Гиперактивный ребенок
Мой сын с раннего детства гиперактивный. Об этом нам говорили воспитатели психологи. Сейчас он подросток ему 13 лет. С ним становится еще тяжелее. Он часто бывает агрессивным, дерзким, хамит, ведет себя вызывающе, и по-хулигански. В школе тоже проблемы, на уроках развязный, учителям огрызается, часто дерется. Но он не всегда несносный, может быть просто идеальным, часто помогает нам, причем очень хорошо, доделывает дело до конца и с радостью. Школьный психолог говорит это все гиперактивность, которая не у всех проходит к подростковому возрасту, но даже сугубляется. Мы с мужем очень нуждаемся в практических советах в воспитании сына. Помогите пожалуйста.
Вопрос от: ; Возраст: 32
консультация психолога
Здравствуйте, Аля.
Переходный возраст у подростков – это сложный период. Это период поиска себя, дальнейшего развития, выбор жизненных ориентиров. Для многих родителей непонятно поведение ребенка в период его взросления. Психологическое состояние считается неуравновешенным, поэтому зачастую происходят конфликты, на почве недопонимания.
Состояние мышления меняется вместе с физиологическими преобразованиями. На физическом уровне, в период, когда гормональный уровень резко начинает меняться, то меняется и поведение у подростков. На поведение, помимо физиологических причин, очень сильно влияет и общество, родители, общение со сверстниками. Учитывая то, что подросток занимает в этот период промежуточное состояние, то порой не всем легко даются изменения. Существует много проблем, связанных с подростковым периодом. Главное в это время не оставлять подростка в одиночестве. Потому как переходный возраст сам по себе является тяжелым временем, и для любого взрослеющего ребенка необходима поддержка с любой стороны его окружения, будь то родители, друзья, близкие.
Переходный период – это период противоречий, попытка самостоятельно принимать решения, и отвыкание от детства. Некоторые изменения претерпевают и родители. Им в свою очередь так же приходится перестраиваться на то, что ребенок начинает взрослеть, и уже в праве сам принимать некоторые решения. В этот период мальчики самоутверждаются, проявляя как им кажется "мужское" поведение.Авторитет родители в этот период отходит на второй план и референтной группой становятся сверстники, именно им подросток демонстрирует свою мужественность и самоутверждается в их среде. Тут подростку нужна поддержка, акцент на его мужественности, пример мужского поведения, уважение к его мнению. Гиперактивность желательно мягко направить в конструктивное русло. Хорошо подойдет занятие спортом: айкидо, например. Удачи.
Дополнение от автора
Спасибо большое, но я больше нуждаюсь в практических советах. Как именно можно направить в конструктивное русло, как помочь ребенку контролировать себя, как научить его "тормозить" когда его распирает?
консультация психолога
А Вы пробовали поговорить с ним, спросить в чем причина такого его поведения? Как он учиться? Такая манера себя вести скорее всего вызвана желанием самоутвердится и привлечь к себе внимание. Если ребенок не получает позитивного внимания, т.е. у него нет достижений хотя бы по-какому-то школьному предмету, где он бы чувствовал себя лучшим, то он начинает вызывающе себя вести, чтобы все-таки получить внимание, хотя бы и негативное и таким образом самоутвердиться и почувствовать свою силу. Что получается у Вашего сына лучше всего? Какие у него способности, таланты? Если он будет тратить свою энергию на занятие, которое ему нравиться, то у него будет меньше сил и желания вести себя вызывающе. Объясните ему так же, что мужская сила проявляется не только в дерзости и драках, а и в таких-то мужских качествах:перечислите их. Полезно так же занятие спортом, так как тут он так же сможет избавиться от излишней активности. Удачи.
Дополнение от автора
Объяснять и разговаривать пробовали, точнее делаем это постоянно, но помогает только на короткое время и то не всегда. Насчет самоутверждения наверное именно так и есть. Способности и таланты у него есть, но работать и заниматься он попросту не хочет, и спортивные секции быстро бросает, там начинаются те же проблемы с поведением что и в школе. Большое спасибо за помощь!

психолог онлайн
Здравствуйте, Аля!
У меня самого гиперактивный ребёнок и тоже сын. И с ним также бывает несладко и очень непросто. Но всё помогает преодолевать понимание и любовь. Он это чувствует и благодарит за это хорошим поведением. Плюс жена много с ним занимается: были и есть и секции, и кружки, и куча разных интересных дел, которые изобретает сын (иногда и мы), а мы с готовностью или без:), но поддерживаем и участвуем. И это бесконечно сближает и объединяет.
Плохое же поведение лучше не замечать, игнорировать или останавливать просто, без агрессии - как поезд за стоп-кран. (По-другому он часто просто не может себя вести, а не не хочет - это сильнее его). Хорошее же положительно подкреплять своей радостью, объятиями, походами в кино и прочим.
Терпения, понимания и любви!
консультация психолога
Здравствуйте, Аля.
Следует по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение подростка. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут необходимо учитывать особенности гиперактивного подростка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальных характер.
Необычность поведения родителей меняет психологический настрой подростка, помогает переключить его внимание на нужный вид занятия.
И в то же время такой ребенок должен чувствовать себя в семье любимым. Получая моральное вознаграждение за хорошие поступки, гиперактивные дети воздают сторицей.
Дополнение от автора
Большое спасибо всем за советы и поддержку.