Самооценка завалялась за плинтусом.
Здравствуйте, уважаемые психологи.У меня проблема с самооценкой, которая постоянно вытекает из 3 основных проблем-начал.Я постоянно думаю о них, при любом удобном случае они всегда всплывают в моей голове, не давая спокойно жить.
1.Мои отношения.Но начну с детства. В 11 лет у меня умерла мать, отец спустя непродолжительное время ушел в другую семью (но с ним общаюсь).Я осталась с бабушкой и крестной.Как особой опеки, так и большой любви я в нашей получившейся семье не получала.Потом в 14 лет я начала тесное общение с противоположным полом.Сначала встречалась с одним 2 года,теперь встречаюсь с МЧ почти 3 года.У нас есть серьезные планы на будущее, потихоньку начинаем жить вместе.Но проблема в том, что, видимо не получив должных отношений с отцом раньше, я стала словно "хвататься" за своего МЧ.Я чувствую, что сильно зависима от него,и, несмотря на некоторые гадости,которые он может делать, я не могу уйти,слишком привязываюсь,не верю,что в будущем меня могут ожидать другие отношения.Из-за этого я чувствую себя неполноценной что-ли,моя самооценка падает от мысли, что я не обладаю какой то своей самобытностью.
2.Постоянно сравниваю себя со своей подругой.Я знаю,что это глупо и правильно, но каждый раз просматривая ее страницу ВК,я понимаю,что я не так красива,успешна,интересна и даже спокойна,рассудительна как она.Во мне нет той же состоятельности в себе как в личности.Отсюда-самооценка ниже плинтуса.Я пытаюсь как-то совершенствоваться,но меня не покидает чувство,что все-равно что-то не так.Я ей завидую в этом и от этого становлюсь противна сама себе.
3.Моя учеба.В этом году поступила в вуз.Переехала далеко,в большой город.В основном из за того,что здесь и жил мой МЧ.Учусь на платном.Но после разговоров с бывшими одноклассниками поняла,что нас ни чему не учат.Они чуть ли ночами не спят,развиваются,а мы делаем элементарные докладики для "галочки".Поняла,что мне не нравится такое "обучение",т.к. в школе я юыла отличницей и привыкла учиться,да и от этого будущая профессия зависит.Родителям сказать не могу,т.к. они немалые деньги платят,рассердятся,а о переводе не может идти и речи.Я чувствую,как реально тупею.От того,что учусь в такой дыре-самооценка ниже плинтуса.
Я потерялась в себе.Каждый мог шаг меня расстраивает.Надеюсь на вашу помощь.Спасибо!
Вопрос от: ; Возраст: 18

психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Здравствуйте,
Хотелось бы поддержать вас в том, что вы хорошо понимаете корень проблемы. Прежде всего - это дефицит любви и поддержки. Отсюда страх остаться одной, сравнение себя с подругой и зависть к ней, а также иллюзорное стремление к совершенству (хорошо иллюстрирует ситуация с вашей учебой). К сожалению, у вас не та ситуация, где возможна какая-то однозначная рекомендация из серии "полюби себя, прими себя и тд." Умом мы все гаразды понимать это. Но тем ситуация и сложна, что она затрагивает глубинные личностные пласты. Все ваши "недо" связаны с "недополучением", это вы "не дополучили", но постоянно чувствуете, что "не доделываете". Восполним ли этот дефицит? Да, в основном или в очень близких доверительных отношениях, либо, всего вероятнее, в работе с психологом.
психолог онлайн
Здравствуйте. Во-первых хотелось бы спросить чего вы собственно желаете, или как сами все представляете, что должно поменяться? Во-вторых, если что-то говорить, или коментировать по вашей ситуации, то вы сами многое сказали. И то, что я скажу, может стать ясно и вам - если вдуматься. Верным будет сказать, что человеческая психика и переживание себя, самооценки и т.п. -формируется под влиянием двух условий. Так сказать внутреней жизненной энергии и свободы, изначально присущих человеческому существу, и второе - среды, родительского воспитания и прочего внешнего, так сказать, придающих форму этой внутреней энергии и бытности человека. Почему-то так получается и в вашем случае я тоже это вижу, - что среда становится более важной, ее винят и на нее уповают. Я не оспариваю травматического влияния вашей семейной истории на вас. Но почему всегда форма становится важнее содержания? Этим то собственно и отличается ответственность от безответственности. Осознаность и свобода от депрессии и вины. Форма и поиск причин вовне, в прошллом, в связи с родителями и их недостатков - становится тюрьмой. Так человек не имеет шансов что-либо изменить. Понятно, что это может быть демагогией и попыткой разложить неразложимое. Что дескать, так - есть, и все тут. Это - правда. Однако, вот смотрите, вы сами говорите, что дескать зависть к подруге вас отравляет и портит. Что вы как если бы свою энергию, которой могли бы пользоваться и ценить - превращаете в идеализацию другого и обесценивание себя. Другой то в принципе тоже обесценивается, поскольку зависть выдержать сложно. Так обесценивается вуз, вы вместе с ним. И вы говорите - я такая, поскольку вуз - такой. Они идеально развиваются - я -нет. Мне надо перевестись куда-то, но не хочу тревожить родителей. Виноватюсь - хоть и злюсь. Не сейчас хорошо, не сейчас буду меняться - а там хорошо, в будущем будет, с кем-то. Уверяю вас - там нет никого, и лучше не будет, пока вы здесь и сейчас не начнете понимать данный механизм защиты от зависти и гнева, обиды. И понимая его, что-то делать для себя и для других -хорошее, развивающее себя. Если я прав и вы понимаете, то что я описываю, психика как бы пытается себя расколоть, очернить и снять ответственность. Сказав, все плохо и я плохая, поскольку они плохие, не дали мне любви и т.п. На самом деле, вы -не батарейка, которую можно позитивно зарядить или негативно разрядить. Не знаю, откуда у людей берется идея, что им нечто дается извне. А если не дается, то они - пусты. Как если бы они были беспомощными младенцами, без рук, без ног, и без головы. Ясно, что прошлое имеет огромную власть над нами. Однако, любовь не дается родителями, любовь ваша и она только поддерживается другими. Но вы решаете, какой вам быть, и чувствовать себя хорошо или плохо, виновато.
P.S. Вы скажете, если все так, почему же я себя так чувствую. Ответ - сопротивление психики. Что привычно, то - удобно, безопасно. Даже, если нам плохо и неудовлетворительны - мы уже привыкли, и нам как если бы хорошо, думать и переживать по накатаному. Так, что следует быть готовым к тому, что если вы на самом деле пожелаете что-либо изменить, и начнете это делать, вы будете переживать напряжение и тревогу. Как наркоман переживает ломки и боль, а на самом деле - эмоциональное очищение. Самый надежный способ понять, что вы на пути изменений, как раз чувство напряжения и сопротивления, при делания чего-то, что вы считаете правильным, наперекор желанию вернуться к прежним, привычным защитам и переживаниям.
Т.е., басня такова, чтобы сделать что-то, что вам не типично, но что вы считаете правильным и полезным
психолог онлайн
Здравствуйте, Jkmuf!
Хорошо, что знаете или догадываетесь о первопричинах низкой самооценки. Но знание - не освобождает от ..., увы. Необходима работа с Вашими чувствами, а по интернету сие невозможно, разве что только по скайпу.
Найтись в себе Вам поможет очная психотерапия с психологом. Не по переписке. В кабинете.
Удачи!