Этика психотерапевта
Здравствуйте, я посетила психотерапевта и у меня возникли неприятные чувства из-за его вопросов, я вовремя не поняла стоит ли мне отвечать, но через несколько часов я почувствовала себя ужасно некомфортно. Иногда он задавал вопросы «А в сексе также больно и глубоко?» когда я рассказывала об абсолютно не связанной теме. Я постаралась уйти от ответа и сейчас мне кажется этот вопрос ужасно личным и непрофессиональным так ли это ? Мой запрос был об отношениях, но я ни разу не говорила что хотела бы обсудить эту сферу. Также когда я рассказывала о своей ситуации он сказал «такая ценная» абсолютно саркастично и в унизительном смысле. Разве такие высказывания и вопросы корректны ? Почему так случилось ? Если я продолжаю думать об этом могла ли я получить новую травму и как мне теперь поступить ?
Вопрос от: ; Возраст: 22

психолог онлайн
Ирина Константиновна Зубиашвили
Оксана Юрьевна Селезнева
Володимир Анатолійович Тарасенко
Добрый вечер!
В этическом кодексе психолога чётко не определено, какие вопросы можно и нельзя задавать клиенту, тут очень важен контекст.
Но психолог точно не должен обесценивать переживания клиентов (комментарий "такая ценная" может сюда входить, в зависимости от ситуации которая обсуждалась), давать прямые советы и рекомендации что делать (за исключением очень редких случаев, например, экстренных ситуаций где нужно помочь составить план действий), рассказывать кому-то постороннему о Вашей жизни или Вам - о других своих клиентах (не в общих чертах "ко мне обращались люди с похожей проблемой", а прямой пересказ конкретных кейсов с упоминанием имён или без них). Подробнее о том, что можно и нельзя делать психологу в общении с клиентом, можете узнать, загуглив этический кодекс.
Про сексуальную тематику. Говорили ли Вы с психологом о том, что Вам сейчас некомфортно эту тему обсуждать, и что она не входит в Ваш запрос? Актуальна ли тема личных границ и/или сексуальной травмы для Вас где-то ещё в жизни, помимо той ситуации с психологом? Тут 50 на 50, могла быть задета и какая-то Ваша личная тема, которую Вы пока не готовы обсуждать, так и психолог мог не достаточно корректно высказаться. Как минимум, перед тем как поднимать интимные темы с клиентом, стоит уточнить, готов ли клиент сейчас о них разговаривать, так как силком вытаскивать информацию из кого-то - тоже не комильфо.
Ваша же часть ответственности в том, чтобы говорить, когда Вам что-то не нравится, в том числе и психологу. Это часть построения границ и ценный навык, который пригодится в повседневной жизни, и этот навык в терапии можно отрабатывать.
И главное, Вам самой должно быть с психологом комфортно работать, не в плане что темы для обсуждения всегда приятные, а в плане, что есть доверительный контакт с этим конкретным специалистом, и нет ощущения, что Вас постоянно обесценивают, как-то не правильно понимают и так далее. Конечно тут можно написать, что подобные переживания клиент несёт в терапию из своей жизни, а не из общения собственно с терапевтом, но и последнее очень влияет на то, сложится ли нормальный контакт и удастся ли клиенту с психологом вместе решать проблемы.
психолог онлайн
Ирина Константиновна Зубиашвили
Володимир Анатолійович Тарасенко
Марія Радченко
Добрый день. Я так понимаю, что вы работаете с этим специалистом не так давно. И ещё не сложился альянс и доверие. Первое, что хотелось бы вам сказать: доверяйте своим ощущениям. И если что-либо в контакте с психологом вам не комфортно, вы точно в праве обсудить с ним это. Для того и терапия, чтобы мы не "глотали" то, что нам больно и то, что нас не устраивает...И да, ваши реакции могут быть обусловлены каким то вашим прошлым травматическим опытом. Но как раз это и важно исследовать в терапии. Думаю, все это реально обсулить с вашим терапевтом...Но если же в этой терапии на протяжении какого то долгого времени, вы все равно будете чувствовать дискомфорт, тогда важно подумать о смене специалиста.
психолог онлайн
Володимир Анатолійович Тарасенко
Яна Кіркеснер
Марія Радченко
Психотерапия помогает исцелить душу. В процессе работы с психологом или психотерапевтом, когда вы исследуете свои текущие проблемы, прошлые обиды и мечты о будущем, вы можете лучше понять природу своих внутренних конфликтов, научиться делать более осознанный выбор.
Хороший специалист создаёт для вас безопасное терапевтическое пространство, где можно говорить о том, о чём вы раньше не решались.
К сожалению, не всегда психотерапия проходит идеально. Иногда результаты не достигаются, а иногда она идет во вред.
Насколько я правильно поняла, Вам было некомфортно общаться с психологом. Не знаю сути вашего разговора, но не очень понятно, почему психолог вдруг почувствовал себя сексологом.
Психологи — тоже люди, и хотя большинство из них искренне стремятся помочь, некоторые не замечают своих собственных серьёзных психологических проблем, а другие не соблюдают профессиональную этику. Если Вы столкнулись с таким психологом, единственный выход — прекратить терапию и найти другого специалиста.
Відредаговано автором 11-01-2025 02:25:09
психолог онлайн
Доброго ранку!
Питання сексуального характеру дуже інтимні, тому можуть обговорюватися з психотерапевтом лише у разі запиту самого клієнта. Якщо ж такого запиту з Вашого боку не було, Ви маєте повне право не обговорювати цю тему і звернутися до іншого спеціаліста.
Тим паче, якщо у Вас вже була психо-емоційна травма пов'язана із сексуальними стосунками. Бо дуже схоже на певного роду тригер, що проявив якусь глибинну психо-емоційну травму. Тому питання таке. А чому для роботи над стосунками Ви обрали саме чоловіка, а не жінку психотерапевта, якщо, знову ж таки, я правильно зрозуміла з вище написаного, що психотерапевт саме чоловічої статі?