Как перестать стресстаать и постоянно сомневаться ?
Добрый вечер! Дело в том,что поступив в университет начала ужасно спрессовать. Когда училась в школе, была отличницей, но мне учеба давалась легко и таких проблем не было. Конечно, университет это уже другой уровень и понятно,что учиться не легко. Но проблема в том,что я это все воспринимаю неадекватно. Учусь я на отлично, но при всём этом на парах сижу и просто обливаюсь потом если меня спрашивают. Мне постоянно кажется,что я ужасно глупая и все что я отвечаю - полная ерунда. У меня такое чувство, что окружающие считают меня дурочкой. Почему я не могу быть уверенной в своих знаниях и даже если ошибаюсь принимать это со спокойной душой? У нас много кто ошибается, но почему- то если это делаю я,то я никак потом себе этого не могу простить, я прихожу домой и морально издеваюсь над собой "вот, как можно было такое сказать? Теперь все знают,что ты дура" ну и так далее. Это невозможное самоистязание и я не знаю что с этим делать. У меня даже первое время было такое,что я начала заикаться при разговоре с людьми, не могла выразить свои мысли. Но заикание вроде прошло, но всё же после любого сказанного предложения остается горький осадок,что я сказала что-то глупое. Подскажите пожалуйста, что мне делать и как справится с постоянными сомнениями? Спасибо!
Вопрос от: ; Возраст: 20
Дополнение от автора
Автокорректор исправил, вопрос звучит "Как перестать стрессовать..."

психолог онлайн
Анастасія Львівна Ковальчук
Наталия Горская
Добрый день, выделю в вашем вопросе два основных момента "Мне постоянно кажется,что я ужасно глупая и все что я отвечаю - полная ерунда."
"У нас много кто ошибается, но почему- то если это делаю я,то я никак потом себе этого не могу простить, я прихожу домой и морально издеваюсь над собой "вот, как можно было такое сказать? Теперь все знают,что ты дура" ну и так далее. Это невозможное самоистязание и я не знаю что с этим делать.
Это внутренний конфликт. У Вас борются два мнения внутри одно говорит:"Ты ужасно глупая и все что ты отвечаешь полная ерунда" или "Вот как можно было такое сказать" и так далее, а второе при этом: "У нас много кто ошибается", "Учусь я на отлично". Первый голос звучит громче и похоже пока побеждает. Уверенны ли вы что это ваше мнение или этот голос вам кого то напоминает? Неужели у второго голоса нет аргументов в пользу вас?Силы не равные, было бы не плохо их уравнять, если Вы обратитесь за помощью к специалисту, это будет сделать намного легче, так как вам очень трудно будет остановить это самоистязание внутри себя своими силами
психолог онлайн
Kate, предлагаю Вам порассуждать и самой себе ответить на несколько вопросов:
Что будет, если Вы вдруг узнаете, что окружающие действительно считают Вас глупой?
Для чего Вам нужно хорошо учиться?
Почему Вы решили, что должны учиться именно хорошо и никак иначе?
Что скажут (почувствуют, сделают) ваши близкие, если Вы окажетесь совсем не отличницей?
Дополнение от автора
Благодарю за ответы!
Татьяна, вы правы, во мне действительно два голоса, тот, что за иногда всё же берет вверх, но до определенного времени, до того как я сделаю или скажу что-либо глупое, по моему мнению, и снова буду себя ругать. А насчет чужих слов, то меня наоборот поддерживают и родители никогда не прессовали оценками, мама когда видит, что я нервничаю из-за учебы наоборот помогает успокоиться и говорит, что если не хочу делать делать какое-либо задание, то не надо. Подруги тоже поддерживают, наоборот всегда поднимают самооценку, говорят,что я хорошо выгляжу, что я молодец и в учебе. Правда несколько лет назад у меня была группа друзей, которая принимала меня за самое слабое звено, дело доходила и до насмешек и словесных обзываний типо ты дурочка и так далее. Возможно именно это и наложило свой отпечаток, но я уже давно с ними не общаюсь и о них не думаю.
Татьяна, на ваши вопросы мне ответить не так легко. Я почему-то именно и боюсь того,что подумают обо мне окружающие и ничего с этим пока не могу поделать. Узнав, что окружающие действительно считают меня глупой скорее всего растроит меня совсем. Для чего мне хорошо учиться, я пока не могу найти ответ на этот вопрос. Наверное, я хочу себе доказать, что я могу, хоть мне и сложно. А насчет близких, моя семья итак в меня верят, они наоборот переживают, что я так нервничаю из-за учебы, у меня от постоянного стресса падает зрение.
психолог онлайн
«Сложные вопросы» - разбираться внутри себя всегда сложно.
«Хочу себе доказать, что могу» - а кто внутри Вас с этим спорит?
Если говорить в терминах коллеги Татьяны «чей это голос»?
И сколько Вы будете давать этому голосу право решать?
Оправдываться перед ним, искать доказательства, что Вы хорошая сама по себе, (даже если оказываетесь глупее кого-то). Ведь всегда есть кто-то, кто умнее (красивее/стройнее/креативнее/моднее/богаче…), чем Вы, но это не означает, что он лучше или больше заслуживает быть счастливым.
Важно уметь опираться на себя и свои ощущения, для этого важно принимать себя со всеми своими недостатками, позволять себе ошибаться и быть несовершенным, ведь идеальных людей не бывает. Чтобы разобраться в том, что происходит вашей с уверенностью в себе, можно очно обратиться к специалисту в своем городе.
Дополнение от автора
Спасибо большое за ответ! Дело в том,что если я получаю низкую оценку то очень сильно расстраиваюсь, проблема в том,что у меня не получается "забить" и я сама не знаю почему. Я не знаю,почему дала себе такую установку учиться хорошо, даже если это вредит моей нервной системе. Как перестать расстраиваться и научиться абстрагироваться? Я прекрасно понимаю,что плохая оценка это не конец света и в будущем я вообще об этих оценках вряд ли вспомню, но понимать и чувствовать разные вещи. Я пытаюсь не расстраиваться, но у меня не выходит
психолог онлайн
Kate, часто корни таких «установок» кроются в детстве.
Сейчас ваша семья, как Вы пишете, поддерживает Вас, видя, как много Вы стараетесь.
Но как бы они отнеслись к Вам, если бы Вы, например, еще в школе «забили на учебу»? Что бы они говорили, как поступали бы?
Приняли бы Вас такой, любили ли бы?
Вы очень тонко подметили, что «понимать и чувствовать – разные вещи».
Сложно самостоятельно изменить свои установки, потому, что сами с собой Вы можете вести только тот внутренний диалог, который Вы уже описали. Чтобы почувствовать, а не понять, нужно включение «третьего голоса», присутствие другого человека. Это может быть психолог, но не в переписке, ведь тут чувства искажаются.