Не знаю что делать со стеснительностью
Где-то в 10 лет я начала бояться контактировать с людьми. Постоянно сидела дома, в школе дружила только с одной девочкой. В 13 лет мне казалось, что я была социофобкой. Плакала из-за того, что мне приходилось контактировать с людьми, было очень стыдно что я заикалась или неправильно сказала слово, думала, что они меня высмеют и так далее. Сейчас, в 15 лет, стало немного легче. Могу нормально сходить в магазин и купить что-то, только долго на кассе не задерживаюсь, ощущение, что если буду на кассе дольше 3 минут, меня возненавидет все очередь. Если есть каса самообслуживания, то иду туда, а если нет, то придумываю план в голове что и как сказать. Из-за того, что мне страшно говорить с людьми (особенно с подростками), у меня нет друзей. Целые дни сижу дома, за компьютером. Только в интернете ощущаю себя в безопасносте, пока не видят моей внешности мне спокойнее. Всегда кажется, что если увидят мою внешность то разочаруются. Хоть мне и делают комплименты насчет моей внешности, но мне кажется, что это из жалости. Поэтому редко выхожу на улицу, а если и выхожу, то наношу кучу косметики. Очень хочется друзей, но мне страшно общаться с людьми в реальности. Кажется, что даже когда выросту буду без друзей и второй половинки.
Питання від: ; Вік: 15

психолог онлайн
Кира, добрый день. Вы очень хорошо описали свои переживания, и они точно не берутся ниоткуда. То, что вы испытываете страх перед общением и избегаете контактов, - это сигнал о чем-то важном, что произошло или постепенно формировалось в вашей жизни. Вы пишите что в возрасте 10 лет начали бояться контактировать с людьми.
цитата:
Где-то в 10 лет я начала бояться контактировать с людьми.
Это случилось внезапно или постепенно? Были ли ситуации, когда вы чувствовали себя униженной, высмеянной или не принятой?
Важно понимать, что такие чувства не означают, что вы всегда будете одинокой или что с вами что-то не так. Иногда наши страхи заставляют нас избегать ситуаций, где мы могли бы почувствовать себя в опасности или отвергнутыми. Важно понять, какие именно мысли или ситуации вызывают у вас наибольший страх: возможно, кто-то когда-то говорил вам неприятные вещи? Или у Вас есть опыт общения, который оставил чувство стыда или неуверенности?
Кроме того, Вы пишете, что комплименты в Ваш адрес кажутся Вам жалостью.
цитата:
мне кажется, что это из жалости
Это наталкивает на мысль о том, что внутри у вас сформировалось критическое отношение к себе, и возможно, в вашем окружении были люди, которые подкрепляли у вас такие мысли. Вы не обязаны сразу менять свое восприятие, но можно попробовать заметить: есть ли кто-то, рядом с кем Вы чувствуете себя спокойно и безопасно? Как Вы относитесь к своим родителям, какие у вас с ними отношениния – чувствовали ли Вы с их стороны поддержку или, наоборот, критичность?
То что вы сейчас переживаете, может быть очень болезненным ощущением, но это не значит, что так будет всегда. Социальные страхи можно менять, когда вы начинаете лучше понимать, что их питает. А еще - они не определяют вас как личность.
Доповнення від автора
Сама не помню почему стала бояться контактировать с людьми. Наверное началось это все внезапно. Раньше, меня воспитывала бабушка, так как мама всегда на работе была, а папы у меня нет. Поэтому когда я говорила свое мнение бабушки она всячески его отрицала или высмеивала меня, но это было еще давно, где-то в возрасте 7-8 лет.
Были несколько общений, где меня выствляли "посмещищем", хотя даже не помню почему и зачем.
Чувствую себя в безопасности рядом со своей подругой, но мы в разных колледжах и очень редко видимся. Только иногда бывает страх, что она увидит мои шрамы от селфхарма и высмеет меня.
С мамой не знаю.. вроде бы спокойно, только не чувствую себя в безопасности рядом с ней. Она столько моих секретов рассказала, что я боюсь сказать лишнего слова, чтобы она не рассказала кому либо.
С мамой у меня сейчас нормальные отношения. Только ощущение, что она выставляет себя жертвой в каждой соре. Говорит, что я довожу ее до слез и что у меня нет совести. Когда я извинялась, она либо меня игнорировала, либо говорила "ты хоть поняла за что извиняешься?" Хотя это было раньше, сейчас я пытаюсь игнорировать ее слезы в сорах. Хотя когда у меня случилась истерика, она просто вышла покурить и через минут 5 зашла обратно, и когда я начала задыхаться из-за слез, тогда мама начала что-то делать.
Настоящую поддержку от нее никогда не слышала. Говорила, что мои комплексы у меня в голове и что я это надумала. Только обнимала.
психолог онлайн
Алла Григорівна Веленко
Спасибо, за ваш ответ.
Вы пишете, что сами не понимаете, откуда взялся страх контактировать с людьми, но при этом перечисляете много сложных и болезненных событий в своей жизни:
- Отрицание и высмеивание вас бабушкой.
- Ситуации, где вас выставляли "посмешищем".
- Игнорирующая и неподдерживающая мама.
То, что вы описываете, – это не просто стеснительность. Когда ребенок сталкивается с таким отношением, оно неизбежно оставляет след в восприятии себя и окружающих. Слова, которые вы слышали, реакции, которые видели, могли закрепиться как некие установки – о том, что ваше мнение не имеет веса, что вас могут осудить, что вы не в безопасности рядом с другими. Но это не означает, что те, кто так поступали, были правы, или что всему этому нужно продолжать верить.
Справляться с подобными страхами и убеждениями самостоятельно может быть непросто, но возможно. Важно разбирать эти страхи, анализировать их, задавать себе вопросы:
- Почему я так думаю?
- Чего я на самом деле боюсь?
- Действительно ли это про меня?
- Что самое ужасное может произойти в этой ситуации?
- На чем основаны эти страхи – на реальном опыте или на том, что мне внушали?
- Как я могу помочь себе с этим справиться?
С подобным опытом и страхами очень важно уметь стабилизировать себя, ведь наш мозг может рисовать этот мир очень страшным и в этом. Пользуйтесь разными техниками заземления, дыхания и вообще любыми занятиями, которые приносят радость и удовольствие. Можете ли вы выделить что-то сейчас? Может это прогулка, или прослушивание музыки, где вам спокойно?
Еще хотела уточнить. Вы упомянули про шрамы от селфхарма. Что стало причиной того, что вы наносили себе повреждения? Продолжается ли это сейчас? Это важный момент, и если вам сложно говорить об этом с кем-то из близких, возможно, стоит подумать о том, с кем вам было бы безопасно поделиться этим.
Вы также пишете, что боитесь, что подруга увидит ваши шрамы и высмеет вас. Но почему вы думаете, что она отреагирует именно так? Она когда-то давала вам повод сомневаться в ее поддержке? Иногда страх осуждения идет не от реального опыта с человеком, а от того, что в прошлом мы уже сталкивались с отвержением. Но все ли люди действительно реагируют так же?
Вы рассказали о многом, и все эти события в вашей жизни наверняка вызвали у вас много разных чувств — возможно, обиду, страх, одиночество, боль. Когда чувства долго остаются внутри, без возможности быть услышанными и принятыми, они могут становиться все тяжелее, словно усиливая ваши страхи. Именно поэтому так важно, чтобы рядом был человек, с которым можно делиться этим опытом, не опасаясь осуждения или обесценивания.
Это может быть психолог или просто надежный, чуткий друг. Кто-то, кто сможет принять вас, услышать и не отрицать ваш опыт, страхи и чувства. Ведь когда мы встречаем такое принятие, это может быть очень "исцеляющим".
Доповнення від автора
Музыка иногда помогает. Поэтому часто хожу в наушниках, чтобы не так бояться.
Насчет селфхарма. Занималась этим, потому что не принимала эмоции. Особенно злость и слезы. Но перестала так же резко, как и начала. Все равно мысли про самоповрождение наполняют голову, но я пытаюсь игнорировать это.
Не знаю почему страшно, что подруга увидит шрамы. Она меня часто поддерживала, ничего плохого мне не делала. Но из-за того, что в интернете я рассказывала некоторым чем я занимаюсь, то иногда получала в "надо было вдоль". Хоть было и редко, но все равно боюсь, что она как-то отрицательно отреагирует.
психолог онлайн
Хорошо, что вы нашли способ немного снижать тревогу – музыка действительно может создавать ощущение защищенности.
А еще очень важно то, что вы смогли определить причину которая запускала селфхарм. Иногда, когда нам не показывают, как можно безопасно проживать и выражать сильные чувства, кажется, что единственный выход – подавлять их или направлять против себя. Но все эмоции – даже злость – естественны. Им важно находить выход, и хорошо, что вы сейчас пытаетесь справляться с этим по-другому.
Мне жаль, что вам пришлось столкнуться такой жуткой реакцией в интернете на ваше самораскрытие. К сожалению, не все люди понимают серьезность некоторых вещей и как стоит реагировать. И это обьясняет, почему у вас появилось беспокойство о том, как подруга может отреагировать. Но важно задать себе вопрос: подруга действительно может осудить вас, или этот страх идёт от предыдущего опыта с другими людьми? У каждого есть свои ранние травмы, которые заставляют ожидать худшего, даже если человек рядом с нами уже доказал свою поддержку. Вы можете попробовать задать себе вопрос: «На что больше похоже поведение подруги – на то, что я видела раньше, или на что-то другое?