікавитися цими знаннями і розберетеся для себе, дитина заспокоїться. Адже, якщо ми можемо себе обдурити і вмовити, бо вже маємо якісь соціальні внутрішні опори, дитина потребує глибинного відчуття, що вона, як душа вічна. Інакше, який сенс життя, якщо потім нічого немає? І для чого тоді докладати зусилля і розвиватися? Все одно за одне життя нічого не встигнемо тотально зробити і змінити...
психолог онлайн
Ирина Константиновна Зубиашвили
Доброе утро, Тася!
цитата:
По правде, меня очень пугают эти разговоры, я сама до одури боюсь об этом думать (не умереть боюсь, а что дочь может умереть или я умру, а ей без меня будет плохо).
Помогая дочери, начните с себя(!)
Выше Вы буквально сформулировали запрос на работу с психологом. Проработать собственные страхи чрезвычайно важно и актуально для Вас, поскольку эти страхи скрыть невозможно, хоть Вам может казаться обратное. Они невольно прорываются наружу в мимике, интонации, способах реагирования и общения с дочерью (говорить о кремации 4-х летнему ребенку!).
И не только. Главное, чем наполнена Ваша жизнь. Сколько в ней радости, интереса, удовлетворения, смысла...
Именно на фоне происходящего у ребенка возникают вопросы о смерти (конечности жизни) и фиксация на этой теме. В этом возрасте ребенку не нужно давать подробности и проводить детализацию, но Вы это делаете. Это же Ваш способ не только дочери помочь, но, опосредованно, и себе самой.
Припомните, как Вы узнали о смерти? Когда впервые эти мысли появились? Что в этой связи говорили Ваши родители? Как они себя вели?
В раннем детском возрасте мир ребенка наполнен в большей степени образами, познанием мира эмоций и основных сюжетных линий бытия. Для этого хорошо подходят сказки, литература для детей, истории умных мультиков и фильмов для соответсвующего возраста, рассказы о жизни животных и растений...
Это целый океан прекрасных возможностей, который помогает сформировать оптимистическое мирооощущение.
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 366242 для Алла Григорівна
Дякую за відповідь.
Насправді, незважаючи на те, що ми сім'я атеїстів (дитина в нас не крещена), я нормально відношуся до всіх віросповідань і людей які вірять в бога. Я не те щоб проти віри, просто от я знаю що цього немає, наче якісь казочки для дорослих, але і добре, що дехто в це вірить, бо дорослим теж інколи треба казка. Тобто я хочу донести, що ми в сім'ї взагалі не піднімаємо теми, типу : бога немає, віра це погано. Коли моя донечка стане дорослішої (років 14+), якщо вона захоче прийняти будь яку з вір, то я підтримаю її і допоможу в цьому, я ж не нав'язую їй свою думку. І ми зараз живемо в країні де люди католики і багато в садочках і школах присвячують цьому уваги. На Різдвяному святі у моєї доньки роль Діви Марії і я повністю їй допомогла з цією роллю (костюм, сценарій, розуміння хто є хто). Від садочку вони раз на 3 місяці ходять в церкву і я ніколи не була проти.
Стосовно мене, то я просто дуже прагматична людина, за освітою лікар і тому вірю в наукову теорію виникнення життя а не релігійну.
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 366246 для Володимир Анатолійович
Спасибо за ответ.
Я думала, что это нормально бояться смерти близких людей (я боюсь именно потери близких или причинить им боль своей смертью), разве кто-то может нормально к этому относиться. Я не думаю о смерти постоянно в страхе, просто разговоры дочери о том, как и когда она умрет меня пугают, потому что мне очень не хочется думать об этом.
Я не пугаю её ненужными деталями, просто пытаюсь быть честной и отвечать на вопросы, которые она задаёт. Я так отношусь ко всем её вопросам, не только об смерти: Про организм человека, про то от куда берутся дети и т.д. Я думала это т есть правильно говорить как есть, а не про аистов и что после смерти ты полетиш на тучку.
психолог онлайн
цитата:
Я думала это т есть правильно говорить как есть, а не про аистов и что после смерти ты полетиш на тучку.
Я понял Вашу позицию.
Мне кажется, Вы не учитываете главного - у каждого возраста есть свои ограничения на восприятие информации. То, что может переварить 10-летний ребенок, не в состоянии переварить 4-летний.
Не станете же Вы рассказывать сейчас дочери о сексе и всем, что с ним связано!
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 366249 для Володимир Анатолійович
Да, я понимаю, конечно, поэтому я и оказалась в замешательстве, потому что я не знаю как объяснить про смерть ребенку 4х лет, 12 ти летнему я бы уже без проблем объяснила.
Касательно темы секса, я просто купила детскую книгу "Малечі про інтимні речі" под её возраст, а позже куплю книгу для детей постарше и мы вместе это читаем и разбираем.
Так же с анатомией человека.
Где купить книгу о смерти?)
психолог онлайн
Володимир Анатолійович Тарасенко
Алла Володимирівна Романенко
цитата:
Спасибо за ответ.
Не обязательно показывать весь спектр своей тревожности ребёнку, но признать, что Вы тоже боитесь - можно. Потому что большинство людей боятся умереть, это естественно. Можно так и объяснить, что мы все в какой-то степени боимся смерти, потому что неизвестность пугает, и потому что в норме живые люди хотят жить. Что действительно, никто не знает, когда умрёт, но сейчас Вы с дочерью живы, а значит сделаете всё возможное, чтобы она была в безопасности здесь и сейчас.
Насчёт ответов девочки про то, что она не хочет в землю. В 4 года у детей ещё не до конца сформировано представление о смерти, потому что мир фантазий и реальный мир, живое и мёртвое не до конца разделено в детском восприятии. Поэтому когда она говорит, что не хочет в землю или гореть, то думает не о том, что это будет с уже умершим телом, а о том, что это будет с ней живой. Конечно, практически никто не хочет этого с собой в живом состоянии, так что тут остаётся только подождать чуть более старшего возраста (лет 6-8), для более подробных объяснений.
По поводу того, что она радуется, что умёт и попадёт в лучшее место, это тоже детское фантазирование, типичное для возраста дочери. Тут ничего патологического нет, нужно разбираться скорее с Вашей тревожностью индивидуально с психологом, почему Вас все эти мысли пугают.
Відредаговано автором 25-05-2024 11:50:16
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 366258 для Марія Радченко
Большое спасибо за ответ)
психолог онлайн
Тася, Вы получили много рекомендаций, но хотела бы еще дополнить, что ребенка нужно отвлекать от мрачных мыслей. Можно его любимой едой или десертом, читать добрую сказку.
У Вашего ребенка явно наблюдается навязчивое состояние.
То, что в обыденном языке называется навязчивыми состояниями, психологи называют обсессивно- компульсивным расстройством (ОКР). Это расстройство характеризуется навязчивостями.. Навязчивости- это мысли, образы, переживания, которые постоянно возникают помимо воли человека и вызывают у него тревогу и страх, пониженное настроение.
Это бывает не только у взрослых, но и у детей. Обратитесь к детскому психологу, а лучше к клиническому психологу..