Сублимация; плюсы в ужасных ситуациях
Здравствуйте.
Вчера случилось страшное: умер близкий мне человек. Какое-то время я находился в подавленном состоянии, но перед сном решил уткнуться в планшет. Там, отвлекшись от этой ужасной ситуации, я родил концепцию своего проекта, который вертелся у меня в голове уже некоторое время, тогда стало просто все упорядочено и плюс что-то добавил. Меня интересует, является ли такой творческий процесс сублимацией моего состояния?
Если это так, выходит, что мой проект в какой-то мере появился вследствие смерти того человека, так как это было причиной сублимации. И отсюда следует, что если бы не смерть человека, проект мог бы не обрести ту отличную форму, которую он имеет сейчас.
Тогда мне, получается, нужно в какой-то степени быть благодарным этой трагедии? По мне, это как-то ужасно и недопустимо. Наверное, это одна из причин, по которой я терпеть не могу искать хоть какие-то плюсы в таких кошмарных случаях.
И вообще, как следует относиться к продуктам творчества через сублимацию от смерти людей? Мне кажется, это как-то неправильно, однако мне действительно хочется реализовать тот проект. Подскажите, пожалуйста.
Вопрос от: ; Возраст: 17

психолог онлайн
Ольга Анатольевна Белан
Здравствуйте, applecorn! Думаю, что речь идёт о концентрации, сосредоточенности, отрешённости. Многие великие открытия были сделаны по пробуждении, среди ночи, в момент засыпания. Это то время, когда мозг успокаивается, ритм замедляется, переходит в так называемое состояние "альфа". Альфа-ритм мозга - ритм детей и гениев.
"СУБЛИМАЦИЯ (лат. sublimo — возвышаю) — переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно З.Фрейду, СУБЛИМАЦИЯ — это процесс, заключающийся в том, что влечение (ЛИБИДО) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую." - не Ваш случай.
психолог онлайн
Ольга Анатольевна Белан
Да, согласна с коллегой. Термин "сублимация" здесь не вполне подходит. А если мы с вами попробуем отойти от терминологии и обратиться к вашим чувствам..похоже, вы испытываете вину, что переключились, недостаточно горевали и плакали. Возможно, вам свойственно приписывать себе излишнюю вину? И, возможно, стоит проанализировать вашу реакцию на смерть этого человека в контексте отношений с ним (с ней?).Вы написали, что это кто-то близкий, а значит дорогой для вас человек.Только вы знаете, какие у вас были отношения, что вы успели или не успели сказать ему и т.д. Возможно, стоит подумать об этом, мысленно поговорить и еще раз попрощаться с этим человеком или поговорить о нем с кем-то еще. А что касается вашего проекта, каждый человек имеет свои защитные механизмы и переключение на творчество и деятельность далеко не худший механизм. За что же себя здесь винить? Наоборот, ваш проект может быть кому-то полезен. Стоит сосредоточиться не на том, что вы виноваты, что переключились на рабочий процесс, а на том, какие были отношения с человеком, который ушел из жизни. Именно это поможет понять, от каких чувств вы, возможно, убегаете в работу.
психолог онлайн
Здравствуйте,скорее всего, у вас произошло замораживание чувств от случившегося горя,чтоб не испытывать душевную боль. И иногда, в таком состоянии, возникает желание интенсивной деятельности,например как с вашим проэктом,Ещё как вариант,после смерти близкого человека приходит ощущение конечности жизни и оно подталкивает сделать то,что долгое время откладывалось.Но в любом случае,если человек близкий,боль утраты никуда не девается,её нужно прожить,если сейчас на это нет ресурса,он появится потом, деятельность может лишь временно заменить переживания об утрате.