Проблемы с дикцией
Я с детства картавлю. хотелось бы узнать, моя проблема может быть как то связана с психосоматикой? или картавость никак не связана с этим? В интернете не нашел никакой информации по этому поводу, и в книгах связаных с психосоматикой тоже. возможно плохо искал.
Вопрос от: ; Возраст: 19

психолог онлайн
Здравствуйте.
Причинами того, почему ребенок или взрослый человек картавит являются:
1.Короткая уздечка, которая ограничивает движение кончика языка вверх.
2. Врожденные дефекты, которые сформировались во внутриутробном периоде.
3. Недоразвитие или нарушение фонематического слуха (то есть, сохранен физический слух, но фонематический, в свою очередь, нарушен).
4.Мышечная слабость в языке.
5. Неумение выполнения языком целенаправленных движений.
6. Детское подражание произношению взрослого (в окружении ребенка есть человек с неправильным произношением, которому последний подражает).
7. Двуязычие в семье (когда родители общаются на разных языка, ребенок смешивает для себя эти языки. К примеру, русский и французский – горловая «Р»).
Если человек еще с детства начал картавить, это не значит, что он болен дислалией и не стоит обременять себя вопросами «как это вылечить». Это не болезнь. Необходимо просто регулярно, без потери энтузиазма, выполнять упражнения, которые рекомендуют врачи - логопеды.
Как не картавить?
Упражнение «Сладкоежка»
Откройте рот, нижнюю челюсть необходимо зафиксировать руками так, чтобы она не двигалась. Затем только широким языком пытайтесь облизнуть верхнюю губу сверху-вниз. Не помогайте себе челюстью приподымать язык.
«Воздушный бой»
Откройте рот, уложите язык на нижнюю губу, произнесите звук «Ф», но так, чтобы воздушная струя была узкой. Это упражнение является одним из главных в программе. Чтобы не картавить, не забывайте регулярно его повторять.
«Чистим зубы»
Широко откройте рот и кончиком языка погладьте нёбо вперед-назад. Следите, чтобы язык возвращался к корням верхних зубов.
Эти упражнения помогают натренировать расслабленную мышцу языка и произносить необходимые буквы.
После того, как вы научились правильно произносить звуки, можете приступить к усложненным упражнениям. Ими может быть произношение коротких слов, начинающихся с нужной для Вас буквы. Затем приступайте к более сложным словам, в которых в средине или конце имеется «проблемный» звук. И завершающим этапом будет проговаривание скороговорок с этой буквой.
Только, если выполнение этих упражнений станет для Вас такой же привычкой, как и чистка зубов, Вы сможете быстро и эффективно перестать картавить, которая все время не давала Вам покоя.
Не стоит размышлять о том, как научиться не картавить, необходимо просто действовать и у Вас обязательно все получится. Заручитесь также помощью и поддержкой логопеда.
С уважением, Галина Резник!