Страх разоблачения
Добрый день.
Постараюсь описать полно, но как можно короче.
Немного предыстории. Для меня обычен ход мысли, что я хуже всех, недостаточно хорош, постоянно сравниваю себя с другими и прекрасно подхожу под описание страдающего «синдромом самозванца» из Википедии.
Недавно удалось докопаться, где могут крыться корни такого отношения, и сейчас я пытаюсь отсеивать мысли, развивающиеся по подобным сценариям, разбирать их на винтики и шестеренки, чтобы они перестали работать. Но мысли о том, что я хуже всех не только обычны, но и привычны: всегда ясно, что думать о себе, что тебя ждет, на какое отношение к себе рассчитывать и т.д. Остается только удивляться, когда кто-то относится к тебе лучше, чем ожидаешь. Довольно удобный способ восприятия.
В последнее же время появилось какое-то противное чувство, для краткости и определенности назовем его страх, хотя не совсем уверен, что это именно он, разоблачения. Чувство, будто кто-то подойдет, хлопнет по плечу и скажет: "парень, что-то ты зазнался, посмотри на себя" (ремарка, разумеется, касается не только внешности).
Пожалуй, еще стоит упомянуть, что к этому добавляется нежелание быть человеком, который в чужом глазу каждую соринку замечает, а в своем бревна не увидит.
Не могу сказать, что это страх оказаться "неидеальным", скорее возникает чувство, будто думаю о себе лучше, чем того заслуживаю.
Собственно вопрос: что это такое? Почему возникает этот «страх разоблачения»? Это страх неопределенности? Страх разрушения хорошего представления о себе? Может кто-то направит в нужное русло.
Заранее спасибо.
Вопрос от: ; Возраст: 24

психолог онлайн
Здравствуйте. Направит вас в нужное русло личная психотерапия. За вашими страхами, ожиданиями, напряженностью и стереотипизацией стоит нечто, что вы сможете разоблачить в момент консультации.
Всего вам хорошего.
психолог онлайн
Поддерживаю коллегу. И на ваш вопрос: - сто это такое - просится ответ - это путь к собственному развитию, лежащий через психотерапию.
Мыслей много, понимания много, рассуждения очень толковые, правда жизни в этом мало. Рассуждать о переживаниях, как мне кажется это быть "головой профессора Доуэля". А психика все равно просит самих переживаний. Разных. И происходят они только рядом с кем-то.
Пока вы размышляете о переживаниях - вы остаетесь один. И один из оттенков страха может быть про страх одиночества.
психолог онлайн
Самооценка человека формируется в родительской семье, начиная с детства.
Судя по вашим «привычным мыслям», ваша самооценка была явно заниженной, но винить себя в этом не нужно, ведь это результат действий людей, которые Вас воспитывали, и, частично, обстоятельств, в которых Вы росли.
Повзрослев, Вы стали оценивать себя уже осознанно, возникло несоответствие того, что Вам внушили, и того, что Вы увидели на самом деле. Вы стараетесь с этим несоответствием бороться своими силами и известными Вам способами. Это действительно путь самосознания, развития.
Сложность в том, что привычка опираться на оценку других (сначала родителей, теперь тех, от кого страшно услышать «парень что-то ты зазнался») мешает формировать свое собственное отношение к своей «неидеальности», принимать себя таким, какой есть, как будто существует в мире некий справочник «соответствия», критерии которого нужно обязательно сверить, прежде чем «разрешить» себе быть собой.
психолог онлайн
Здравствуйте, Андрей!
Я уверенна, что путь к решению проблемы всегда начинается с ее понимания. Вы, фактически, это уже делаете, когда пытаетесь «докопаться» до сути, «найти корни» того, что с вами происходит. И, как мне показалось из вашего письма, во многом разобрались. Это огромная работа, ведь само по себе понимание уже целительно. Но для того, что бы ощущать себя по-настоящему свободным, необходимо все же нечто большее, чем интеллектуальное знание. Можно очень хорошо разбираться в людях и их реакциях, прекрасно осознавать свои мысли и сценарии развития различных ситуаций, но быть абсолютно беспомощным перед собственными чувствами. Тогда происходит знакомое: «Умом понимаю, а сделать ничего не могу».
Я могу ошибаться, но, похоже, вы были лишены близких, доверительных отношений, в которых вас принимали таким, как есть - со всеми достоинствами и недостатками. Глубинное ощущение собственной ценности, «хорошести» закладывается в раннем детстве, когда ребенок чувствует, что родители его любят и принимают просто так, независимо от поведения, внешнего вида или привычек. Если же, по каким-то причинам, ребенок оказывается лишен такой безусловной любви, у него формируется ощущение, что он недостаточно хорош, что любовь нужно как-то заслужить (например, если хорошо себя вести). Отсюда и возникают желания ориентироваться на других, «быть на высоте», постоянно соответствовать. Любое несоответствие вызывает тот самый страх разоблачения – «все узнают, что я плохой».
Поскольку эти ощущения формируются очень рано, еще в доречевой период, когда мы не способны их осмыслить и выразить словами, они и сохраняются у нас в памяти в том же виде, и потому не поддаются ни логическому объяснению, ни рациональной «проработке».
Их может «стереть» только новый опыт, который рождается в отношениях, основанных на близости и принятии. Как сказали коллеги, психотерапия способна помочь «заново прожить» эти травмирующие моменты, осознать связанные с ними чувства и построить новую здоровую модель отношений.