боюсь за будущее детей
вот уже третий день когда муж в очередной раз ушел из дома с вещами. Я для себя решила что в последний раз. И не испытываю совершенно сожаления. Разве что только за разрушенную мечту иметь счастливую дружную семью, любящего и любимого мужа ит.д. Со мной осталось двое маленьких детей. Я переживаю вот о чем: не будет ли на них отрицательных последствий от воспитания одной мамой(и бабушкой!). Во всех ли случаях у детей возникают комплексы неуверенности в себе, неполноцености от жизни в неполной семье или еще какие комплексы или еще какие-то проблемы? Насколько лучше/хуже иметь плохого отца, чем никакого. Может последствия развода настолько негативны для деток, что лучше было его терпеть, но чтоб у детей была "картина" отца? я не буду препятствовать их общению, если муж захочет видеться с детьми, хотя уверена и знаю что он будет при встречах с детьми про меня плохо отзываться. да и встречаться он будет нерегулярно и нечасто. У него другие жизненные ценности. Хотелось бы получить от вас совет как воспитывать ребенка, чтоб он не чувствовал своей ущемленности от (даже не от жизни без отца, а от мысли что у него мог бы быть отец)надеюсь вы меня поймете
Вопрос от: ; Возраст: 32
консультация психолога
Катерина, вы намерены на всю оставшуюся жизнь остаться одной с двумя детьми? Не только биологический отец может быть отцом для детей.

психолог онлайн
Здравствуйте, Катерина!
Хочу Вас немного успокоить: ничто так не "воспитывает", а точнее влияет на уверенность детей, как в меру спокойная мать. Причиной комплексов и других проблем неполных семьи скорее является неспособность родителей выполнять свои роли в изменившихся обстоятельствах. Т.е. причин для комплексов достаточно много и в условно "полноценных" или полных семьях. С другой стороны, Вы правы, что картина, т.е. восприятие отца, матери и отношений между ними очень важны для ребенка. Влияет на это, в первую очередь, то, как каждый из родителей скорее не пытается показать, а действительно думает/относится к другому родителю. Тут важно понимать, что формируя представление о другом родителе, формируется представление и о нем самом, а также и модель отношений между полами. Например, если родители относятся к выбору друг друга уважительно, то скорее всего и ребенок так будет делать в жизни. Конечно, очень сложно уважать человека, который причинил боль, и заботиться о его положительном образе в глазах ребенка. Думаю, что мысль "ради ребенка я на все готова", здесь не очень поможет. Более полезно будет поработать над этим с психологом, а может и над другими сопутствующими проблемами. Ведь наши модели поведения из никуда не берутся, а бессознательно считываются с родительских. Надеюсь, я смогла ответить на Ваш вопрос, ведь универсальные советы по воспитанию детей вряд ли будут полезны в конкретной ситуации.