Как перестать зависеть от слов других людей?
Здравствуйте, уважаемые психологи! У меня такая проблема - дело в том, что я очень зависима от слов других людей и, что самое ужасное, не знаю, как от этого избавиться. Теперь расскажу об этом более глубоко. Схема, как это происходит, почти всегда одинакова: мне кто-то что-то говорит, я в свою очередь могу что-то отвечать и в том случае, когда мое мнение отличается от мнения человека, с которым разговариваю, у меня возникают разные чувства - это вне зависимости от того, что ответила я ( могу, например, возразить собеседнику, аргументировав свою точку зрения, но эти чувства...они остаются и мне становиться противно, страшно и ужасно). Особенно часто это прослеживается в разговорах с родителями. Они отвечают что-то, чего я не хочу - и я уже боюсь, стесняюсь, мне неудобно, чувствую себя виноватой внутри и скованной,зажатой снаружи. Мне хочется это все в себе убрать, но чем больше стараюсь, тем хуже выходит. Вот такой-вот парадокс. С одной стороны, они имеют право, как и каждый человек, на свое мнение, и я имею право на свое, и наши мнения могут не совпадать, умом я это понимаю, но почему тогда возникают чувства и можно ли что-то сделать, чтобы такие чувства перестали возникать???Хотелось бы, высказавшись, ощущать легкость, а не все это.
Вопрос от: ; Возраст: 29

психолог онлайн
Здравствуйте, Анна. Чтобы помочь вам мне надо кое что уточнить. Скажите, пожалуйста, как давно возникли эти негативные ощущения при общении с другими людьми? И часто ли поддерживают вас ваши родители в ваших начинаниях, ваших мнениях, ваших действиях?
Дополнение от автора
Александр Витальевич, спасибо, что ответили. Скорее всего, эти ощущения визникали всегда (по крайней мере где-то с подросткового возраста так это точно), просто раньше я не акцентировала на этом свое внимание. Мои родители имеют свое мнение о том, как должна выглядеть моя жизнь ( и имели это мнение всегда), поэтому поддерживали только в том случае, если они сами были согласны с этим, в обратных случаях - нет.
психолог онлайн
Да у каждого человека есть свое мнение. Но зачем выстраивать это мнение по отношению к другому? Возможно Вы тоже любите высказыватся о том как кто-то должен жить и как правильно делать?и Никто никому ничего не должен. НЕ нужно старатся отпустите это и наслаждайтесь тем как есть. Вы так и не назвали какие конкретно чувства у Вас возникают.
Есть смысл иметь мнение на счет себя и своей жизни - все остальное не Ваше дело, пока об этом не спросили. Уважайте чужое и имейте свое.
Дополнение от автора
Екатерина Вячеславовна, спасибо за ответ. Но мне не все понятно, особенно первый Ваш вопрос -"Но зачем выстраивать это мнение по отношению к другому?", а также то, как это можно отпустить. Согласна с Вами, что каждый человек может иметь свое мнение (и имеет), и я не имею к этому ничего против. На то, как кто-то должен жить и что и как правильно делать я тоже могу пофантазировать или поразмышлять, но не вижу в этом смысла, так как это не моя жизнь, а жизнь другого человека, зависящая от него самого. НО все мы живем в обществе и имеем какие-то отношения с другими людьми. И хочеться во всех этих отношениях чувствовать себя хорошо, а не напрягаться по неизвестно-какому поводу. А чувства были названы чуть ниже, описательно
- "...боюсь, стесняюсь, мне неудобно, чувствую себя виноватой внутри и скованной,зажатой снаружи...", то есть это страх, стыд, вина. "Есть смысл иметь мнение на счет себя и своей жизни - все остальное не Ваше дело, пока об этом не спросили" - в том-то и дело, что могут спрашивать или разговор складываеться так, что нужно ответить, и в процессе этого и возникают эти "неудобные" чувства.
психолог онлайн
Алла Владимировна Саенко
Я уверен, Анна, что вас всегда подавляли ваши родители с детства. Поэтому ваши негативные ощущуения по поводу этого давления особенно остро проявлялись в кризисные периоды- подростковый возраст и 30 лет (о детстве вы просто не помните). Но эти ощущения перекинулись и на других людей, т.е. вы зафиксировались на отторжении давления, в результате чего шаблонно реагируете во всех случаях. У вас сформировалась своего рода аллергия на родителей.
Но я еще хочу сказать, что вам повезло. Потому что вы не вытесняете свои реакции в бессознательное, а пытаетесь отрефлексировать (осознать, понять), отреагировать их (иначе вы бы и не задали такого вопроса здесь). А значит, это легче можно вылечить.
И это надо сделать именно сейчас, т.к. по всему видно, что вы переживаете очередной нормативный кризис 30-и лет и ощущения обостряются. А болезнь всегда лучше лечить в стадии обострения.
Для эффективного разрешения проблемы вам необходимо поискать личной встречи с психологом, т.к. здесь требуется очная психологическая работа. Я не считаю нужным давать вам какие-то советы в этом режиме общения, а попытался осветить причинно-следственную связь происходящего с вами.
Идите к психологу срочно!
психолог онлайн
Учитесь договариватся с людьми. Осознайте что для Вас важно, а какими мелочами Вы можете пожертвовать.
А почему Вам неудобно иметь свое мнение? Боитесь быть неудобной для других людей?
А что если Вы будете неудобной? что в этом такого страшного?
Сказать что человек дурак - это ложь, а сказать что Вы не понимаете действий этого человека это правда. Понимаете в чем разница?
психолог онлайн
Александр Витальевич Кашин
Алла Владимировна Саенко
По всей вероятности за всеми этими неприятными неудобными чувствами стоит страх,что если вы со своим мнением будете неугодны или неудобны близким людям, они от вас отвернутся и вы останетесь в одиночестве. Не знаю, был ли у вас в реальной жизни такой опыт, но ваша защитная реакция заточена именно под то, чтобы всеми силами этого опыта избежать. Отвечая на ваш вопрос - да, это решается посредством очной работы с психологом.
психолог онлайн
Алла Владимировна Саенко
Здравствуйте, Анна!
Вы сами ответили на свой вопрос, говоря: "Мои родители имеют свое мнение о том, как должна выглядеть моя жизнь ( и имели это мнение всегда), поэтому поддерживали только в том случае, если они сами были согласны с этим, в обратных случаях - нет". А когда маленький ребёнок лишается поддержки родителей, что он чувствует? Да именно то, что вы и описали: "...боюсь, стесняюсь, мне неудобно, чувствую себя виноватой внутри и скованной,зажатой снаружи...", то есть это страх, стыд, вина". Эти чувства у вас с детства, с того самого возраста, когда маленький человек крайне зависим от мнения родителей. И многим рискует. Например, остаться без любви. Ведь не секрет, что некоторые родители прямо так и говорят зависящему от них малышу: "Будешь так себя вести и я перестану тебя любить. Я люблю хорошую, послушную девочку. А плохую и непослушную - не люблю". И скажите на милость, что вам оставалось делать? Верно. Отказываться от своего, чтобы не потерять расположение и любовь самых близких вам людей. А эти самые близкие люди беззастенчиво пользовались подобным манипулированием, ведь так куда проще управлять маленьким человеком.
И это въелось в ваши плоть и кровь: если не буду слушать, потеряю любовь и принятие. Это очень глубоко. Но! Сейчас вы уже достаточно взрослый человек, чтобы принять другое решение в своей жизни и изменить всё.
Конечно, без очной помощи психолога, не обойтись. Но ещё предложу вам пройти курс психотерапевтической группы, цель которой как раз и состоит в том, чтобы помочь каждому участнику приблизиться к своему настоящему "Я", своим живым чувствам и желаниям, а не навязанным воспитанием и социумом. Кроме того, в группе (особенно по методу психодрамы) можно будет прожить вашу детскую травму и в ключевой точке принять другое решение. И всё это в доверительной и поддерживающей атмосфере.
Да и мнение своё можно будет потренироваться отстаивать и не чувствовать за это стыд и вину.
Удачи вам!
консультация психолога
Согласна с коллегами,ваши чувства,как вы их описываете,похожи на страх,причем не реального какого-то наказания.а чего-то угрожающе-размытого.Как бы прямо "по имени" это и не назовешь,но последствия явно будут тягостными.Это - результат морального давления.Правда,хочу тут немного заступиться за ваших родителей - вряд ли с их стороны это были целенаправленно вредоносные действия.Они.как и часто родители,делают,как умеют,любят вот таким образом - желая хорошего.Но - не учитывают отдаленные последствия своих действий.Да и то :их не всегда и учтешь - раз;далеко не все люди умеют и стремятся уметь быть родителями - два.Так что пусть у вас не возникает ощущения,что они прямо монстры какие-то,обычные себе родители,которым не приходит в голову осмыслить свои действия по отношению к ребенку.Просто "благие намерения" и полезные действия - это ж совсем не одно и то же!
Дополнение от автора
Уважаемые психологи, спасибо большое за ответы, объяснения, почему так, вопросы и рекомендации.